Конспект ООД "Как звери в лесу зимуют"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель:

Обогащение представлений о зиме и жизни диких животных нашего леса.

Задачи:

-развивать связную речь, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

-закреплять умение составлять рассказ по картинно-графическому плану, обогащать словарный запас детей;

-воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gadzhieva_t.h._konspekt_kak_zveri_v_lesu_zimuyut.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

               

                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                            «Лицей № 7»

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                     «КАК ЗВЕРИ В ЛЕСУ ЗИМУЮТ»

Выполнила: воспитатель Гаджиева Т.Х.

                                                   г. о. Электросталь

 Цель:

Обогащение представлений о зиме и жизни диких животных нашего леса.

Задачи:

-развивать связную речь, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

-закреплять умение составлять рассказ по картинно-графическому плану, обогащать словарный запас детей;

-воспитывать бережное отношение к природе и ко всему окружающему;

Образовательная область:

Познавательное развитие (экология)

-закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках, жилище;

– познакомить с профессией «Лесник»;

– определять следы диких зверей;

– развивать тактильные ощущения;

– узнавать голоса животных и птиц.

Физическое развитие (физические упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения);

– развивать двигательную активность детей, общую и мелкую моторику обеих рук;

Художественно – эстетическое развитие (использование музыкального сопровождения, голоса волка, иллюстраций с изображениями зимнего леса.

-развивать чувство прекрасного, опираясь на картины зимнего пейзажа;

Речевое развитие

-обогащать словарный запас детей,

– развивать связную, грамматически правильную речь,

– учить пременять прилагательные, глаголы, предлоги по сюжету картины,

– формировать умение составлять рассказ описательного характера, опираясь   на картинно-графическую схему;

-закрепить в речи детей названия диких животных.

Социально-коммуникативное развитие

– воспитывать любовь и бережного отношения к природе.

– формировать навыки взаимопонимания и доброжелательности.

Оборудование: 2 набора картинок диких животных, схема рассказа о диких животных, картины зимнего леса, снежинка, следы зверей, снежная поляна, дом лесника, магнитные доски, фото лесника, 2 конверта, письмо из Африки, музыкальное сопровождение: голос волка, пение птиц в лесу, ширма, карандаши простые на каждого ребенка, задания «Где чей домик» на каждого ребенка, заячий хвостик.

Предварительная подготовка:

Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Звери к зиме готовились».

Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного. Беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Ход:

(Дети с воспитателем входят в группу)

Поздороваемся с нашими гостями.

– Здравствуйте, уважаемые гости!  Мы рады Вас видеть.

– Ребята, а нам сегодня пришло письмо.

Воспитатель: На конверте указано: куда: Московская область, Г. Электросталь, детский сад «Калинушка», кому: детям группы №2 «Капелька» –

 Всё верно. Это нам!

(воспитатель открывает конверт, показывает фото и читает)

Посмотрите нам фотографию прислали и письмо. Интересно от кого?

«Здравствуйте!

Пишут вам ребята из Африки!

Мы живем в стране, где круглый год лето. И нам очень хочется узнать, что такое зима? Какие у вас есть дикие животные и как они выживают в холодную зимнюю пору?»

Воспитатель: – Ребята, кто нам написал? (дети из Африки)

– сможем ли мы откликнуться на их просьбу? (ответы детей)

- предложите, пожалуйста, свои варианты (мы расскажем детям о диких животных и тоже отправим им фотографии или даже сможем заснять фрагменты видео из нашего зимнего леса).

- предлагаю вам отправиться в поход в зимний лес, к диким животным.

– согласны? (ответы детей)

Поход – это путешествие, в котором человек не только отдыхает, но и активно движется, изучая окружающую его природу. Готовы вы к такому путешествию?

Интересно, а что нам понадобится в пути? Посмотрите, вот здесь лежат рюкзаки. Для чего они нужны? (ответы детей) Рюкзак можно сравнить с сумкой, чемоданом, в него удобно складывать вещи, его удобно нести за спиной.

Давайте разделимся на 2 команды, у нас есть два рюкзака.

Командам нужно собрать свои рюкзаки, сложив в них самые необходимые вещи.

1. Игра «Собери рюкзак»

Цель: учить детей выделять важные предметы из множества других, обосновывать свой выбор.

После того, как дети выполнят задание, воспитатели проверяют правильность выбора вещей для похода и просят детей объяснить своё решение.

Воспитатель: Рюкзаки собраны, пора отправляться в путь. Наш маршрут лежит в лес.

Воспитатель: Лес – это дом многих животных. Наша задача в походе – осуществить наблюдение за жизнью животных зимой. 

– Для начала вспомним правила поведения в лесу. (Говорить тихо, не ломать деревья, не разжигать костров, не подходить к жилищам  животных и птиц)

(Двигаемся под музыку природы.  Подъезжаем к доске, на которой  иллюстрации зимнего леса. Дети садятся на стулья)

– Давайте присядем на пенечки.

Воспитатель:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит!

– О чем это стихотворение?

– Какое сейчас время года?

– Вы любите лес?

Игра «Опиши красоту природы»

Дети, посмотрите, у меня в руках снежинка. Предлагаю вам поиграть: у кого в руках окажется снежинка, тот скажет красивое, «Описательное» слово о лесе.  Как выглядит зимний лес, какой он? Например: Лес – волшебный. (таинственный, заснеженный, белый, пушистый, укрытый снегом, красивый, большой, густой)

– Кто живет в лесу? (медведь, лиса, мыши, рысь, еж, заяц и т.д.)

– Как одним словом называем этих животных? (дикими)

– Почему они так называются? (сами добывают себе еду, строят свои жилища, выкармливают детенышей).

– Какие звери спрятались в нашем лесу? (рассматривают картинку, отвечают)

Воспитатель: вот и рассказали африканским детям о нашей зиме. Положим в конверт фотографию зимнего леса.

– Идем дальше к лесной опушке.

– Ой, что это? (на полу лежит заячий хвостик)

– Как он тут оказался? (дети придумывают варианты)

Воспитатель: А, может быть, на этой опушке лесные звери выясняли чей хвост лучше?

Помните, как в русской народной сказке «Хвосты», пошел по лесу слух, что на опушке будут раздавать разные хвосты…

Описание заячьего хвостика.

– Хотите потрогать? Какая шерсть у зайчика?

(детям предлагается потрогать и рассказать о мехе зайца)

Как Вы думаете, удобно ли будет зайчику с таким хвостом? Почему? (ответы детей)

-Оставим его здесь, чтобы зайчик забрал свой хвостик, когда мы уйдем.

Воспитатель: Пойдемте дальше. Вот мы очутились на лесной полянке.

– Что вы здесь видите? (Мы видим звериные следы)

-Да, пока мы лесом любовались, здесь звери пробегали.

Обсуждение «Чьи это следы?»

Работа по микрогруппам. 2 ребенка – 1 карточка.

Ребята, перед вами следы, подумайте чьи они и подберите картинку животного положите ее рядом. Каждая группа дает свой ответ, если затрудняется, то помогают другие дети. Одна карточка лишняя – корова – домашнее животное.

– Здесь прыгал заяц и остались заячьи следы.

– Тут пробегала лиса, она ловила мышку – мышковалаУ лисы – лисьи следы. – Пробирался лось на своих длинных ногах и оставил лосиные следы.

– Рыскал волк по лесу и оставил волчьи следы.

– Прыгала белочка и оставила белячий след. (повторить вместе сложные слова)

Воспитатель: Молодцы, здорово справились с лесной задачкой. Вы очень хорошо разбираетесь в звериных следах.

Покажем детям эти следы? Возьмем фото с собой. (воспитатель кладет в конверт) ( можно предложить детям зарисовать следы)

(Слышится отдаленные звуки волчьей стаи).

Воспитать: Вы это тоже это слышали? Чей это голос? О чем они говорят, как вы думаете?

-Правильно. Волки предупреждают диких животных леса о возможной опасности и просят всех спрятаться.

Беседа о правилах поведения при встречи с диким зверем

– Подойдите все ко мне, встанем в кучку.

– Вы знаете как вести себя при встрече с дикими зверями.

Не паникуйте и не делайте резких движений. Так что постарайтесь замереть на месте. А потом медленно отходите назад, не делая резких движений.

Но знаете. Дикие животные очень миролюбивые. И не хотят причинить нам вред. А иногда даже и помогают одиноким путникам.

(на ширме приклеено фото дома лесника)

Воспитатель: Ой, мы наткнулись на чью-то сторожку в самой чаще леса. Кто же здесь живет? (ответы)

– Постучим. Никого, зайдем. Садитесь, отогреемся.

Есть такое правило, что любой человек может войти в дом лесника, чтобы согреться, отдохнуть. Дом не закрывают на замок.

– Вы знаете, кто такой лесник? (На магнитной доске фото лесника с животными.) (Ответы детей)

– Лесник или егерь – это профессия человека, который следит за животными. Лечит, их если поранились, кормит в сильные морозы.

– Что делает этот лесник? Чем он собирается угостить животных?

– Каким должен быть лесник? (добрый, заботливый, умный, внимательный)

– Кто из вас хочет стать лесником? Молодцы, подрастете и станете.

– Я под столом вижу корзинку. Что же в ней? (шишки)

– Для кого их приготовил лесник? (для белки)

– Давайте с ними поиграем. (дети достают из корзинки шишки)

Пальчиковая гимнастика с шишками

Отыскали мальчики                   Смотрят вдаль, руки у лба

Отыскали девочки                      То же

Шишечки шершавые                 Катают в ладонях

Для голодной белочки              То же

Обменялись шишками              Передают друг другу

Обменялись девочки                 Передают обратно

И сложили в кузовок                  Складывают в корзинку

Отнесли их белочке                   Воспитатель ставит корзинку под стол

– Смотрите, какой интересный куб, на нем фотографии диких животных.

– Давайте поиграем. Будем переворачивать куб, какое животное выпадет, о том составим рассказ по схеме.

Описание животного по схеме.(3-4 ребенка)

Например:

1.Медведь – это дикое животное.

2.У медведя есть туловище, голова, уши, лапы и маленький хвост.

3.Тело покрыто густой шерстью и имеет коричневый окрас.

4. Медведь живет в лесу, далеко от людей.

5. Он кушает все: ягоды, траву, рыбу, мясо.

6. Для людей важен его мех.

– Возьмем фотографию лесника для детей.

Воспитатель: Все согрелись, пора отправляться домой, уже темнеет.

– Закроем двери.

Физминутка

Зимним деньком, лесной дорожкой,              Идут по кругу

Дикие звери шли друг за дружкой.

За мамой – лосихой топал лосенок,               Идут, громко топая.

За мамой – лисицей крался лисенок.              Идут, крадучись.

За мамой – ежихой катился ежонок. Бегут на носочках, руки перед                                                                            грудью.

За мамой – медведицей шел медвежонок.            Идут вперевалку.

За мамою – белкой скакали бельчата.                   Прыгают

За мамой – зайчихой – косые зайчата.          Скачут, сделав «ушки» на макушке.

Волчица вела за собою волчат.                     Идут на четвереньках.

Все мамы и детки прогуляться хотят.          Останавливаются.

-Вот мы и попали в детский сад.

– Посмотрите, нам звери сюрприз приготовили. Картинки с жилищами диких животных. Давайте им поможем попасть в свое жилище.

(дети стоя проводят линии от животных к их жилищам)

Продуктивная деятельность.

– Дети, посмотрите на картинку: догадайтесь, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?

– Это нора. В ней живет лиса.

– Это берлога. В ней живет медведь.

– Это дупло. В нем живет белка.

– Это куст. Под ним прячется заяц.

– Это логово. В нем живет волк.

– Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.

(дети убирают карандаши, приносят свои работы воспитателю)

Эти картинки мы тоже отправим нашим друзьям.

Рефлексия.

Воспитатель:  

Вот и подошел к концу наш поход. Мы выполнили просьбу детей из далёкой жаркой Африки?

– Вам понравилось наша прогулка?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Расскажете дома о своем путешествии своим близким?

– Давайте вспомним, какие фотографии мы пошлем? (показ иллюстраций)

– Я пойду домой и отправлю это письмо по почте детям в Африку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность детей старшей группы на тему: «Как звери в лесу зимуют»

Интегрированная деятельность детей старшей группы на тему: «Как звери в лесу зимуют» Программное содержание:1.     Осуществлять системный подход в ознакомл...

"Как звери в лесу зимуют" Путешествие в лес с лесной феей в двух частях.Часть 1 и 2

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты....

Презентация "Как звери в лесу зимуют"

Презентация "Как звери в лесу зимуют"...

Тема: «Как звери в лесу зимуют» (по программе "Омское Прииртышье")

Формировать представления детей о внешнем виде лесных зверей зимой. Какие звери обитают в наших краях. Познакомить с  образом жизни лесных зверей зимой: как  приспособились к суровым ус...

Как звери в лесу зимуют

Занятие по познавательному развитию "Как звери в лесу зимуют"...

Конспект беседы «Как звери в лесу зимуют»

Цель: закрепить знания детей о жизни лесных жителей зимой.Области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»...