Дошкольник и ... экономика
статья (старшая группа)

Чипизубова Елена Георгиевна

Данная консультация предназначена для родителей по экономическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_finansy.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дошкольник и…. экономика»

«Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»

Нужно! Но как?

Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течение дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям (ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине!

Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?

Нередко приходится слышать от взрослых: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры? Рассуждают, что ребенок вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи. Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы привычные  формы поведения, вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.

Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и  в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям (в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму  - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и  разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят  в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях (менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как: чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Дошкольник и .....экономика"

современный ритм жизни и то с какой скоростью происвходят изменения в современом мире требуют более серьезного подхода к экономическому воспитанию детей, и начинать это надо с детского сада....

Дошкольник и ...экономика

Существуют правила денег, по которым играют богатые, и есть правила, по которым играют остальные 95 % населения. А эти 95 % населения изучают свои правила в школе и дома. Вот почему опасно сегодня про...

Дошкольник и ...экономика

Существуют правила денег, по которым играют богатые, и есть правила, по которым играют остальные 95 % населения. А эти 95 % населения изучают свои правила в школе и дома. Вот почему опасно сегодня про...

Презентация "Дошкольник и экономика"

ДОШКОЛЬНИК И ЭКОНОМИКА является авторской программой А. Д. Шатовой.Новизна методики заключается в самой постановке вопроса — преподавать экономику детям с пятилетнего возраста....

Опытно – экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам экономики

Опытно – экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам экономики...

Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»

Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....

"Занимательный материал в обучении дошкольников элементам экономики"

Как помочь ребёнку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти своё место в жизни, когда он подрастёт? Данное методическое...