Особенности развития детей второго и третьего года жизни
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как буд - то он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним, как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_vtorogo_i_tretego_goda_zhizni.docx | 226.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей второго и третьего года жизни.
Возраст второго и третьего года жизни ребенка, относится к периоду раннего детства. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. В возрасте 2 – 3 лет малыш не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на Вас. Постоянно следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с Вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что в возрасте 2-3 лет меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Совместная деятельность заключается в том, что взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.
Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным. В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок пытается строить простые предложения. К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?». Интенсивно развиваются активный и пассивный словари.
В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто ребенок, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее.
В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Малыш может определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения доступного ему действия. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.
Однако, если предметы просто находятся перед глазами ребенка, рассматриваются, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, это не сформирует у ребенка четкие представления. Такие представления образуются только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими теми или иными свойствами.
Таким образом, для обогащения ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей. Не нужно ограничивать материал, с которым действует малыш.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия: «Собери пирамидку», «Простые фигуры», «Разноцветный мир», Игры типа "Собери картинку", "Что там нарисовано?".
Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Мыслительная деятельность выражается в появлении способности к обобщению, в установлении связи между предметами путем экспериментирования. В возрасте 2 – 3 лет остается ведущим наглядно-действенное мышление. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами. Ребенку нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом, дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится).
Игры и упражнения, способствующие развитию мыслительных операций: игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами), «Кто, что ест?», «Сложи картинку», «Разложи по группам».
У детей 2-3 лет развиваются: ощущения, внимание, память, элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.
К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти, внимания: «Поиск пропавших предметов», «Повтори движение», «Нос-пол-потолок», ««Хлоп» или «Тoп», «Где звенит», «Загляни под стаканчик».
Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
Кризис трехлетия не обязательно проявляется ровно в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, развития и потенциала малыша. Однако чаще всего этот непростой период начинается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое
он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
3. В переходный период может появиться строптивость. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
4. Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
5. Конфликтность со взрослыми.
6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Ребенок может, например, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.
Что делать?
1. Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».
Часто спасает фраза "Давай вместе!". Например, ребёнок говорит: "Не буду умываться!" заменяем фразой "Давай вместе будем умываться!", а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок "Водичка, водичка, умой мое личико..." или умываем мишку. В некоторых ситуациях можно применить маленькую хитрость. Например, вместо вопроса: «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но вместе с тем, рассказываете, что мишка любит есть по очереди – ложка ему, ложка Маше. Обыграть можно многое: умывание, одевание, уборку игрушек...
2. Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
3. Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Увы, но опыт приходит только в паре с ошибками. И если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах и удовлетворит потребность быть хорошим.
4. Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. А затем, предложите малышу порисовать, полепить, поиграть.
5. Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны. Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему сложно понять объяснения взрослых.
6. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
7. Обязательно подчёркивайте, какой Ваш ребёнок уже большой, не «сюсюкайтесь» и не делайте все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным человеком, мнение которого Вам интересно.
8. Любите ребенка и показывайте ему, что он дорог Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образа Я,у детей второго и третьего года жизни.
Возрастной период до трех лет. У детей раннего возраста интенсивно развиваются навыки действия с окружающими их предметами. Это помогает сформировать у малыша «копилочку»...
Презентация "Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни"
Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни...
"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...
Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни
Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....
Особенности развития детей второго и третьего года жизни
Целью данной консультации является знакомство родителей и педагогов с возрастными особенностями детей 2-3 лет. В статье мы изучим причины того или иного поведения у детей данного возраста; а так же ра...
Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (карта)
Эпикризный срок Л и н и и р а з в и т и яПонимание речиАктивная речьСенсорное развитиеИгра и действие с предметамиДвиженияНавыкиКонструктивная деятельность...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"...
- Мне нравится (1)