«Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкально-образовательную деятельность»
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственно - патриотических чувств
у детей дошкольного возраста через
музыкально-образовательную деятельность»
Настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Цель моей работы в музыкальном воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья - ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, прививая на ее основе нравственные качества и патриотические чувства.
В условиях реализации ФГОС ДО мною были поставлены следующие задачи:
- реализовать систему художественно-эстетического воспитания детей с ОВЗ через развитие творческого потенциала и создать условия для его самореализации;
- формировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки;
- организовать продуктивное взаимодействие с родителями для повышения эффективности развития музыкальных способностей детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Работу по патриотическому воспитанию в нашем детском саду я осуществляю тематически, в рамках системы образовательных проектов. В образовательной деятельности в нашем детском саду отражаются разные темы. Это: «Семья» - воспитание любви к матери, уважение к старшим. «Детский сад» - воспитание любви к детскому саду. «Родной город! -воспитание любви к родному дому, родной улице, к своему городу. «День народного единства» - воспитание чувства гордости за свою страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. При реализации проектов по нравственно-патриотическому воспитанию я использую такие формы работы, как экскурсии, беседы, слушание, пение, игры.
В своей работе в беседе с детьми я применяю элементы классического Сторителлинга. В игровой увлекательной форме, с помощью интересных детям дидактических пособий, рассказываю историю, реальную ситуацию из жизни или вымышленную историю. Дети слушают, воспринимают информацию и творчески дополняют рассказ. Метод сторителлинга позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии
- научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». На музыкальных занятиях я провожу беседу с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Защитники Отечества» муз.А.Комарова, «Моя Россия» муз. Г. Струве. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Каждый год у нас проводятся музыкально – спортивные развлечения с родителями на тему: «Будем в армии служить», «Слава армии любимой» и др. Эта тема очень любима детьми. Дети исполняют патриотические танцы «Солдаты» в исполнении И.Савицкой, «Богатыри земли Русской» в исполнении Яна Яненкова, «Идет солдат по городу» муз. В. Шаинского, сл. М.Танича, сл.С.Березина. Они помогают воспитать чувство уважения и интерес к профессии военного.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме на музыкальных занятиях я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На праздниках «Спасибо деду за победу», «Этот День Победы…» дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, выполняют различные торжественные перестроения, прослушивают песни «Священная война» музыка А.В.Александрова, слова В. Лебедева – Кумача; «Журавли» музыка Я Френкеля, слова Р.Гамзатова; поют военные, патриотические песни: «Победа» муз. Габичвадзе, «Вечный огонь» муз.Е.Аграновича и Р.Хозака, исполняют танцы: «Летят перелетные птицы» муз. М. Блантера,сл. М. Исаковского, «А закаты алые» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник. Вся подготовительная работа к этим праздникам помогает формировать у детей чувства гордости за мужество воинов.
Огромное значение для ребят имеет присутствие участников боевых сражений и детей фронта на праздновании, посвящённом Дню Победы. Эти встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к скверу Славы имени Г.К. Жукова, где они торжественно возлагают цветы.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях разучиваю с детьми песни маме. Провожу праздничные концерты, посвященные Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре).
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Дети на занятиях слушают произведения великих классиков русской музыки. Приучаю детей к классике постепенно и начинаю как можно раньше. Эта музыка звучит на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Г. Свиридов, Д. Кабалевский.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) я заканчиваю тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить «Праздник Осени», «Проводы Зимы», «Весенние забавы». Ребята так же проявляют себя в мире музыки (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки, походы в лес) и т. д. Осенний праздник в этом году мы проводили в русском народном жанре: все дети были одеты в русские народные костюмы, пели песни о России, песни о маме, играли в русские народные игры, водили хороводы, читали потешки, танцевали кадриль, говорили о своём городе.
Обстановка праздников и развлечений в детском саду, и в целом музыкальная образовательная деятельность помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.
Через музыкальные занятия и праздники у ребёнка формируются такие качества, как коллективизм, любовь детскому саду, к родному дому, родной улице, к своему городу, к своей стране, бережное отношение к природе, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. На музыкальных занятиях русская народная музыка постоянно звучит при разучивании или выполнении музыкально-ритмических движений.
Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что делает процесс восприятия народного искусства более ярким. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, у детей формируется чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Для меня, как музыкального руководителя, важным в работе по формированию патриотических чувств у дошкольников является совместная деятельность с детьми вне занятий. В свободное время предлагаю прослушать в группе диски с песнями о Родине признанных композиторов как: Г.Струве, А.Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д., а также диски с классическими произведениями русских композиторов: Д. Кабалевского, С. Прокофьева, П. Чайковского, Римского- Корсакова.
Большое внимание уделяю работе с социумом. Наш детский сад сотрудничает с библиотекой имени Н.И Подлесовой, а также краеведческим музеем. Регулярно, в соответствии с планом, посещаю с детьми мероприятия, подготовленные для дошкольников. В свою очередь, сотрудники библиотеки и краеведческого музея с большим удовольствием принимают участие в праздниках и развлечениях, проводимых в нашем детском саду: «Этот День Победы…», «Моя Родина-Россия», «Я космонавтом стать хочу» и т.д.
Вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с воспитателями, а также родителями, активными помощниками детского сада и равноправными участниками формирования личности ребенка. Они участвуют в совместных развлечениях, досугах и праздниках «Вместе с папой мы дружны, Вместе с папой мы сильны», «День защиты детей», «Посиделки» и другие.
Музыкальные праздники, развлечения и тематические занятия на патриотическую тематику помогают через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества естественным путем влиять на эмоционально патриотические переживания детей. Исходя из этого, в работе с детьми я добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В дальнейшем я продолжу работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности
В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности семьи и детского сада».
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....