консультация для воспитателей «ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ»
консультация
консультация расчитана для молодых педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация "Формы и методы, используемые в режимных моментах" | 44.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым»
Консультация
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ»
Подготовила воспитатель: Иванова А.А.
г. Феодосия 2021г.
Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, как в режимных моментах, так и между ними.
Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая.
Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности и др.
В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приёмы (это можно увидеть в программе).
Вспомним, что режим – это научно обоснованный распорядок дня, предусматривает рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. К основным режимным моментам относятся:
- Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика;
- Подготовка к завтраку, завтрак;
- Обязательная образовательная деятельность;
- Подготовка к прогулке, прогулка;
- Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед;
- Подготовка к сну, дневной сон;
- Подъем после сна, закаливающие мероприятия;
- Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, игры,
самостоятельная деятельность детей;
- Подготовка к ужину, ужин;
- Игры, прогулка, уход детей домой.
Утро. Приём детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.
Утро - это спокойный режимный момент. В этот период времени необходимо создать хорошее настроение как ребёнку, так и его родителям. Это создаст позитивный настрой на предстоящий день, и станет залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.
Здесь следует обратить внимание на самочувствие и внешний вид ребенка, если у ребенка насморк, кашель, кожные высыпания, необходимо поставить в известность медсестру, и она принимает решение о том, возможно ли пребывание ребенка в детском коллективе.
Задача педагога в утренний прием – вовлечь ребёнка в жизнь детского сада, создать бодрое, жизнерадостное настроение. Утро - лучше время для индивидуальной работы. В этот отрезок времени проводится работа по различным видам деятельности: воспитание культуры поведения, учим здороваться с воспитателем и детьми в группе, во время игры обращаем внимание о необходимости негромко разговаривать, не кричать; проводится работа по звукопроизношению, развитию устной речи, артикуляционная гимнастика; развитие мелкой моторики во время настольных игр, рисования.
Необходимо создать условия для организации детьми разных видов деятельности.
Приемы, используемые в режимном моменте: словесные указания (дежурство – показ правильной сервировки стола); художественное слово ( ПОТЕШКИ, СТИХОТВОРЕНИЯ « Чище мойся – воды не бойся», «Рано утром на рассвете умываются мышата …», алгоритм мытья рук, личный пример (проведение КГН «Покажем Мишке, как правильно мыть руки», культуры поведения); использование проблемной ситуации (что случится если не будем мыть руки); поощрение, положительная педагогическая оценка ( Миша молодец, хорошо вытер руки, насухо).
Подготовка к завтраку, завтрак.
Проводится назначение дежурных, которые помогают няне накрывать столы к завтраку. Перед посещением умывальной комнаты, детям напоминают о необходимости закатать рукава, при намыливании рук – «руки надо намыливать над раковиной, чтобы не было брызг». При необходимости обращать внимание детей на алгоритм мытья рук (висит над раковинами). После мытья рук сразу же закрываем воду и ни в коем случае не должны оставлять краны открытыми (экономим воду). Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на своё место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приёма пищи.
В процессе приема пищи всегда следить за осанкой детей. Правильностью держания столовых приборов, использования салфеткой
В процессе еды надо найти причины, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребёнка нет, и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи, т.е. правильность пользования столовыми приборами, поведения детей за столом. Обращать внимание детей на название блюд что, в свою очередь, развивает словарный запас и кругозор детей.
По завершении приёма пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки.
Образовательная деятельность. Формируем самостоятельность во время подготовки рабочего места, воспитываем желание учиться.
Используем приемы: самостоятельный контроль выполнения данного организационного момента; личный пример; словесные инструкции; поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Во время подготовке к прогулке - приводится в порядок группа, напоминаются правила поведения в раздевалке, вспоминаем алгоритм одевания одежды.
Прогулка проводится в определенной последовательности, также применяются различные формы и методы.
Формы: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (наблюдения, подвижные игры, трудовые поручения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа)
Приемы:
- напоминание (правила последовательности одевание одежды, поведение в раздевалке);
- положительная оценка (самостоятельно одевается, помогает друзьям);
- помощь, ситуативный разговор; художественное слово – проговаривание потешек, стихов, загадок;
- создание проблемной ситуации (обувь на разные ноги, не правильно застёгнутые
пуговицы, не заправлена рубашка, что изменилось на участке.);
- изучение правил последовательности одевания, раздевания; использование алгоритма одевания; обращение к ребёнку с просьбой об оказании помощи сверстнику; похвала (потешки, поговорки: - «Надо вещи убирать, не придется их искать», «Покажем кукле как правильно надо одеваться)»;
- одобрение; выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь.
При сборах на прогулку детям чётко даётся установка на дальнейшие действия. Сначала приводится в порядок группа: необходимо убрать своё рабочее место после занятий, а если дети успели поиграть – убираем игрушки на место. Можно использовать потешки, поговорки, например,: «Надо вещи убирать, не придётся их искать». После этого можно попросить девочек проверить, порядок у мальчиков и наоборот.
После этого детям напоминаются правила поведения в раздевалке. Образовательные задачи решаются и в процессе одевания детей. Проговариваем название одежды, её деталей, её назначение. Таким образом пополняется словарный запас на тему «Одежда». Учим детей просить помощь не только у педагогов, но и у своих друзей, следим за тем, как дети пользуются при этом «волшебными» словами. В помощь воспитателям есть много дидактических игр «Кукла Маша собирается гулять», «Помоги Петрушке одеться на прогулку» и другие. Очень помогает алгоритм одевания. Во время одевания за детьми может «наблюдать» кукла Маша или тот же Петрушка, а могут заглянуть в окно разные птицы, снежинки или другие сказочные персонажи.
Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, устраняем их вместе с другими детьми, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.
На прогулке организуем разнообразную деятельность детей. Режимные моменты предусматривают то, что на прогулке детям необходимо предоставлять время для совместной свободной деятельности, но при этом необходимо следить за тем, чтобы в процессе взаимодействия дети не перевозбуждались. Обязательно должна проводиться подвижная игра. Периодически дети привлекаются к уборке участка. За полчаса до конца прогулки можно организовать более спокойную деятельность, например, понаблюдать за происходящими явлениями вокруг или побеседовать об изменениях в природе.
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду.
В этот режимный момент, ставятся задачи по развитию КГН (самостоятельное и правильное мытье рук; соблюдение правил гигиены (после посещения туалета – обязательное мытье рук, поведение в туалете).
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом напоминаем правила поведения в раздевалке, на лестнице (заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу).
Во время переодевания действует правило: раздевайся около своего шкафа, не мешай товарищу, помоги). Можно напомнить детям о бережном отношении к одежде, складывание своих вещей в шкафчики.
После того, как разделась большая часть детей, предлагается пройти в туалет и умывальную комнату. Во время нахождения в туалете используются такие же приемы, как и утром.
Обед проходит примерно так же, как и завтрак. Здесь тоже назначаются дежурные, им даются посильные задания. Режимные моменты соблюдаются и после еды, когда начинается подготовка ко сну. Для этого необходимо строго следить за дисциплиной в группе, чтобы дети не разыгрались и не расшумелись, создаётся настрой на отдых. Обстановка должна быть спокойной, чтобы ребята могли расслабиться.
Здесь применяют такие приемы:
– игровое упражнение (например: моем кукле Маше руки);
– экспериментирование (например: тонет не тонет мыло, холодная, горячая вода);
– создание проблемной ситуации (например: грязная кукла за столом);
– вопросы: – правильно ли поступила Маша сев за стол с грязными руками?
– для чего нужно мыть руки?
– приятно ли сидеть за столом с Машей, когда она помыла руки? и т.д.
– художественное слово (потешки, поговорки);
– использование музыкального сопровождения;
– презентация меню;
– положительная педагогическая оценка;
– ситуативный разговор.
Подготовка ко сну, дневной сон.
После обеда дети, закончившие приём пищи, раздеваются, аккуратно складывают свою одежду. При этом надо напоминать детям, что одежду надо любить (можно вспомнить, что Федора не любила свою посуду и она от неё ушла). Поэтому надо стараться аккуратно складывать и вешать одежду. Дети по необходимости посещают туалет, моют руки и ложатся в постели. Для быстрого и спокойного засыпания можно использовать потешки, спокойную музыку, чтение сказки перед сном. Чтобы поторопить детей в процессе раздевания говорю, что те, кто будет долго раздеваться, может её не услышать.
Приёмы:
- использование сюрпризных моментов;
- художественное слово;
- использование музыкального сопровождения.
Подъем после сна, закаливающие мероприятия, полдник, игры
Подъём проводится постепенно, по мере пробуждения детей, можно спросить, как спалось, что приснилось, выспались и отдохнули?
После подъёма организуются закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика, гимнастика после сна. Дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а взрослые помогают им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. В процессе одевания можно использовать потешки, сказать, что можно попросить помощи не только у меня или у няни, но и у ребят.
В старшем возрасте детям предлагается самостоятельно привести свой внешний вид в порядок. После полдника при необходимости девочки подходят причёсываться, остальные дети берут настольные игры, играют в спокойные игры.
Создаются условия для организации разных видов деятельности, проводится индивидуальная работа.
Прогулка, уход домой
Организуется также, как и п предыдущих пунктах (подготовка к прогулке, игры)
При сборах на прогулку детям чётко даётся установка на дальнейшие действия. Сначала приводится в порядок группа, убираются игрушки на место. Можно использовать потешки, поговорки, например: «Надо вещи убирать, не придётся их искать». После этого можно попросить девочек проверить, порядок у мальчиков и наоборот.
Детям напоминаются правила поведения в раздевалке. Учим детей просить помощь не только у педагогов, но и у своих друзей, следим за тем, как дети пользуются при этом «волшебными» словами.
Во время ухода домой проводятся индивидуальные беседы с родителями.
Очень важно, при общении с родителями о ребенке, сначала рассказать положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребёнок, сколько бы неудобств он нам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.
Отдельно стоит обратить внимание уход ребёнка из детского сада. Ребёнок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребёнка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.
Все режимные моменты направлены на решение воспитательно- образовательных задач в соответствии с программными требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы и методы ,используемые при организации режимных моментов в детском саду"
В данной статье изложены методы и приемы,используемые при организации питания,подготовке к прогулке,дежурстве,организации сна...
консультация «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов.»
Данная консультация предназначена для молодых специалистов воспитателей, в ней рассматриваются фрмы и методы, которые можно использовать при организации режимных моментов: утреннего ...
Формы и методы, используемые при организации режимных моментов
Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «формирование общей культу...
Консультация «Формы и методы , используемые при организации режимных моментов» (для молодых педагогов)
laquo;Формы и методы используемые при организации режимных моментов»...
Консультация «ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» «ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ»
Зачастую молодые педагоги, начиная работать, сталкиваются с рядом трудностей пр организации режимных моментов. Школа молодого специалиста призвана помогать начинающим воспитателям освоить профессию....
Игровые формы и методы, используемые при организации режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей в ДОУ
самостоятельная деятельность детей в ДОУ - это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представлен...