Взаимодействие с коллегами
материал
Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей
Терентьева Анастасия Юрьевна
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей
В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие–это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Задача взрослого - поддерживать интерес ребёнка!
Как писал К. Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»
Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В работе с детьми третьего года жизни использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия – это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”. Такими фигурками были сначала шарик, а затем кубик. Вместе с детьми сделали вывод, что острые углы мешают катиться кубику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Для закрепления знаний предложила детям нарисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые технологии направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание
предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы.
Была организована игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) "такой же”, как у него.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.
Для решения задач математического развития детей использую элементы следующих игровых технологий.
Логические блоки Дьенеша–это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат, по две характеристики величины (большой и маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:
1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем «бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.
2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т. д.
3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.
4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».
5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза,я убирала одну из фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза затем спрашивала «Какую «конфетку» съел Мишка?»
Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта.
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.
Палочки Кюизенера– это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.
В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы).
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий,и используют слова большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.
Мнемотехника (от греч. mnm — память иtchn — искусство, мастерство) —
совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной
информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения,
внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с
полноценным развитием речи.
Задачи:
I. Познавательные:
Формировать и систематизировать знания детей о предметном
мире через освоения приемов работы с моделями.
Освоить в практической деятельности умение работать по
алгоритму.
II. Развивающие:
Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов
запоминания (кодирования) информации.
Развивать умение анализировать, оперировать символами,
развивать внимание, воображение.
Расширять и обогащать словарный запас детей.
Совершенствовать монологическую речь: умение связно,
последовательно излагать содержание усвоенной информации
составлять логические высказывания, доказывать правильность
своего ответа.
III. Воспитательные:
Воспитывать навыки самостоятельности.
Воспитывать умение работать индивидуально и в группе,
сотрудничать друг с другом.
Структура мнемотехники (мнемоквадраты-таблицы-дорожки)
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков расположенных линейно;
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем (мнемотаблиц) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
-
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы на однокоренные слова
Мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам
Описательные рассказы
Автоматизация звуков
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по
автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в
рифмованной форме.
Для автоматизации звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого
подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков.
В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
В дальнейшей работе необходимо усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям согласно возрасту детей.
Предварительный просмотр:
ситуации: применять полученные знания при решении нестандартных задач.
Методы ТРИЗ-технологии:
Методы, основанные на системном подходе:
- Системный оператор
- Метод снежного кома
- Метод золотой рыбки.
- Ступенчатый эвроритм.
Методы психологической активизации мышления:
- Мозговой штурм.
- Синектика (метод аналогий)
- Метод контрольных вопросов.
- Морфологический анализ.
Методы, основанные на математическом подходе:
- Бином фантазии
- Фантастическое вычитание.
- Фантастическое умножение.
- Метод « Наоборот»
- Простые приемы фантазирования.
Методы, основанные на перемене мест:
- Перемена мест.
- Метод фокальных объектов.
- Метод изменения оценки.
- Метод взаимного обмена.
- Фантограмма.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Использование ТРИЗ в работе ДОУ.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром»
Н. Ротшильд
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Составные части ТРИЗ:
РТВ – развитие творческого воображения
ТРТЛ – теория развития творческой личности
ОТСМ – общая теория сильного мышления.
Для того,чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением.
Что же необходимо педагогу
для организации работы по ТРИЗ?
Первое.
Усвоить, как закон, 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру».
- Будьте хозяином своей судьбы.
- Достигайте успеха в том, что Вы любите.
- Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
- Стройте свои отношения с людьми на доверии.
- Развивайте свои творческие способности.
- Культивируйте в себе смелость.
- Заботьтесь о своем здоровье
- Не теряйте веру в себя.
- Старайтесь мыслить позитивно.
- Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Второе.
Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.
Третье.
Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте..« Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.
Четвертое.
Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.
Пятое.
Игры- каждый день!А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.
Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.
Шестое.
Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.
Седьмое.
Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.
Восьмое.
Наступает вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей встречей со сказкой.
Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?
- Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.
- «Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, ау воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата.
- Заставит задуматься о стиле жизни.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!».
Этапы работы по использованию ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ:
1 ЭТАП.«Тайна двойного». Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
2 ЭТАП. Научить детей фантазировать и изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.
3 ЭТАП. Решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.
4 ЭТАП. Обучать детей находить выход из любой сложной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с коллегами
Выступления на педсоветах, семинары-практикумы, мастер-классы, открытые занятия для педагогов....
Взаимодействие с коллегами
Выписка из протокола педсоветаПриказ об организации деятельности ГКП (группы кратковременного пребывания)Приказ об организации работы по разработке мероприятий предусмотренных ИПРА (Индивидуальная про...
Значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.
Совместная с коллегами театрализованная деятельность;Проект творческой группы педагогов детского сада «Юный патриот»;"Веселый забор" социальный проект по благоустройству детского...
Взаимодействие с коллегами
Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей....
Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.
Совместная с коллегами театрализованная деятельность.Приказ об утверждении "Центра здоровья".Приказ о создании творческой группы по изучению "ТРИЗ-технологий".Социальный проект &qu...
Взаимодействие с коллегами
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционным видам изодеятельности...
Взаимодействие с коллегами
Выступления на педсоветах, семинары-практикумы, мастер-классы, открытые занятия для педагогов 2018-2022 г....