МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация
Рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_pochemu_rebyonok_nepravilno_proiznosit_zvuki.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ?
Одной из самых распространённых причин нарушения произношения звуков является - недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно чётко, объём их ограничен, из – за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, - когда ребёнок произносит звук (р) не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба – языка. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.
Бывает и так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи, вместо слова рыба ребёнок говорит слово ыба.
И наконец, если у малыша недостаточно развит фонематический слух (слух на звуки), то в его речи могут наблюдаться замены; так, например, произнося вместо слова шуба слово суба, ребёнок не слышит разницы между этими двумя звуками.
Иногда у ребёнка присутствуют в речи и искажённое произношение, и замены звуков, и их отсутствие. Это самые тяжёлые нарушения, исправление которых требует длительной кропотливой работы.
Очень часто причиной нарушения звукопроизношения становиться какой – либо дефект строения артикуляционного аппарата, как активных органов, которые во время речи двигаются, так и пассивных, которые остаются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы, носовая полость).
Некоторые звуки могут произноситься неправильно из – за нарушения строения губ, например, если губа или обе губы слишком толстые, если есть укорочение или западение губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание. Это касается звуков (п), (б), (в), (ф), (м) и их мягких пар.
Если есть дефект в строении челюстей, то может наблюдаться нарушение прикуса, когда верхняя челюсть слишком выдается вперёд или нижняя выступает впереди верхней. Это может привести к нарушению произношения различных звуков: и (с), и (ц), и (т*), и других. При таком нарушении, как открытый прикус, между передними или боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Это влияет на точность артикуляционного движения. Вообще, нарушение посадки зубов, в частности слишком широкие промежутки между ними, часто приводит к нарушению произношения свистящих, шипящих звуков, звуков (р) и (л), так как в эти промежутки попадает движущийся кончик языка, и артикуляция звука искажается.
Для исправления строения челюстей и роста зубов ортодонт назначает ношение специального ортодонтического аппарата или брекета, который также (особенно в первое время) может способствовать нарушению звукопроизношения благодаря присутствию инородного тела во рту, затруднению тактильных ощущений и контроля артикуляционных движений.
Часто встречаемый дефект – укорочение уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требуется для правильного произношения таких звуков, как (ж), (ш), (р). Иногда укорочение уздечки языка нарушает произношение звуков (т), (д), (с), (з), (ц), (ч).
Иногда причиной нарушения произношения звуков является увеличение языка в объёме или, наоборот, слишком маленький его размер, а также неправильная форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию.
Поскольку для произношения очень важен объём ротовой полости – резонатора, в котором происходит образование большинства звуков, то для правильного произношения важно, чтобы ребёнок достаточно широко открывал рот, а также активно и полноценно двигал нижней челюстью. Если рот слишком маленький, а нижняя челюсть малоподвижна, то звуки ослабляются, звучат нечётко.
На произношение звуков (н), (м) и их мягких пар влияет и состояние носовой полости, которая так же, как и ротовая полость, является резонатором. При нарушении строения носа, различных заболеваниях, вызывающих затруднение носового дыхания, нарушение проходимости носовых ходов, может быть нарушено произношение звуков, образующихся на носовой воздушной струе, они могут заменяться ротовыми.
Вообще, если артикуляционные органы недостаточно подвижны, это приводит к различным нарушениям звукопроизношения.
Нарушение произношения звуков может быть вызвано также и снижением слуха. Даже небольшое снижение слуха затрудняет слуховой контроль за речью, а вследствие тугоухости нарушения звукопроизношения бывают самыми разными, особенно это касается свистящих, шипящих звуков, звонких и глухих, мягких и твёрдых звуков. Поэтому во всех случаях нарушения звукопроизношения нужно обязательно проверить слух ребёнка, обратиться к врачу – сурдологу, сделать аудиометрическое исследование слуха, пройти лечение. Иначе работа по исправлению звукопроизношения может оказаться недостаточно эффективной.
При затруднении в распознавании и различении звуков, которые различаются тонкими акустическими признаками (звонкие и глухие), причиной является недостаточное развитие фонематического слуха. Но наличие в речи ребёнка замен и смешений представляет опасность ещё и тем, что в дальнейшем, при обучении грамоте, может отразиться на письме и привести к появлению ошибок.
К сожалению, иногда сами родители способствуют возникновению и закреплению нарушений произношения звуков. Сюсюканье, попытки подделаться под трогательную речь малыша приводят к стойким нарушениям, избавиться от которых оказывается не так просто.
Порой ребёнок перенимает манеру неправильного произношения от своих младших братьев и сестёр или от кого – то из взрослых, имеющих дефекты речи. Поэтому родители должны сделать свою речь образцом и по произношению, и по темпу, и по содержанию. Ведь если вы сами говорите торопливо, нечётко, да ещё и с дефектами произношения – чего же ждать от маленького человека, который вам подражает во всём? Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как говорит ваш ребёнок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.
Опасным для правильного произношения может являться и билингвизм – использование для общения в семье двух, а то и более языков. Нормы произношения в разных языках могут быть различны, что затрудняет процесс овладением звукопроизношением и создаёт почву для возникновения нарушений, смещений, ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей - "Сыпь песок"
Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...
Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"
Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...
Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".
На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....
Материалы для родителей "Призадумайся мама"
Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....
"Материалы для родителей"
В уголок для родителей информация по ПДД...
Материалы для родителей. Методические разработки.
Перспективное планирование работы по взаимодействию с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возр...
Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"
В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...