Проект "Живопись, как средство воспитания дошкольника"
проект (средняя группа)
Приемы и методы реализации проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа имени Г.М.Ефремова
Структурное подразделение «детский сад» Шадринского района
Курганской области
Инновационный
Долгосрочный
Проект
в соответствии с ФГОС
«Живопись, как источник воспитания дошкольника »
Разработали: Воспитатели средней группы «Совушки»
Уфимцева Л.А, Калинина Е.Ф.
С. Красная Звезда 2023 г.
Пояснительная записка
Понимать искусство —
значит открыть новую дверь в жизнь.
Н. Н. Жуков
Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Важно в этот период сформировать вокруг ребёнка такую среду, которая поможет познать этот мир через произведения искусства и будет одновременно развивать, и воспитывать.
В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать возможности детей для общения с миром прекрасного. Ведь именно искусство помогает воздействовать не только на восприятие окружающего мира, но и на интеллект и чувства ребенка. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.
Огромную роль в дошкольный период играет ознакомление детей с живописью. С помощью живописи ребенок учится понимать гармонию окружающего мира, а также формируется связная образная речь, которая помогает выражать свои мысли и чувства, в логической последовательности описывать содержание картины.
Рассматривая полотна картин великих художников, дети начинают понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами. По мнению Р. Н. Чумичевой, живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования показывают, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для приобщения детей к прекрасному. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и П. М. Якобсона, ребенок более ярко понимает образы произведений изобразительного искусства.
Ознакомление детей с произведениями живописи является актуальной потребностью общества в воспитании разносторонне развитой личности.
Согласно ФГОС ДО, педагогический процесс должен быть направлен на выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, на приобщение его к искусству, на развитие индивидуальности и предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, творческих способностей; на создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Цели и задачи:
Познавательные и речевые задачи искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.
Воспитательные задачи искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.
Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью
Живопись выступает одним из видов изобразительного искусства, на основании которых данные задачи могут решаться через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».
Подготовительный этап:
1.Распечатать или приобрести следующие картины: (возможно использовать другие, близкие по содержанию)
Поль Сезанн «Натюрморт с яблоками»
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Виноград и яблоко»
Александр Андреев «Натюрморт»
Исаак Ильич Левитан «Цветущие яблони»
Алексей Кондратьевич Саврасов «Куры на задворках»
Виктор Михайлович Васнецов «Снегурочка»
Василий Андреевич Тропинин «Девочка с собачкой»
Николай Ефимович Рачков «Девочка с ягодами»
2.Подобрать занятия, направленные на реализацию данного проекта
3.Разработать ряд дидактических игр и игровых приемов на закрепление знаний о жанрах живописи:
«Познакомимся — пейзаж»
«Составь натюрморт»
«Портрет»
«Что лишнее?»
Основной этап
- Вводить понятия натюрморт, пейзаж, портрет.
- Использование дидактических игр, как на самом занятии, так и в совместной деятельности, которые позволят детям закрепить знания о жанрах живописи.
- В холле и группе детского сада ежемесячно проводить мини-вернисажи по различным темам: «Уборка урожая в картинах русских художников», «В мире профессий», «Осенние пейзажи», «Взгляд художников на образ матери», «Натюрморты с предметами народного творчества», «Защитники Отечества на полотнах русских художников».
- Словесные игры и упражнения
Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.
а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»
б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».
в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.
г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.
д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».
е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».
ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.
Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.
- Методы и приемы
Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.
Этапы ознакомления дошкольников с живописью
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
Структура искусствоведческого рассказа:
- сообщение названия картины
- сообщение фамилии художника
- о чём написана картина
- что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
- как оно изображено (цвет, построение, расположение)
- что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
- что красивого показал своим произведение художник
- о чём думается, что вспоминается
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.
Например:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
–Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
Структура рассказа-образца:
- название картины
- кто написал
- о чём произведение
- какими красками написано
- какое в нём передано настроение
- что особенно понравилось
- какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.
Второй этап
Задачи:
- развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
- выделять выразительные средства,
- формировать умения «читать» картины,
- мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:
- О чём картина?
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Например:
а) «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения
Структура постановки вопросов:
- Что понравилось на картине?
- Почему она понравилась?
- Чем она понравилась?
Третий этап
Задачи:
- Формирование творческого восприятия картины.
- Сравнение изображенного с личным опытом
- Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.
Требования к отбору картин
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.
- актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
- произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
- единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
- колористическое решение (цветовой контраст)
- композиционное решение
- концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
- индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
- эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Начинают знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-дидактической картиной. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть. что и как изобразил художник в рисунке. При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов, людей, природные явления, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображённых предметов и явлений в произведениях искусства. | Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали. При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму. Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения. | Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами. У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность. | Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об эмоциональных ассоциациях. У них формируют понятия «хороший», «красивый». Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ. |
Ожидаемые результаты
В ходе проделанной работы будет создан комплект методических материалов, которые активно будут использоваться до подготовительной группы по данному направлению.
Использование разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с живописью, как видом изобразительного искусства, будет способствовать гармоничному развитию ребенка, формированию связной речи. Дошкольники будут выражать свои мысли и чувства, а также в логической последовательности описывать содержание картины и понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .
Подвижные игры как средство воспитания дошкольников ....
Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников
Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...
Игра как средство воспитания дошкольников
Научный анализ игровой деятельности...
Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания дошкольников»
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. ...
Нравственное воспитание по средствам воспитания дошкольников любви к родному городу.
Конспект занятия в старшей группе «Наша Родина – Россия»...
Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников.
Возможно ли знакомить детей с искусством? Какие психологические особенности ребенка- дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство, в педагогический процесс как средство воспитани...
"Игра-как средство воспитания дошкольников"
Консультация для родителей...