Моделирование
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПЛАН - СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
ТЕМА: "МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автор: Ольховская Л.В.
воспитатель МБДОУ Д /с № 2
г. Ставрополь
Форма проведения: мастер - класс "Метод моделирования сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Цель: Обучить участников мастер - класса пересказу сказки методом моделирования.
Задачи:
- Передача опыта путём прямого комментированного показа.
- Совместная отработка метода решения поставленной в программе мастер - класса цели.
- Распространение передового опыта.
Речь - основа развития речи во всех видах детской деятельности: общения, познавательно - исследовательской, игровой.
В этой связи речь ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Сегодня я хочу показать один интересный приём самостоятельного пересказа детьми сказки. Приём называется моделирование.
Моделирование - наглядно - практический метод бучения. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим знаком, предметом изображения. Моделирование - это совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Основной целью моделирования является формирование у детей дошкольного возраста навыков владения устной речью. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Формировать умения выделять основных персонажей сказки, воспроизводить их действия путём использования условных заместителей.
2. Формировать умение выделять в сказке средства художественной выразительности (антонимы, сравнения, синонимы, эпитеты);
3.Расширять словарный запас.
4.Развивать умение грамотно строить развёрнутые высказывания на вопросы по содержанию сказки.
5.Обучать игре - драматизации.
6.Развивать интонационную и мимическую выразительность.
Всё это обеспечивает развитие речи детей дошкольного возраста, произвольности действий, художественного мышления, логического мышления, воображения, творчество, внимания , что является важным элементом готовности к обучению к школе. В качестве условных заместителей (элементов моделей) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы). В качестве символов - заменителей начальном этапе работы используются геометрические фигуры своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет: например оранжевый треугольник - морковь, коричневый овал - собака и прочие. На улице мы можем использовать в качестве заместителей - природный материал.
На последующих этапах дети выбирают заместители без учёта внешних признаков объекта, они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, тёплый, влажный и т. д.), здесь используются цвет- холодные оттенки изображают - зло, печаль, тёплые оттенки цвета- добро, радость. Детям очень нравится и следующую сказку они уже решают сами, какими заместителями хотят заменить, садятся рисуют схемы или подбирают по цвету. Вызывает радость, интерес, восторг и гордость у ребёнка, он сам придумал и сделал, я- взрослый. Совместная деятельность сближает, развивается умение работать в коллективе, слышать друг друга. Это помогает детям развивать творческие способности нестандартно мыслить и принимать нестандартные, но эффективные решения. Вот хочу поделиться своими наблюдения из моей работы с детьми по моделированию, мы показывали сказку "Теремок" на улице. В качестве заместителей использовали природный материал. Дети из палочек листьев каштана сделали объёмный теремок и детям не нравится, что теремок приходит в негодность и я предложила продумать самим конец сказки. Несколько ребят подобрали сами заместители и по - своему придумали окончание сказки. Все получили положительные эмоции.
Сейчас покажу, как на практике я использую приём моделирование.
Русская народная сказка "Заяц - Хваста"
Мы прочитали сказку, рассматриваем, после прочтения сказки -иллюстрации.
Беседа по прочитанному.
1.Какое время года описывается в сказке?
2. Как вы считаете, что страшнее для зайца зимой - холод или голод?
3.Какое чувство вызывает зайчик в самом начале сказки? (жалость).
4.Какие человеческие качества характера проявил заяц в начале сказки? (хвастливость, лживость, заносчивость)
5. Зачем ему это понадобилось? (Возможно таким образом развлекался, хотел привлечь к себе внимание).
6.Что сделал заяц, когда увидел ворону? (испугался, спрятался).
7. Как заяц повёл себя , когда ворона попала в беду? (Он отвлёк на себя внимание , и собаки оставили ворону в покое ).
8. Какие качества характера проявил заяц? (Смелость отвагу, самоотверженность и благородство. Несмотря на то, что ворона его обидела, заяц благородно спас ей жизнь).
Назовите мне персонажей сказки. Давайте, сегодня мы перескажем сказку по- другому, заменим наших героев геометрическими фигурами.
Какие геометрические фигуры вы видите на столе? (Называют).
Как вы думаете, кого из героев сказки можно заменить белыми кружочками? Почему?
Кого будем обозначать треугольником? Каким цветом вы выберите треугольник для вороны? (правильно , ворона чёрная, а не синяя).
Кого заменим овалами? (собак) Каким цветом вы выберите овалы, почему?
Где происходят действия в начале сказки (В лесу). Давайте с вами создадим лес, какие геометрические фигуры вы выберите (зелёные треугольники - это ели).
Дальше, какие объекты встречаются - сарай с овсом. Какую геометрическую фигуру вы выберите?, потом нам нужно поваленное дерево? Зачем?
Где сидела ворона? (На заборе) Какую геометрическую фигуру вы выберите? Почему?
Куда выскочил заяц, когда ворона попала в беду? (Горочку) Как считаете, какая геометрическая фигура похожа на горочку?
Физ. минутка: Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках)
Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, а затем - заячьи лапки) Побежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая).
Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой).
Вот мы создали декорацию сказки, а теперь покажем сказку. (Если ребёнок затрудняется самостоятельно пересказать сказку, в процессе пересказа воспитатель задаёт ребёнку вспомогательные вопросы по своему усмотрению).
Рефлексия: Когда же заяц оказался храбрецом? (Когда помог вороне - спас её от собак).
Чему учит эта сказка вас? (Не оставлять в беде, находчивости, доброте, отзывчивости).
Очень хорошо, что конец сказки закончился по - доброму.
И закончить хочу пословицей "Не красна жизнь днями, а красна - делами".
Раздаточный материал: Геометрические фигуры, замещение героев сказки, разные по цвету, магнитная доска.
Литература: К.Д.Ушинский "Методики развития речи дошкольного возраста"
Е.И.Тихеева "Развитие речи дошкольника"
О.С Ушакова, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой"
М.М.Алексеева, В.И.Яшина "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников"
"Дошкольное воспитание"- №9/95 г., №1/93 г., № 4/97 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами. Игровое моделирование «Учим детей,играя»
Игры с педагогами на педагогическом совете...
«Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами. Игровое моделирование «Учим детей,играя»
Игры с педагогами на педагогическом совете...
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
Моделирование в развитии связной речи, моделирование сказок
Моделирование в развитии связной речи. Задачи:•Воспитывать желание слушать русские народные сказки, сопровождать чтение показом персонажей.•Формировать умение слушать сказку без наглядного с...
Схемы для моделирования ММЧ (Моделирование маленькими человечками).
Ознакомление детей с агрегатным состоянием веществ неживой природы, развитие мелкой моторики....
Полигональное моделирование как средство формирования у детей начальных научно-технических знаний в области конструирования и моделирования.
Полигональное моделирование в ДОУ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»
Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...