Познавательно-развлекательное мероприятие: "Экологические тропы Ямала"
методическая разработка
Экологические тропы Ямала»
Цель: Знакомство с природными объектами родного края; формирование сознательного положительного отношения к природе, окружающей среде, использование теоретических знаний на практике, решение экологических проблем.
Задачи:
-Обобщать и проверить природоведческие знания воспитанников.
-Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относится к ней.
-Углублять знания детей в области окружающего мира.
-Развивать речь воспитанников, познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_tropy_yamala.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мыскаменское казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
«Познавательно-развивающее мероприятие»
«Экологические тропы Ямала»
составитель: Няруй К.Н.
Разработка:
п. Мыс Каменный
2023г.
«Экологические тропы Ямала»
Цель: Знакомство с природными объектами родного края; формирование сознательного положительного отношения к природе, окружающей среде, использование теоретических знаний на практике, решение экологических проблем.
Задачи:
-Обобщать и проверить природоведческие знания воспитанников.
-Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относится к ней.
-Углублять знания детей в области окружающего мира.
-Развивать речь воспитанников, познавательную активность.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход работы:
Слайд№ 1: НАЗВАНИЕ
- Добрый день! Дорогие ребята, мы собрались сегодня на познавательно-развивающее мероприятие.
Слайд№ 2:
–природа Ямала
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое
Солнце светит золотое.
Всё это год от года
Нам даёт сама природа.
Так как мы,
Жить не можем без воды,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш родной, природный дом.
Воспитатель:
-Скажите, пожалуйста? Как вы думаете о чём пойдёт речь? (ответы детей)
Перед вами буквы, вам нужно их расшифровать, раскрасить и составить слова.
(дети расшифровывают и составляют слова): ЭКОЛОГИЯ, АРКТИКА.
- Какие слова получились? Прочитайте их.
- Вам знакомы эти слова?
Слайд№ 3: Экология
Воспитатель:
-Давайте с вами разберемся, что обозначает слово экология?
Ребята, слово - экология - это наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.
- Это греческое слово, состоящее из двух слов: «ойкос» - жилище и «логос» - учение, наука. Впервые этот термин предложил в 1960 году немецкий ученый Эрнест Геккель.
-Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Слайд№ 4: Арктика
Воспитатель: Мы очень часто слышим слово АРКТИКА, а что это за часть земного шара? Давайте попробуем с вами разобраться.
Арктика северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан и его моря: Гренландское, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточносибирское, Чукотское и другие моря.
Слайд№ 5:
Воспитатель:
- А как же между собой связаны эти слова Арктика и экология, попробуем их объединить? И получим общее значение – природа.
- И сегодня мы, поговорим, как сберечь наш арктический природный дом.
- Ребята скажите пожалуйста, на каком полуострове мы проживаем? (на п. Ямал)
- Правильно, наш полуостров Ямал входит в арктический дом.
- Много праздников у нас, но есть даты - особенные. На территории Арктики встречают день Арктики, Земли, Снега, Воды, Холода, Солнца, Севера и др.
-Ребята скажите кто в основном заботится о природе?
Слайд№ 6:
-А кто такой волонтёр?
-Правильно, волонтёр - человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью. Вот например у нас в интернате есть отряды волонтеров. Какие и чем они занимаются? Кто мне сможет ответить?
Да правильно у нас в интернате есть отряд «Тимуровцев» и отряд «Кочевой школы». В праздники они ходят по организациям и поздравляют их, подарками или открытками сделанными своими руками. Делают весной скворечники для подкормки птиц. Собирают различный мусор делая этим чище наш поселок. Помогают воспитателям выполняя различные задания и просьбы.
-А теперь мы с вами отправимся в путешествие.
I станция: «Путешествие по экологическим тропам родного Ямала».
Слайд№ 7: – карта Ямала
Воспитатель:
-Ямал - омываемый водами Карского моря, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая смельчаков на прочность, живущих на его берегах. Но силён человек! На бескрайних просторах тундры оленеводы пасут тысячные стада оленей, рыбаки ловят драгоценную рыбу. В лесах, растущих ближе к югу, водятся пушные звери, растёт много ягод и грибов. А также наш Ямал богат своими недрами.
Слайд№ 8:
II станция «Удивительный мир растений Ямала»
Растительный мир Ямала разнообразен: от кедров на юге до мхов и лишайников в Арктике и растений в горах Полярного Урала. Растительность на полуострове растёт в неблагоприятных климатических условиях. Кроме того, на растительный покров оказывают длительное воздействие стада северных оленей. Растения низкорослые. Мхи и лишайники, растения крайне ранимые. На севере Ямала леса практически отсутствуют. Тундра отличается очень суровым климатом, живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветры, вечную мерзлоту в почве.
Слайд№ 9: – Ягоды
- Ребята, а какие растения растут на Ямале?
-Да!
-Это черника, голубика, брусника, красная и черная смородина, морошка, можжевельник, водяника, багульник, рябина, чага–древесный гриб, карликовая берёза, карликовая ива, родиола розовая.
- А как вы думаете - эти растения полезны? Они имеют лечебные свойства?
- Да! Раньше наши предки – ваши бабушки и дедушки, готовили отвары из трав вместо чая: цветы и листья княженики, иван-чай, листья и плоды брусники, черники, плоды шиповника, морошки. Ведь, природа, если возникнут проблемы со здоровьем, всегда придёт на помощь человеку.
Хотя растительный мир Ямала очень хрупок и раним, и поэтому мы должны к ней относиться бережно.
Слайд№ 10:
III станция– Кто в северном краю живёт?
Воспитатель: Итак, мы продолжаем путешествие по экологическим тропам Ямала. А теперь узнаем, кто в северном краю живёт?
Слайд № 11:
«Животный мир Ямала»
-Давайте попробуем разобраться!
- Все ли животные могут жить на Крайнем Севере?
- Какие животные не приспособлены жить в Арктике?
- Почему?
Около половины территории округа расположено за Полярным кругом в зоне арктических пустынь. Богат и разнообразен животный мир нашего округа. В таком климате могут выжить, животные устойчивые к сильным морозам. А местная фауна насчитывает 227 видов позвоночных животных, из них 40 видов млекопитающих, 150 видов птиц, 33 вида рыб.
Слайд № 12: «Животные – Ямала»
В северных районах тундры обитают: белый песец, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка. В таёжной зоне встречаются бурый медведь и лось, соболь и белка. На островах и побережье Карского моря полноправным хозяином чувствует себя белый медведь. Самые большие в мире стада дикого и домашнего северного оленя находятся именно на Ямале.
Слайд № 13: «Птицы»
Мир пернатых обитателей округа очень богат и разнообразен: лебеди, гуси, чайки, утки, куропатки, совы и другие. Большинство из этих видов здесь гнездится. Такие редкие виды, как краснозобая казарка, орлан - белохвост, серый журавль, лебедь и филин занесены в Красную книгу.
Воспитатель:
-А теперь, ребята я хочу предложить вам выполнить задание: «Экомозаика». -Перед вами - разрезные карточки (животных). Из разрезной мозаики соберите картинки животных и назовите их.
Слайд № 14: Загадки о животных
Воспитатель:
-Много зверей обитает в наших краях. Отгадав загадки, мы с вами вспомним, кто они.
1. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (медведь)
2. Что за зверь зимой холодной, ходит в чаще злой, голодный? (волк)
3. Чуток строен и высок, гордо голову несёт, от рогов густая тень, вот красивый зверь…(олень)
4. Трусоват лесной красавец, догадались это…(заяц)
5. Длинный хвостище, а сама хитрющая. (лиса)
Слайд №15 А сейчас я предлогаю вам немного поиграть в такую игру.
«Отгадай что за зверь».
Ко мне подходит один желающий. Я одеваю вам повязку на глаза.
Даю вам мешочек, в нём находятся различные фигурки животных вы достаете любого животного и на ощупь должны определить.
Кто это и может ли он проживать на нашей земле.
Слайд №16 «Рыбы Ямала»
Воспитатель:
-На территории нашего округа протекает множество рек, озёр. Они богаты разнообразной рыбой.
Воспитатель: Перед вами карточки с названиями рыб, ваша задача - отгадать названия рыб, написать и назвать рыб. Попробуйте узнать, названия каких рыб здесь зашифрованы.
Н _ _ _ М, М _ _ _ _Н, С _ _ _ К, _ _ _Н Ь , К _ _ _ С Ь,
Щ_ _ _ ,Н _ _ _ М_, Р _ _ _ Ш_ _, _ _Ш, П_ _ _ _ _,О_ _ _ _,К _ _ _ _ _ А,
Щ _ _ _ .
- А теперь давайте посмотрим. Какие виды рыб, водятся в реках, озёрах нашего Ямала:(налим,муксун,сырок, окунь, карась,щёкур,нельма,ряпушка,ёрш, пыжьян осётр, корюшка, щука).
Воспитатель:
-Всё меньше и меньше становится рыбы в реках и озёрах Ямала.
-Как вы думаете, почему?
(нарушается экология, вода загрязняется, выбрасываются отходы.)
-А теперь давайте мы проверим ваши знания!
Я каждому задаю вопрос, а вы либо соглашаетесь либо аргументируйте свой ответ : «Правильное не правильное правило природы»
1. На природе не следует ничего ломать, рвать просто так. Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
2. Ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
3. Для костра собирают только сухостой.
4. Ломайте ветки деревьев и кустарников!
5. Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
6. Ловите диких животных и уносите их домой!
7. Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.
8. Срывайте цветы!
9. Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
10. Ловите лягушек и жаб!
11. Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: оленям, белочкам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
12. Разоряйте птичьи гнезда!
13. Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
14. В лесу и на берегу рек оставляйте после себя мусор.
Слайд № 17
Воспитатель:
-В арктической тундре в своё время находили не малое количество полезных ископаемых в основном топливных, таких как нефть, природный газ, уголь, торф и т.д. При добыче любого вида угля роют открытый карьер, либо возводится шахта более предпочтительный способ, но всё же загрязняющий природу. Это нарушение подземных экосистем, то есть там уже не будет живых организмов, нарушается ток подземных вод.
-Сейчас в XXI веке в тундре люди много пользуются электронной техникой, используя для этого батарейки.
-Женщины стали чаще пользоваться одноразовыми подгузниками, которые тоже загрязняют природу. Ведь раньше женщины тундры использовали «нярцо» – мох сфагнум, который очень хорошо впитывает влагу и даже обладает бактерицидным свойством.
-А переносная электростанция, которая работает на бензине, тоже загрязняет воздух выхлопными газами.
-Запомните, ребята!
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не нужно никогда.
Слайд № 18:
-Ребята! Я знаю, что вы готовили стихи о природе к нашему мероприятию:
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком - человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Рефлексия:
Воспитатель:
-Скажите! Вам понравилось мероприятие?
-Что вы интересного и полезного вы узнали на нашем мероприятии?
-Ранима и неповторима природа Ямала. Мы живем в прекрасном регионе. Сейчас вы еще учитесь, набираетесь знаний для будущей жизни, а когда подрастете, я думаю, станете настоящими патриотами своей Родины. Любите свою малую Родину, участвуйте в общественно полезном труде, прославляйте Родину знаниями, чтобы вырасти грамотными и умелыми.
- Что значит охранять природу?
- Как вы лично можете помочь природе?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. Нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений. Дети должны помогать взрослым посильным трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Один дома» познавательно – развлекательное мероприятие для детей.
«Один дома»(познавательно – развлекательное мероприятие для детей подготовительной группы с участием родителей) Цель работы– вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных меро...
" Умники - разумники" Познавательно - развлекательная игра
Проводится к Дню Знаний, по принципу телевизионной игры "Поле Чудес": с речевыми играми, конкурсами, песнями и настоящим мини - барабаном . Участники - дети подготовительных групп ( с ...
Познавательно-развлекательное мероприятие
"С поля боя на поле чудес"...
Сценарий познавательно-развлекательной игры для родителей «Знаете ли Вы традицию и историю марийского народа?»
Материал предназначен для организации работы с родителями воспитанников детских садов. Может использоваться на родительских собраниях по темам краеведения....
Познавательно-развлекательне занятие для детей 6-7 лет на тему "Один дома"
Познавательно-развлекательное занятие для детей 6-7 лет на тему "Один дома"...
Конспект познавательно-развлекательного занятия по ПДД для детей 6-7 лет по теме "Путешествие в страну дорожных знаков".
Познавательно-развлекательное занятие по ПДД для детей 6-7 лет по теме "Путешествие в страну дорожных знаков"....
Мероприятие "Экологическая тропа"
Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию ...