Проект Опыты
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
Познавательно - исследовательский проект
для детей старшей группы
«Мир вокруг нас»
(Опытно-экспериментальная деятельность)
Составила: воспитатель Стельмах М.М.
2021г.
Название проекта: «Мир вокруг нас»
Автор проекта: О.Н. Манкевич
Участники: дети старшего дошкольного возраста группы №5 «Ромашка», родители, воспитатели
Сроки: с 5-19.04.2021г.
Тип проекта: - долгосрочный.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Актуальность
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности). Не секрет, что любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Работая с детьми своей группы я обратила внимание на то, что дети не умеют самостоятельно добывать знания. Ребята не умеют различать живую и неживую природу, определять их признаки и свойства. И для того, чтобы побудить детей к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области, а именно – свойства воды, воздуха и солнца, был разработан данный проект, где дети участвуют в различных опытах и экспериментах и учатся самостоятельно сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи
Цель проекта:
Расширять знание детей о явлениях и свойствах неживой природы. Приобщать детей к исследовательской деятельности, научить через эксперимент приходить к определённым выводам и обобщениям.
Задачи проекта:
- Уточнить представление детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни людей, растений, животных.
- Расширять представление о свойствах неживой природы (солнце, воздух, вода).
- Приобщать детей к исследовательской деятельности, научить через эксперимент приходить к определенным выводам и обобщениям.
- Развивать у воспитанников коммуникативные, познавательные, творческие способности - наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
- Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к окружающей среде.
План реализации проекта
№ | Этапы реализации проекта | Срок исполнения | Результат | Ответственные/участники | |
1. | Предварительный этап | ||||
1.1. | Подбор методической литературы, интернет-ресурсов. Разработка перспективного плана работы с детьми. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию. Разработка перспективного плана работы с родителями. Оформление консультативного материала для родителей. | 01.04-05.04.2021 | Подобран иллюстративный и дидактический материал , разработаны конспекты НОД | Автор проекта | |
2. | Основной этап | 7-16.04.2021 | |||
2.1. | Викторина «Неизведанное рядом» | 05.04.2021 | Аналитическая справка | Воспитатели | |
2.2. 2.3. | Беседа «Наша Земля» «Глобус» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. «Зачем нужна вода» Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде. | 05.04.2021г 6.04.2021 | Выставка рисунков «Портрет Земли», «Глобус» Журнал научных наблюдений. | Дети, воспитатели Дети, воспитатели | |
2.4. | «Свойства воды» Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий. | 7.04.2021 | Картотека схем опытов | Дети, воспитатели | |
2.5. | «Круговорот воды в природе» Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность. | 8.04.2021 | Аппликация «Круговорот воды в природе» | Воспитатели, дети | |
2.6. | Опыт «Свойства снега и льда» Цель: Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега. | 9.04.2021 | Фотовыставка «Цветные льдинки». | Родители, дети, воспитатели | |
2.7. | Беседа «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?» Цель: Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). | 12.04.2021 | Аппликация «Неизведанный космос» | Воспитатели, дети | |
2.8. | Опыт «Как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха» Цель: Выяснить зависимость температуры воздуха от расстояния до Солнца. | 13.04.2021г | Поделка «Термометр» | Воспитатели, дети | |
2.9. | «Посадка лука» Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). | 14.04.2021 | Огород на подоконнике | Воспитатели, дети | |
2.10. | «Свет и тень» Цель: Расширять Знания детей об окружающем мире. Формировать представления о свойствах света и тени. | 15.04.2021г | Журнал наблюдений «Один день жизни тени» | Воспитатели, дети | |
2.11. | «Свет и тень» часть 2 Цель: Расширять Знания детей об окружающем мире. Формировать представления о свойствах света и тени. | 16.04.2021 | Теневой театр «Колобок» | Воспитатели, дети | |
3.0. | Заключительный этап. | 19.04.2021г. | |||
3.1. | Викторина «Неизведанное рядом» | 19.04.2021г | Аналитическая справка | Воспитатели, дети. |
Ожидаемый результат:
- Расширены знания детей о свойствах воды, воздуха и солнца.
- Повысился интерес к экспериментированию и проведению опытов;
- Закрепили знания детей о правилах бережного отношения к воде и природе.
Материалы и оборудование:
Ресурсы:
- Человеческий ресурс: воспитатели, дети, родители.
Оборудование: Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, TV, ноутбук, презентации Power Point.
- Помещение: группа детского сада, участок на территории детского сада.
Риски: низкая заинтересованность родителей
Приложение №1
Викторина «Неизведанное рядом»
Цель: выявить характер представлений об объектах окружающей природы.
Игра проводится в парах. Дети отвечают на вопросы по очереди, дополняют ответ своего соперника, исправляют или соглашаются. За правильный ответ участнику викторины даётся фишка.
- На какие 2 условные части подразделяется окружающая нас природа?
- Что относится к неживой природе? К живой природе?
- Что мы делаем для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)
- Какие еще свойства воды ты знаешь?
- Зачем нужна вода?
- Что было бы с растениями, если их не поливать?
- Где живёт воздух? Для чего он нужен? Как поймать воздух?
- Почему зимой солнце не так греет, как летом?
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. Детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
5. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
6. Рыжова Н. А. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
8. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-656893-1486159242.jpg)
проект опыта работы
Я придерживаюсь точки зрения, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообрази...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-718086-1492027879.jpg)
Проект: " Опыты и эксперименты" для детей старшей группы (5 -6 лет)
Вызвать у дошкольников познавательный интерес к исследовательской деятельности....
Научно-исследовательский проект "Опыты с водой"
Знакомство детей с водой, замерзает, оттаивает, меняет цвет и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-965107-1509642907.jpg)
Проект опыты с бумагой
Бумага – какое простое и всем известное слово! С бумагой мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни - когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, покупаем в магазине подарки, ...