Консультация для воспитателей «Формы и методы организации воспитательной работы с дошкольниками»
консультация
Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_organizatsii_vosp.rab_.s_doshk.docx | 264.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 50
Консультация для воспитателей
«Формы и методы организации воспитательной работы с дошкольниками»
Подготовил:
воспитатель
Смирнова Л.А.
г.о. Химки, 28.09.2021г.
Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой. Работа с детьми планируется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями».
В своей работе с детьми я использую групповые, индивидуальные, фронтальные, формы организованного обучения.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Педагогу нужно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Индивидуальная форма организации обучения – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.
В процессе осуществления НОД необходимо использовать:
- проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
- методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей);
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
- систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации; обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
- грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
- осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Метод - это способ достижения цели, т. е. совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели (способ прикоснуться к ребёнку).
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Выделяют три группы методов: наглядные, практические и словесные.
Наглядный метод обучения.
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, восприятие предметов ребенком и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков явления, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. Метод демонстрации включает различные приемы:
- Показ предметов - дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
- Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, поделка, аппликация;
-На занятиях по развитию движений используется показ способа действий, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
- Иллюстрации, демонстрация картин помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:
1) расширение представлений детей и развитие их речи;
2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.
Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей - их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.
Практические методы обучения.
К группе практических методов обучения в детском саду относятся:
- упражнения;
- игровой метод;
- элементарные опыты;
- моделирование.
Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.
Упражнение - это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.
Основные виды упражнений:
- подражательного характера;
- конструктивного характера;
- творческого характера;
- игровые.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Моделирование - процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Словесные методы обучения.
Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие - оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний.
Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.
Рассказы воспитателя.
Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Чтение художественных произведений детям.
Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.
Беседы.
Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. Беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.
Методы повышения познавательной активности:
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- Сравнение
- Метод моделирования и конструирования
- Метод вопросов
- Метод повторения
- Решение логических задач
- Экспериментирование и опыты
Методы повышения эмоциональной активности:
- Игровые и воображаемые ситуации
- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
- Игры-драматизации
- Сюрпризные моменты
- Элементы творчества и новизны
- Юмор и шутка (учебные комиксы)
Методы обучения и развития творчества:
- Эмоциональная насыщенность окружения
- Мотивирование детской деятельности
- Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)
- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)
- Игровые приемы
- Проблемные ситуации и задачи
- Юмор и шутка
- Экспериментирование
- Неясные знания (догадки)
- Предположения (гипотезы).
В дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.
Важно, чтобы дети совместно решали интересные и важные для них учебно-игровые задачи. Педагог должен выступать организатором совместной образовательной деятельности, сопровождать и помогать воспитанникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой опыт работы. Консультация для воспитателей "Формы и методы оздоровления дошкольников на современном этапе"
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии...
Консультация для воспитателей Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возра...
Консультация для воспитателя "Формы и методы работы с дошкольниками в соответствии ФГОС"
Описание форм , методов и приемов работы воспитателей с детьми по ФГОС...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков».
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требовани...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по театрализованной деятельности дошкольников»
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее ...
консультация для воспитателей «ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ»
консультация расчитана для молодых педагогов...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы с дошкольниками по ознакомлению их с историей профессий».
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - ...