Агрессивное поведение дошкольников
консультация
Буклеты родителям и педагогам ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka-buklet_roditelyam.docx | 134.37 КБ |
pamyatka-buklet_dlya_vospitateley.docx | 69.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивность современных детей
увеличивается чуть ли не в геометрической
прогрессии. На агрессивность детей
немаловажное влияние оказывает социальный
фактор и особенности воспитания детей.
Изучая также влияние агрессивного
поведения родителей на поведение ребенка,
было обнаружено, что у агрессивных
родителей — агрессивные дети. И во
избежание этого, мы подготовили Вам эти
рекомендации. Но для начала хотелось бы
разъяснить, что является проявлением
агрессивности у детей.
КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ
- Ребенок часто теряет контроль над
собой.
- Ребенок часто отказывается
выполнять правила.
- Ребенок часто специально раздражает
людей.
- Ребенок часто винит других в своих
ошибках.
- Ребенок часто сердится и
отказывается сделать что-либо.
- Ребенок часто завистлив, мстителен.
- Ребенок чувствителен, очень быстро
реагирует на различные действия
окружающих его детей и взрослых,
которые нередко раздражают его.
Если проблема появилась, прежде всего, нужно успокоиться, не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка — это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?
1. Не игнорировать.
Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.
2. Выяснить причину.
Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.
3. Дать негативную оценку.
Если ребенок проявил агрессию, следует вести себя строго. Он должен понять — его поведение недопустимо и родители очень огорчены.
4. Педагогически наказать.
Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т. д.
5. Проанализировать стиль семейных отношений.
В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно родителям стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлением агрессии.
6. Уделить достаточно внимания.
Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребенку просто необходимы мнение или совет родителей.
7. Объяснять.
Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.
8. Хвалить.
Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким — хорошо, а жестоким, злым — плохо.
9. Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.
Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить «бой» подушкой; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.
10. Набраться терпения.
Детская жестокость — проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ (как родители могут ее предупредить):
-постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;
-рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;
-рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;
-обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;
-найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество, а также устраивайте такого рода развлечения дома и сами активно включайтесь: вместе поиграйте в прятки, или другие подвижные игры. Ребенку важно выплеснуть накопившуюся эмоциональную и физическую энергию;
-показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;
-читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
Любите своего ребёнка!
Дарите ему ласку и любовь,
и тогда всё у ВАС будет хорошо!
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
Памятка-буклет для родителей:
«Агрессивный ребенок. Как с этим бороться?»
Наши дети каждый день предлагают нам
такие ситуации, с которыми очень и очень
непросто разобраться с ходу. Но и оставлять
решение «на потом» тоже нельзя: слишком
уж зависит от наших действий в этих
ситуациях будущее наших детей.
Предлагаем Вам рекомендации по решению
некоторых проблем, возникающих во
взаимоотношениях с ребенком.
Предварительный просмотр:
Работа воспитателя с агрессивными детьми должна проводиться в трёх направлениях:
- формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию, желанием помочь и т. д.
- работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;
- обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
Через игру возможно перестроить эмоциональную сферу детей, склонных к агрессии. Какие же методы выбрать?
Большое влияние на эмоциональную сферу ребенка оказывают художественные произведения (сказки, рассказы, стихи, потешки и др., они обогащают словарь ребенка и его мировидение. Их можно применять во время режимных моментов, игр, в совместной и образовательной деятельности. Так же можно организовать просмотр мультфильмов поучительного характера, а потом провести дискуссию на тему увиденного сюжета. Очень полезны в этом плане старые, добрые, советские мультики.
Хорошо помогают беседы в соответствующе оборудованном месте с примерным названием: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Остров желаний»; «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т. д. К примеру, можно поставить две палатки, соединенные трубой, в которые посадить конфликтующие стороны и обсудить с каждым по отдельности причину конфликта и найти мирные пути решения. Выговорив обиду, дети воссоединяются в одной палатке и мирятся.
Интересен метод куклотерапии, где ребенок может выступить одновременно в двух ролях – себя и куклы. Кукла много может «рассказать», что она думает о своем хозяине и его поведении. Исполняя различные роли, ребенок приобретает позитивный опыт поведения и общения со сверстниками и другими людьми.
Так же эффективно использовать сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации на темы художественных произведений или моделирующие конфликтную ситуацию, что позволяет детям взглянуть на себя, и свое поведение со стороны и найти пути решения конфликта сообща.
Пальчиковая гимнастика тесно связана с развитием речи, способствуя ее развитию. А также развивает мелкую моторику рук и высшие корковые функции (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Видя, что дети «распетушились», воспитатель может мгновенно отреагировать и организовать:
Спортивная игра или развлечение, способствует сплочению коллектива и выбросу негативной энергии.
Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и дают огромный запас энергии.
Очень хороший метод – релаксотерапия, которая тренирует фантазию, учит направлять свое внимание на внутренние ощущения при полном или частичном физическом расслаблении. Ребенок, как бы «медитируя», представляя себе различные приятные образы, тренирует свои положительные эмоции.
Очень полезно при этом музыкальное сопровождение – прослушивание негромкой, спокойной музыки. Также детям нравится, если при этом используется ароматерапия (например, для того, чтобы представить себя в лесу, можно использовать запах соснового, пихтового эфирного масла).
Очень нравятся детям игры с песком, глиной, водой, которые поглощают негативную психическую энергию, поэтому при взаимодействии с ними стабилизируется эмоциональное состояние, повышают жизненный тонус.
Следующий метод проективное рисование, так называемые «Листки страха» или «Листки гнева», когда ребенок может нарисовать своего обидчика или свой страх на листке бумаги, а потом смять и порвать его, разряжая негативные эмоции.
Очень хорошо снимает напряжение и помогает выразить свои чувства пальчиковое рисование.
Развивают эмоциональную сферу, а также помогают в работе по профилактике конфликтных ситуаций различные игры психологического характера, такие как:
-Игры на преодоление негативных эмоций, гнева (упражнения: труба «Крик», «Стаканчики-обзывайчики», «Мешочек грязных слов»)
-Игры на взаимодействие («Колокольчик радости», «Золотой дождь», «Хвост дракона»).
-Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста (моделирование и проигрывание конфликтных ситуаций, обсуждение, аргументирование).
-Игры на воспитание доверия друг к другу, чувства милосердия, сочувствия и ответственности за другого. (Игра «Песня дружбы», различные игры-драматизации, обсуждение сказок, проигрывание ситуации «Помоги маме», «Поделись советом с другом» и др)
На все направления игр имеются картотеки.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА:
- Использовать спортивный уголок и соответствующее оборудование, например, чеканить мяч.
- Топать ногами.
- Нарисовать свой гнев, скомкать его и выбросить.
- Втирать пластилин в картонку или бумагу.
- Посчитать до десяти.
- Умыть лицо – вода расслабляет и снимает агрессию.
И не менее важной задачей для воспитателей, является умение научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником процесса, не слепо подчиняться требованиям взрослого, а вместе найти выход из сложной ситуации, используя разные варианты решения конфликта.
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
Памятка-буклет для воспитателей:
«Способы снижения агрессивности у дошкольников»
Наши дети каждый день предлагают нам
такие ситуации, с которыми очень и очень
непросто разобраться с ходу. Но и оставлять решение «на потом» тоже нельзя: слишком
уж зависит от действий воспитателя в этих ситуациях будущее детей.
Предлагаем Вам рекомендации по решению
некоторых проблем, возникающих во
взаимоотношениях с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение дошкольника .Консультация для родителей
Данная статья предназначена родителям.Дошкольный возраст -время, когда формируются межличностные и социальные отношения рбёнка.Окружающие ребёнка взрослые несут ответственность за то , какими вырастут...
"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"
Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...
Агрессивное поведение дошкольников
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. ...
Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников
Консультация для родителей...
"Удивительный мир капель" Конспект занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников
Начальный этап реализации программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников...
Агрессивное поведение дошкольников
Консультация для педагогов...
Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления
консультационная беседа с родителями содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком...