Обобщение опыта на тему «Развитие логического мышления через легоконструирование»
статья
Актуальность
Мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Развитие умственных способностей (психологических качеств, позволяющих детям легко и быстро усваивать новые знания и использовать их при решении разнообразных задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные современные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
С 2013 года я углубленно работала над темой «Развитие логического мышления через легоконструирование для детей дошкольного возраста». Заинтересованно и ответственно подошла к изучению этой темы и продолжаю вести активную работу по её использованию и внедрению в практику.
Играя и обучаясь легоконструированию, у детей развивается внимание, память возникает большой интерес к моделированию. Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются своей богатой фантазией, стремлением к созидательной деятельности, желанием изобретать.
В своей работе с детьми, я опиралась, прежде всего, на конструктивную деятельность, которая позволяет развивать такие мыслительные процессы как: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Конструирование в дошкольном возрасте рассматривается как процесс формирования у детей универсальных способностей, на основе которых происходит развитие умственных способностей и речевой деятельности, необходимых для становления возрастных психологических новообразований. В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.
Программа «От рождения до школы», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий, на которых в большой мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.
Учитывая психологические особенности детей среднего возраста (начало формирования детских взаимоотношений), я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
Формирование пространственного, логического, математического мышления является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе, так как в последнее время вопрос качества образования дошкольников является актуальным. На мой взгляд, не случайно в современных образовательных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность многими педагогами и специалистами рассматривается как одна из ведущих.
Превращение ребёнка в интеллектуально развитую личность зависит от технологий педагогического процесса. Только в практической деятельности происходит развитие способностей ребёнка. Задача педагога развивать интерес детей к конструктивной деятельности, к созданию чего-либо своими руками, к стремлению познавать окружающий мир.
Развивая логическое мышление детей, решаются и другие важные задачи в процессе конструктивной деятельности:
- развитие мышления (пространственного, образного);
- развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться её);
- развитие самостоятельности (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её решения);
- развитие умений рассказать о своей постройке, обучение передать словесно содержание сказки, картинки, развитие монологической и диалогической речи, пополнение словарного запаса детей;
- обучение детей обыгрыванию постройки;
- развитие в игре дружеских партнерских взаимоотношений;
- развитие пространственных представлений.
Этапы работы.
Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.
3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей.
4. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
5. Конкретно обозначить виды конструирований, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога.
6. Составить план – схему использования легоконструктора в совместной и самостоятельной деятельности.
7. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.
Цели и задачи обучения и воспитания.
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1. Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Накопленный мною опыт, полученный в ходе работы, может быть использован в педагогической практике дошкольного учреждения.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий, содействующих развитию логического мышления через легоконструирование для дошкольников посредством использования в образовательном процессе инновационных тенологий.
Для реализации педагогической идеи стараюсь создать и поддерживать положительный психоэмоциональный комфорт в детском саду, создаю условия для реализации каждым ребёнком своих лучших качеств, своих потребностей, возможностей, желаний. Я стараюсь развивать у детей инициативу, самостоятельность, речь.
Организация учебно-воспитательного процесса
В нашем детском саду с конструктором Лего я работаю второй год. За это время, я разработала игры для детей дошкольного возраста. Учу детей работать по этапам.
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:
• Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
• Концентрацию внимания
• Мелкую моторику
• Умение следовать образцу
• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
• Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий
• Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.
Занятия по легоконструированию позволяют снять перенапряжения, страхи детей, создают благоприятные условия для формирования таких качеств, как усидчивость, любознательность. Для реализации поставленных целей большое значение имеет предметно-развивающая среда. Дети младшего дошкольного возраста пользуются конструкторами «Кроха», а затем дети знакомятся с конструктором «ЛЕГО-ДУПЛА». Данные виды конструкторов позволяют осуществлять легодеятельность более эффективно и разнообразно. Легоконструирование позволяет разнообразить дидактические игры, широко применять их на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
В процессе конструирования дети подбирают детали, необходимые для разных частей сооружения, пересчитывают их после окончания работы, определяют длину необходимой детали путем пересчета кнопок-креплений на пластине или блоке при помощи взрослого.
Образовательная практическая деятельность проходит более раскованно, в непринужденной обстановке. В процессе продуктивной деятельности дети не просто описывают свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу деятельности, причем на вопросы не только сверстников, но и на вопросы воспитателя. Это развивает коммуникативные навыки, так как в процессе совместной деятельности дети могут поинтересоваться тем, что и как, делают другие, получить, или дать совет о способах крепления, или объединить свои конструкции для более масштабной. В младших и средних группах рекомендую применять следующие виды занятий:
- конструирование по образцу
- конструирование с опорой на схемы
- конструирование по собственному замыслу.
Дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные модели по предметно-схематическим моделям, и, наоборот, выполнять графическое изображение объемной конструкции с использованием шаблонов. Таким образом, дошкольники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность выполнения постройки посредством чтения чертежей и схем.
Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием – это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ребенку необходимо учитывать конфигурацию каждой детали и такие пространственные показатели, как симметричность и асимметричность.
В своей работе я использовала наиболее распространенные формы организации работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседы.
Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по легоконструированию.
С помощью «LEGO» - конструктора трудные учебные задачи решаются посредством увлекательной игры, в которой дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: это строители многоэтажного дома, которые стремятся завершить строительство для новосёлов; либо это будущие гонщики, обсуждающие марки своих автомобилей для участия в «Формуле-1»; или это лётчики, осваивающие новые самолёты.
«Ребенок строит, а значит, он СОЗИДАЕТ, он строит свой мир, тот который ему нравится и который он понимает»
На начальных этапах знакомства с деталями конструктора и различными видами скрепления применяются разнообразные дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Найди такую же деталь», «Чья башня выше», «Запомни и построй» и т. д., что так же способствует развитию зрительного внимания, целостности восприятия и памяти.
Вот некоторые из них.
«Найди детали одного цвета»
Материал: коробочка с мелкими полосками бумаги, детали конструктора LEGO разного цвета и формы.
Цель: развивать быстроту мышления, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Правило: Детали конструктора спрятаны в коробочке с бумагой. Дети должны найти детали своего цвета (формы). Побеждает тот, у кого в конце игры больше деталей (дети могут построить башню из своих кирпичиков, чья башня выше – тот победитель) .
«Найди постройку»
Материал: карточки, постройки, коробочка. Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками. Правило: Дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и находят эту постройку.
«Найди такую же деталь, как на карточке»
Материал: карточки, детали конструктора LEGO.
Цель: закрепить названия деталей конструктора LEGO. Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора LEGO. Находят такую же деталь. В конце игры дети строят модель из своих кирпичиков и придумывают название.
«Чудесный мешочек»
Материал: набор LEGO - конструктора, «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать детали конструктора на ощупь.
Правило: Ведущий держит мешочек с деталями конструктора LEGO. Дети по заданию достают деталь из мешочка. Затем объясняют свой выбор.
«Построй, не открывая глаз»
Материал: плата, наборы LEGO. Цель: учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук. Правило: перед детьми плата и конструктор, дети с закрытыми глазами пытаются что-нибудь построить. Затем придумывают название.
Для поддержания интереса к конструктивной деятельности и закрепления уже имеющихся у детей конструктивных навыков и умений использую чередование мелкого конструктора «LEGO-DUPLO» с крупногабаритными модулями «LEGO-DAGTA».Темы разнообразны и увлекательны («Постройка пирамид», «Зоопарк», «Динозавры», «Космические корабли», «Построим город коротышкам», «Полёт на Марс» и т. п.)
В результате систематических занятий у старших дошкольников формируются необходимые для будущего обучения в школе предпосылки: умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать свою работу и рассказывать о содержании выполненного, а также развивается мелкая моторика рук и ориентир в пространстве, расширяются представления об окружающем мире, закрепляются обобщающие понятия: «Транспорт», «Растения», «Животные» и др.
Раздел II. Результативность опыта
Опыт работы показывает, что самый верный тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребёнка.
Не менее важным условием для развития логического мышления, творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе их родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. При взаимодействии с родителями педагоги используют следующие формы работы:
• консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести),
• папки – передвижки;
• выставки детских работ с участием родителей, конкурсы.
• развлечения,
• родительские собрания, мастер – класс.
Вся проводимая работа в ДОУ по инновационной деятельности привела к следующим результатам:
-повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию логического мышления детей дошкольного возраста средствами конструирования в разных видах детской деятельности;
-проявление самостоятельности, творческой активности у детей;
-повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
-повышение эффективности деятельности других образовательных учреждений на основе распространения накопленного опыта по внедрению новых технологий;
-улучшение научно-методических условий для педагогов МДОУ в области формирования логического мышления средствами конструирования.
Таким образом, работа по инновационной теме ориентирована на развитие логического мышления детей, предполагает разработку системы мер по всестороннему развитию детей на основе умственных способностей средствами конструирования и развивающих игр.
Провожу диагностику по выявлению уровня развития конструктивных навыков и умений, по следующим параметрам:
-умение принять цель;
-умение выбрать материал и организовать рабочее место (при помощи взрослого);
-сформированность практических умений и навыков у детей;
-результативность и целеустремлённость в достижении результата.
Результаты диагностики показывают, как возрастает качество знаний и умений, возрастает творческая, познавательная активность ребёнка. Видя результаты своей работы, достижения маленьких архитекторов, возрастает желание глубже изучать тему инновационной работы, разрабатывать новые методики конструктивной деятельности и внедрять их в практику дошкольного учреждения.
Можно с уверенностью сказать, что на занятиях по LEGO-конструированию дети имеют возможность эмоционально раскрыться, поверить в свои силы, активизировать знания и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_1.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко»
муниципального образования город Губкинский
Обобщение опыта на тему
«Развитие логического мышления через легоконструирование»
Педагог
дополнительного образования:
Самикова Л.В.
г.Губкинский
Актуальность
Мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Развитие умственных способностей (психологических качеств, позволяющих детям легко и быстро усваивать новые знания и использовать их при решении разнообразных задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные современные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
С 2013 года я углубленно работала над темой «Развитие логического мышления через легоконструирование для детей дошкольного возраста». Заинтересованно и ответственно подошла к изучению этой темы и продолжаю вести активную работу по её использованию и внедрению в практику.
Играя и обучаясь легоконструированию, у детей развивается внимание, память возникает большой интерес к моделированию. Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются своей богатой фантазией, стремлением к созидательной деятельности, желанием изобретать.
В своей работе с детьми, я опиралась, прежде всего, на конструктивную деятельность, которая позволяет развивать такие мыслительные процессы как: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Конструирование в дошкольном возрасте рассматривается как процесс формирования у детей универсальных способностей, на основе которых происходит развитие умственных способностей и речевой деятельности, необходимых для становления возрастных психологических новообразований. В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.
Программа «От рождения до школы», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий, на которых в большой мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.
Учитывая психологические особенности детей среднего возраста (начало формирования детских взаимоотношений), я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
Формирование пространственного, логического, математического мышления является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе, так как в последнее время вопрос качества образования дошкольников является актуальным. На мой взгляд, не случайно в современных образовательных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность многими педагогами и специалистами рассматривается как одна из ведущих.
Превращение ребёнка в интеллектуально развитую личность зависит от технологий педагогического процесса. Только в практической деятельности происходит развитие способностей ребёнка. Задача педагога развивать интерес детей к конструктивной деятельности, к созданию чего-либо своими руками, к стремлению познавать окружающий мир.
Развивая логическое мышление детей, решаются и другие важные задачи в процессе конструктивной деятельности:
- развитие мышления (пространственного, образного);
- развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться её);
- развитие самостоятельности (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её решения);
- развитие умений рассказать о своей постройке, обучение передать словесно содержание сказки, картинки, развитие монологической и диалогической речи, пополнение словарного запаса детей;
- обучение детей обыгрыванию постройки;
- развитие в игре дружеских партнерских взаимоотношений;
- развитие пространственных представлений.
Этапы работы.
Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.
3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей.
4. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
5. Конкретно обозначить виды конструирований, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога.
6. Составить план – схему использования легоконструктора в совместной и самостоятельной деятельности.
7. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.
Цели и задачи обучения и воспитания.
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1. Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Накопленный мною опыт, полученный в ходе работы, может быть использован в педагогической практике дошкольного учреждения.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий, содействующих развитию логического мышления через легоконструирование для дошкольников посредством использования в образовательном процессе инновационных тенологий.
Для реализации педагогической идеи стараюсь создать и поддерживать положительный психоэмоциональный комфорт в детском саду, создаю условия для реализации каждым ребёнком своих лучших качеств, своих потребностей, возможностей, желаний. Я стараюсь развивать у детей инициативу, самостоятельность, речь.
Организация учебно-воспитательного процесса
В нашем детском саду с конструктором Лего я работаю второй год. За это время, я разработала игры для детей дошкольного возраста. Учу детей работать по этапам.
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:
• Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
• Концентрацию внимания
• Мелкую моторику
• Умение следовать образцу
• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
• Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий
• Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.
Занятия по легоконструированию позволяют снять перенапряжения, страхи детей, создают благоприятные условия для формирования таких качеств, как усидчивость, любознательность. Для реализации поставленных целей большое значение имеет предметно-развивающая среда. Дети младшего дошкольного возраста пользуются конструкторами «Кроха», а затем дети знакомятся с конструктором «ЛЕГО-ДУПЛА». Данные виды конструкторов позволяют осуществлять легодеятельность более эффективно и разнообразно. Легоконструирование позволяет разнообразить дидактические игры, широко применять их на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
В процессе конструирования дети подбирают детали, необходимые для разных частей сооружения, пересчитывают их после окончания работы, определяют длину необходимой детали путем пересчета кнопок-креплений на пластине или блоке при помощи взрослого.
Образовательная практическая деятельность проходит более раскованно, в непринужденной обстановке. В процессе продуктивной деятельности дети не просто описывают свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу деятельности, причем на вопросы не только сверстников, но и на вопросы воспитателя. Это развивает коммуникативные навыки, так как в процессе совместной деятельности дети могут поинтересоваться тем, что и как, делают другие, получить, или дать совет о способах крепления, или объединить свои конструкции для более масштабной. В младших и средних группах рекомендую применять следующие виды занятий:
- конструирование по образцу
- конструирование с опорой на схемы
- конструирование по собственному замыслу.
Дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные модели по предметно-схематическим моделям, и, наоборот, выполнять графическое изображение объемной конструкции с использованием шаблонов. Таким образом, дошкольники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность выполнения постройки посредством чтения чертежей и схем.
Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием – это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ребенку необходимо учитывать конфигурацию каждой детали и такие пространственные показатели, как симметричность и асимметричность.
В своей работе я использовала наиболее распространенные формы организации работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседы.
Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по легоконструированию.
С помощью «LEGO» - конструктора трудные учебные задачи решаются посредством увлекательной игры, в которой дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: это строители многоэтажного дома, которые стремятся завершить строительство для новосёлов; либо это будущие гонщики, обсуждающие марки своих автомобилей для участия в «Формуле-1»; или это лётчики, осваивающие новые самолёты.
«Ребенок строит, а значит, он СОЗИДАЕТ, он строит свой мир, тот который ему нравится и который он понимает»
На начальных этапах знакомства с деталями конструктора и различными видами скрепления применяются разнообразные дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Найди такую же деталь», «Чья башня выше», «Запомни и построй» и т. д., что так же способствует развитию зрительного внимания, целостности восприятия и памяти.
Вот некоторые из них.
«Найди детали одного цвета»
Материал: коробочка с мелкими полосками бумаги, детали конструктора LEGO разного цвета и формы.
Цель: развивать быстроту мышления, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Правило: Детали конструктора спрятаны в коробочке с бумагой. Дети должны найти детали своего цвета (формы). Побеждает тот, у кого в конце игры больше деталей (дети могут построить башню из своих кирпичиков, чья башня выше – тот победитель) .
«Найди постройку»
Материал: карточки, постройки, коробочка. Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками. Правило: Дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и находят эту постройку.
«Найди такую же деталь, как на карточке»
Материал: карточки, детали конструктора LEGO.
Цель: закрепить названия деталей конструктора LEGO. Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора LEGO. Находят такую же деталь. В конце игры дети строят модель из своих кирпичиков и придумывают название.
«Чудесный мешочек»
Материал: набор LEGO - конструктора, «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать детали конструктора на ощупь.
Правило: Ведущий держит мешочек с деталями конструктора LEGO. Дети по заданию достают деталь из мешочка. Затем объясняют свой выбор.
«Построй, не открывая глаз»
Материал: плата, наборы LEGO. Цель: учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук. Правило: перед детьми плата и конструктор, дети с закрытыми глазами пытаются что-нибудь построить. Затем придумывают название.
Для поддержания интереса к конструктивной деятельности и закрепления уже имеющихся у детей конструктивных навыков и умений использую чередование мелкого конструктора «LEGO-DUPLO» с крупногабаритными модулями «LEGO-DAGTA».Темы разнообразны и увлекательны («Постройка пирамид», «Зоопарк», «Динозавры», «Космические корабли», «Построим город коротышкам», «Полёт на Марс» и т. п.)
В результате систематических занятий у старших дошкольников формируются необходимые для будущего обучения в школе предпосылки: умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать свою работу и рассказывать о содержании выполненного, а также развивается мелкая моторика рук и ориентир в пространстве, расширяются представления об окружающем мире, закрепляются обобщающие понятия: «Транспорт», «Растения», «Животные» и др.
Раздел II. Результативность опыта
Опыт работы показывает, что самый верный тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребёнка.
Не менее важным условием для развития логического мышления, творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе их родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. При взаимодействии с родителями педагоги используют следующие формы работы:
• консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести),
• папки – передвижки;
• выставки детских работ с участием родителей, конкурсы.
• развлечения,
• родительские собрания, мастер – класс.
Вся проводимая работа в ДОУ по инновационной деятельности привела к следующим результатам:
-повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию логического мышления детей дошкольного возраста средствами конструирования в разных видах детской деятельности;
-проявление самостоятельности, творческой активности у детей;
-повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
-повышение эффективности деятельности других образовательных учреждений на основе распространения накопленного опыта по внедрению новых технологий;
-улучшение научно-методических условий для педагогов МДОУ в области формирования логического мышления средствами конструирования.
Таким образом, работа по инновационной теме ориентирована на развитие логического мышления детей, предполагает разработку системы мер по всестороннему развитию детей на основе умственных способностей средствами конструирования и развивающих игр.
Провожу диагностику по выявлению уровня развития конструктивных навыков и умений, по следующим параметрам:
-умение принять цель;
-умение выбрать материал и организовать рабочее место (при помощи взрослого);
-сформированность практических умений и навыков у детей;
-результативность и целеустремлённость в достижении результата.
Результаты диагностики показывают, как возрастает качество знаний и умений, возрастает творческая, познавательная активность ребёнка. Видя результаты своей работы, достижения маленьких архитекторов, возрастает желание глубже изучать тему инновационной работы, разрабатывать новые методики конструктивной деятельности и внедрять их в практику дошкольного учреждения.
Можно с уверенностью сказать, что на занятиях по LEGO-конструированию дети имеют возможность эмоционально раскрыться, поверить в свои силы, активизировать знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Цель мастер - класса: Повышение профессионального умения педагогов в работе дошкольниками по развитию логического мышления в формировании математических представлений.Задачи мастер-класса: Познакомить...
Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»
Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....
Обобщение педагогического опыта на тему : «Развитие логического мышления дошкольников через математические представления»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...
Мастер-класс для родителей«Познаем с детьми дома» Тема: «Развитие логического мышления через исследовательскую деятельность»
Примерные опыты и их описание для родителей с детьми...
Доклад на тему: «Развитие логического мышления через использование дидактических игр по ФЭМП из опыта работы».
Второе полугодие 2019 учебного года в нашем детском саду было посвещено кропотливой работе по разработке, сбору, формированию, применению и диагностике пособий и дидиктических игр для разв...
Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....
Обобщение педагогического опыта. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окру...