Методическая разработка "Игры с младшими дошкольниками в период адаптации к ДОО".
методическая разработка (младшая группа)
Адаптация – это приспособление к новым условиям существования.
Адаптация детей к новым социальным условиям часто протекает очень
болезненно. Период адаптации у многих детей может сопровождаться
тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности. Для
детей в новых условиях кажется непривычным всё: отсутствие мамы,
присутствие незнакомых воспитателей, большое количество детей, новый
режим дня.
Успешная адаптация детей к новым условиям во многом зависит от
работы воспитателей, которые в свою очередь планируют совместную
деятельность с детьми таким образом, чтобы установить доверительный
контакт, чтобы создать благоприятную атмосферу.
В период адаптации можно использовать в работе с детьми ряд игр и
игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_mladshimi_doshkolnikami_v_period_adaptatsii_k_doo.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с младшими дошкольниками в период адаптации к ДОО.
Адаптация – это приспособление к новым условиям существования.
Адаптация детей к новым социальным условиям часто протекает очень
болезненно. Период адаптации у многих детей может сопровождаться
тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности. Для
детей в новых условиях кажется непривычным всё: отсутствие мамы,
присутствие незнакомых воспитателей, большое количество детей, новый
режим дня.
Успешная адаптация детей к новым условиям во многом зависит от
работы воспитателей, которые в свою очередь планируют совместную
деятельность с детьми таким образом, чтобы установить доверительный
контакт, чтобы создать благоприятную атмосферу.
В период адаптации можно использовать в работе с детьми ряд игр и
игровых упражнений.
Продолжительность игр зависит от характера
движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей,
ориентировочно от 5 до 8 минут.
- Цель: способствование успешной адаптации детей к ДОО. Создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста путем использования игровых технологий и методов
Задачи
- обеспечить развитие их адаптационных возможностей;
- развивать у детей формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формировать доверительные отношения со взрослыми на телесно – игровом и предметно – игровом уровне;
- корректировать психоэмоциональное напряжение;
- развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.
- обогащать и совершенствовать физический опыт детей, познавательный
интерес;
- побуждать к подражанию;
- вызывать чувство радости от совместных действий с взрослыми и
сверстниками;
- формировать доверительные отношения к воспитателям.
Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье ребенка. Особенно уязвим для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего подготовлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требует и от ребенка, и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависит и течение адаптационного периода.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса детей раннего возраста является период адаптации.
Лучшим средством для преодоления трудностей в период адаптации ребенка в детском саду является игра. Однако недопустимо принуждение детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме, и участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Важно заинтересовать малыша, вовлечь его в игру, предложить ему поиграть вместе с другими детьми. Если ребенок боится или стесняется, нужно дать ему возможность просто понаблюдать за игрой сверстников, скорее всего чуть позже он сам захочет присоединиться к ним. Если у малыша неожиданно пропал интерес к игре, в которую он увлеченно играл, следует предложить ему заняться тем, что ему интересно в данный момент. Именно игра помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции, игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию.
Примерные игры в адаптационный период с детьми 2– 3 лет.
Игры для налаживания контакта с ребенком
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Передай»
Воспитатель и дети встают в круг. У воспитателя в руках игрушка котёнок.
Воспитатель: «Котёнок, подойди к Мише». Подходит к ребёнку и отдаёт
Ребёнок выбирает, кому бы он хотел передать котёнка.
Ребёнок: «Котик, подойди к Оле» и т.д.
«Курочка и цыплятки»
Дети – «цыплята», ходят свободно по групповой комнате. Воспитатель
– «курочка»: Ну-ка, к маме под крыло!
"Цыплята" бегут к "курочке" и прячутся под "крыльями". Ни один
"цыплёнок" (ребёнок) не должен остаться в стороне.
«Урожай овощей»
Первый вариант игры:
Для игры необходимы игрушечные овощи или муляжи овощей. Можно
предложить детям посадить овощи, закопав их наполовину в песке.
Поинтересоваться, что дети посадили.
Второй вариант игры:
Овощи посажены воспитателем. Он может предложить детям по
очереди выкопать определённый овощ и положить его в корзину.
«Поезд»
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
«Хлопаем в ладоши!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
«Шарик»
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Игра №9. «Солнечный зайчик»
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать!
«Коготки-царапки»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!
Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями:
ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
«Часики»
Ход игры: в начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.
—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики | могут тикать медленно и быстро.
«Догоню-догоню!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.
—Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!
Догоню-догоню!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт.
Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение групп раннего возраста в период адаптации
Этот материал поможет планировать работу в группах с детьми от 1,5 до 3 лет в самый сложный момент, момент - АДАПТАЦИЯ.Содержание:Методические разработки для старшего воспитателя (тематическая проверк...
Методические материалы "Ознакомление младших дошкольников с природными явлениями в весенний период"
Несмотря на то, что весна – самое короткое время года, в этот период предоставляются широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы....
Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду
Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду...
Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду
Профилактика психоэмоциональных нарушений у младших дошкольников в период адаптации к детскому саду...
Доклад на тему "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ"
Сформировать у педагогов представление о "рефлексивном круге" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации....
Рекомендации для родителей младших дошкольников в период адаптации
советы для родителей, которые начали водить ребенка в детский сад...
Методическая разработка на тему " Игры с младшими дошкольниками в период адаптации к ДОО"
Цель:-способствование успешной адаптации детей к ДОО-формировать доверительные отношения к воспитателям...