Особенности ознакомления дошкольников с государственной символикой
консультация
В данном конспекте материалл для педагов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_simvolike.docx | 322.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»
Подготовила воспитатель :
Базанова Н.Н
г. Данилов 2023
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,
когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость
за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно
входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.
Реализовать эту задачу можно посредством организации бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Во-вторых, у старших дошкольников можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны. В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.
В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для дошкольников, поскольку образно - символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.
Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.
Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогательные.
Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.
Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.
Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.
Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.
Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение. Только после этого целесообразно провести занятие –
исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.
Примерные вопросы для беседы с детьми после ознакомления с государственной символикой:
• Что это? (герб России, флаг России)
• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный) .
• Что означают цвета Российского флага? (белый цвет – снег, облака; синий –
небо, реки и моря, красный – огонь)
• Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий
змея).
• Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)
• Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)
• Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах,
самолетах)
• Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)
• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах
и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов
других стран)
• Зачем нужны стране герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране,
быть отличительным знаком).
Дидактические игры:
- «Сложи узор на щите из мозаики».
- «Найди среди гербов разных стран герб России,
- «Государственные символы России».
- «Государственные праздники России».
Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.
Требования к оформлению:
• эстетическая направленность;
• рациональное размещение уголка;
• учет возрастных особенностей детей;
• воспитательная и развивающая направленность;
• целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала.
Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию по группам:
Группа раннего возраста. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой.
Следовательно, в уголке должны быть:
- Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Народные игрушки (свистульки)
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Младшая группа. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.
Следовательно, в уголке должны быть:
- Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид);
-тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии);
-фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
-тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);
-тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).
- Материал для ознакомления детей с малой родиной:
Группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы;
- Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах;
- Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).
Примерный материал:
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
- Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию:
семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
- Материал для ознакомления детей с малой родиной:
Группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
- Материал по приобщению детей к истокам народной культуры:
Предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
- Художественная литература (сказки, песенки, пословицы и т. д.).
- Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
- Элементы областной символики (флаг, герб).
В средней группе в уголке должны быть:
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
• Портрет президента;
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного края;
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых
Старшая и подготовительная к школе группы. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
- Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные альбомы на тему «Герб моей семьи».
- Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями:
«История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
- Родная страна — карта Российской Федерации.
Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).
- Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему:
«Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия».
- Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).
Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;
- Наша планета Земля — глобус, детская карта мира.
Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.
- Художественная литература по фольклору: сказки, былины, предания.
В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:
• Карта страны, глобус;
• Альбомы «Наша армия родная» (роды войск и боевая техника), «День Победы», «Города герои», архитектурные памятники страны;
• Различная познавательная и художественная литература;
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в уголке изобразительной деятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно–ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях;
- в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Какую литературу целесообразно использовать при подготовке к занятиям?
Это книги и пособия, выполняющие информационную функцию, т.е. помогающие педагогу восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области.
1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.
2. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.
3. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.
4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).
Можно порекомендовать также следующие методические пособия:
1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.
2. Ерохина ЕЛ., Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.
4. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.
5. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.
6. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
7. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.
8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.
Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....
Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой РФ
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Нев...
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...
Ознакомление дошкольников с государственной символикой
Конспект занятия...
планирование работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой
Сформировать начальные представления о государственном гербе и флаге России.Развивать образное мышление и эстетическое отношение к окружающему миру, к государственным символам....
Особенности ознакомления дошкольников с государственной символикой
Консультация для педагогов "Особенности ознакомления дошкольников с государственной символикой"...