Статья "Матрешка - символ народной культуры России"
статья
В статье говорится об использовании матрешки в играх и на занятиях в детском саду как способа приобщении детей к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Матрешка - символ народной культуры России. | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Матрешка – символ народной культуры России.
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему развитию личности, решает задачи нравственно, умственного, эстетического, физического, трудового и семейного воспитания. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно – прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешка – символ народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира.
Современная иностранная кукла не несёт в себе духовного смысла и нравственного развития для ребёнка. Как, например популярные куклы с модельной внешностью и узкой талией, навязывая ребёнку единый эталон красоты, а так же куклы с фиолетовыми и зелёными лицами и волосами, звериными ушами и перепончатыми руками, бессмысленные, агрессивные, закладывают в ребенке неправильное отношение к семье, плохой вкус, не развивает чувств необходимых матери. В отличие от них народные игрушки будят мысль и фантазию ребенка. Деревянная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку, символизирует материнство.
К сожалению, народная игрушка стала больше использоваться, как сувенирная продукция, не предназначенная для игр. А зря! Ведь игры с матрешкой оказывают огромное развивающее влияние на детей. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. Она многофункциональна и эстетически привлекательна, несмотря на кажущуюся простоту, она заставляет детей прилагать определенные усилия, для получения положительного результата.
Чтобы матрешка имела, развивающий эффект, недостаточно просто приобрести и дать ее в руки ребенку, наша задача заключается в том, чтобы рассказать детям о ее свойствах и научить играть с ней.
С помощью матрешки можно не только приобщить детей к народной культуре, но и научить выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Игры с ней способствуют развитию у детей восприятия, мышления, логики, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
Начиная работу с детьми по приобщению к истокам Русской народной культуры, мы рассматриваем с ними матрёшку, обращаем внимание на разнообразие росписи. Слегка растягиваем процесс открывания, чтобы усилить ожидание и любопытство малыша. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, рассматриваем ее. Появление все новых и новых матрёшек удивляет ребенка. Главный секрет раскрыт!
Теперь можно поиграть в развивающие игры. Сравниваем матрёшек. Какая из них выше - ниже, больше - меньше, какого цвета платочки, фартучки? Можно предложить ребёнку собрать и разобрать матрёшку, вкладывая одну в другую. Можно использовать дидактические игры, изготовленные самостоятельно, такие как:
«Расставь по росту»
Задачи: упражнять соотносить по величине матрешки; познакомить с промежуточными размерами - большой, поменьше, самый маленький, побольше, самый большой.
Ход игры:
Детям предлагаются матрешки разного размера. Необходимо расположить матрешки от самой большой до маленькой и наоборот. При расположении матрешек вместе с ребенком проговаривайте размер матрешки.
«Подбери платочек по цвету»
Задачи: учить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый; развивать мелкую моторику рук; учиться группировать предметы по цвету.
Ход игры:
Детям предлагаются матрешки разного цвета. У каждой матрешки белый платочек. Нужно подобрать платочек такого же цвета как сама матрешка.
«Укрась матрёшку»
Задачи: учить украшать силуэты матрешек различными орнаментами. Воспитывать интерес к эстетическому восприятию искусства и народного орнамента.
Ход игры:
Детям предлагаются силуэты матрешек разного цвета и различные орнаменты. Нужно красиво украсить матрешку.
«Найди такую же»
Задачи: учить сравнить матрёшек, находить одинаковых.
Ход игры:
Детям предлагается картинка с изображением различных матрешек и силуэты таких же матрешек, нужно найти одинаковые.
«Собери матрёшку»
Задачи: закреплять умение составлять картинку матрешки из 3-4 частей.
Ход игры:
Детям предлагаются картинки матрешек, разрезанные на несколько частей, нужно собрать из частей целую матрешку.
«Подбери сестричку»
Задачи: закреплять умение сравнивать узоры сарафана, цветовую гамму.
«Найди недостающую матрёшку»
Задачи: учить сравнивать матрёшек по строчкам или по столбцам, найти недостающую.
«Найди матрёшке домик»
Далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появлении ее на Руси, о мастерах – изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, об особенностях росписи русской матрешки. Чтобы познакомить детей и родителей с этой информацией мы сделали папку-раскладушку . Так же проводим консультации для родителей , о том как интересно и увлекательноорганизовать досуг ребенка используя игры с матрешками дома, ограничивая времяпровождение детей с гаджетами.
В нашей группе есть уголок народного творчества, где дети могут рассмотреть деревянные и глиняные игрушки.
На занятиях по математике в качестве счетного материала мы используем матрешек.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию я использую шаблоны матрешек для раскрашивания , разукрашивания пластелином и природным материалом,аппликации. Дети всегда с удовольствием занимаются таким творчеством.
Матрешка – как национальный символ России
Выполнила :
воспитатель
Вострикова В.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры России посредством фольклора»
Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, хороводы, песни, фольклорные постановки, заклички, потешки, загадки и т.д....
ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ РОССИИ"
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА...
Конспект образовательной деятельности детей в группе старшего возраста по теме « Истоки народной культуры. Россия мастеровая»
Декоративно - прикладное творчество позволяет детям познакомиться с различными техниками и стилями искусства, изучить историю и культуру родной страны,самостоятельно создавать оригинальные и кра...
Проект "Народная культура России"
Проект в старшей группе "Народная культура России" предполагает знакомство детей с историей народной культуры. Народные традиции, русский быт, русский народный костюм, народная игрушка...
Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка»
Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка»ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-podgotovitelnoi-grupe-narodnaja-...
СТАТЬЯ «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ КАК ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ»
В статье представлен опыт работы по приобщению детей к декоративно-прикладному творчеству, через знакомство с особенностями и своеобразием дымковской игрушки....