«Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)
Программа дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель программы - Приобщать детей к художественному слову.
Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_govorushki.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Дополнительного образования
«Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
«Говорушки»
в младшей группе
Воспитатель:
Гордиенко Галина Николаевна
Содержание
.1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………3
1.2.Принципы и подходы к формированию программы................................4
1.3.Возрастные особенности ...…………................………………………….4
1.4. Планируемые результаты освоения Программы………………………5
2.Содержательный раздел
2.1 Задачи речевого развития…………………………………………….6
2.2 Тематическое планирование ………………………………………..…...7
Список литературы………………………………………………..……... 8
1.Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и
хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,
героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.
Устное народное творчество — это произведения всех родов и жанров. Дети имеют возможность познакомиться с глубокими корнями жизни народов России с его образным языком. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки и прочая стихотворная «шумиха» которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, а развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».
Рабочая программа дополнительного образования «Говорушки» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ детский сад №23, в соответствии с в ФГОС дошкольного образования, программой О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Рабочая программа предназначена для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по речевому развитию.
Реализуемая программа строится на принципе личностно - развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Цель программы - Приобщать детей к художественному слову.
Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Задачи:
Расширять и активизировать словарный запас
Развивать интонационную выразительность речи.
Вырабатывать правильный ритм и темп речи.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
Знакомить детей с устным народным творчеством.
Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
Знакомство с русскими народными играми.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
1.2 Основные принципы программы:
► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
программы с учётом народных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
► принцип активности и посильной самостоятельности.
►Принцип познавательной активности- с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
В работе используются различные методы и приемы:
наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
мотивационный (убеждение, поощрение)..
1.3 Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.
На четвертом году жизни у детей заметно улучшается произношение, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире используют, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам.
-ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, использует простые распространенные предложения;
-речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
-проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки),
-умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
-проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.
Программа рассчитана на детей 3-4лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 15 минут
Срок реализации:1год
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач.
1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора,3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.
2.Содержательный раздел
2.1 Задачи:
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
-Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.
-Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
-Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
-Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Мониторинг
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. П.)).
Освоение умений монологической речи совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение
Обогащение активного словаря Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду ), объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши. .
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие умений: слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — «а-а-а», песенка ветра спать — «а-а-а», песенка ветра — «у-у-у», колокольчика — «з-з-з», жука — «ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»).
Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать.
Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
Календарно – тематическое планирование кружка
месяц | Тема занятия |
сентябрь | Потешка «Ой, лады, лады, лады» Песенка-закличка « Осень, осень, в гости просим». Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) «Чудесный сундучок»( Загадывание загадок об овощах) |
октябрь | Потешка «Варись – варись, кашка» Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) |
ноябрь | Потешка «Зайка серенький сидит» Потешка «Сидит белка на тележке» Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) Пальчиковая игра «Кролик» |
декабрь | Потешка «Кот на печку пошел» Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). «Сундучок Деда Мороза» Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде |
январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» Знакомство детей с Рождеством. Потешка Ты, мороз, мороз, мороз» Пальчиковая игра «Варежка |
февраль | Потешка «Пекла кошка пирожки» Загадывание загадок о зиме «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» Знакомство детей с масленицей. Пальчиковая игра «Блины» |
март | Потешка «Идёт лисичка по мосту» Разучивание заклички «Весна, весна красна» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка) Пальчиковая игра «Моя семья» |
апрель | Потешка «Солнышко» Потешка « Курочка-рябушечка» Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) Пальчиковая игра «Дом» |
май | Потешка «На дубочке» Песенка «Жили у бабуси» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций) Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» |
Используемая литература:
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957. – 224 с.
Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996 г.
Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. — М.: Просвещение, 1985. — 399с.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987 г.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987. — 240с.
Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972. –78 с.
Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988 г.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...
Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....
Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...
Кружок "Веселый Язычок" «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность кружка.Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в о...
План самообразования во второй младшей группе по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...