Доклад
учебно-методический материал

Косенкова Оксана Владимировна

«Использование инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка».

                                           Доклад на тему:

«Использование инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

                                                                                      Подготовила:      Косенкова Оксана

Владимировна

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

(А. Маркушевич)

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных инновационных технологий и методов работы с дошкольниками. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменения среды из одного состояния в другое. Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимаются создание нового, ранее не существующего компонента. Проблема использования инновационных технологий, способствующих развитию математических способностей детей, является одной из важных и актуальных в современный период. Это вызвано целым рядом причин: высоким уровнем требований к выпускнику-дошкольнику, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интересным и интенсивным. Поэтому использование современных эффективных инновационных технологий в дошкольном возрасте по математическому развитию дает высокую результативность, так как современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационного общества. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть способами эффективной переработки информации. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необходимость, неожиданность, несоответствия прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

В своей группе в формировании элементарных математических представлений я эффективно использую следующие инновационные технологии.

Технология «ТРИЗ»

«ТРИЗ» - теория решения изобретательных задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Воспитатель используем нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

Целью использования данной технологии в подготовительной группе является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой-поисковой активности к новизне; развитию речи и творческого воображения.

Разработана схема с применением методов выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

-Блоки Дьенеша.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем (1916-20014) для ранней логической пропедевтики, и прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Детей дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не»«и»«или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

-Информационно-коммуникативные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет).

Познавательные занятия по фэмп в подготовительной группе проводим с использованием презентаций

Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- Технология интегрирования.

Технологию интеграции – как средство формирования математических представлений дошкольников, можно тоже отнести к разряду инновационных.

По мнению многочисленных исследователей именно математика, очень гармонично вписывается в интегрированное обучение. Интеграция математического развития может осуществляться через следующие образовательные направления:

- художественно-этетическое развитие;

- физическое развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Интегрированные занятия — это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Сейчас, в рамках ФГОС понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности и по сути технология интеграции становится одной из ведущих инновационных технологий. При подготовке занятий по ФЭМП мы стали интегрировать различные виды деятельности детей.

- Интеграция через художественно-эстетическое развитие отражается в тесной связи математических упражнений с музыкально-ритмическими движениями, составлений задач во время музыкальных распевок, в проведении математических развлечений и викторин, совместно с музыкальными руководителями. Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - разукрашенные цифры человечки из соленого теста.

- Интеграция через физическое развитие: умственная и физическая нагрузка может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, учитываю не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем внимание на различные математические отношенияпредлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции.

- Развитие математических способностей неразрывно связано с таким образовательным направлением как речевое развитие. Чтение художественной литературы, также содействует формированию у детей основ математической культуры, способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции. На своих занятиях стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

- Социально-коммуникативное развитие через игровую деятельность стоит на первом месте. В процессе игры уточняются и закрепляются знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Развивающие головоломки (колумбово яйцо, листик, танграм)

Суть головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.

В перспективе планирую использовать в ФЭМП инновационные технологии такие как:

- технология развивающих игр Б. П. Никитина. Игры развивают зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления. Умение быстро и легко находить закономерность, систематизировать материал, комбинировать

-математический планшет. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Инновационные технологии, в формировании математических представлений, применяем не только на индивидуальных и групповых занятиях, а также заинтересовываем родителей воспитанников, для применения различных технологий в домашних условиях, что является не менее важным в образовательном процессе.

Была проведена консультация для родителей на тему «Использование инновационных технологий в ФЭМП у детей дошкольного возраста». Периодически проводим беседы на тему «Домашняя математическая игротека». Родителям предоставлены буклеты по изготовлению и применению различных головоломок. Родителям было предложено сделать дидактическое пособие «математический планшет».

Введение инновационных технологий помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованием. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...