Консультация для воспитателей Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.
консультация (старшая группа) на тему
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_3.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»
Выступление на педагогическом совете
Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.
Подготовила воспитатель
С.Н. Андрощук
Пгт. Высокий,2016г.
Выступление на педагогическом совете
Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность — это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы в непосредственно образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение мини-музеев, созданных в детском саду. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» подчеркивается, что процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем, и чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет процесс развития. Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого по трем линиям - «чувствовать, познать, творить». Задачи обогащения детских представлений о жизни народов мира, воспитания интереса к народной культуре рассматриваются в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений». Со среднего дошкольного возраста дети знакомятся с русским народным творчеством, фольклором народов мира: английскими, немецкими, французскими, венгерскими, Узбекскими сказками. В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по освоению культуры общения со сверстниками и взрослыми, по формированию культуры поведения, развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежды, типичных занятиях. Дети знают некоторые мелодии, песни, сказки народов мира. Старшие дошкольники должны прийти к осознанию того, что все люди стремятся к миру.
Для реализации задач по воспитанию у детей чувства толерантности используются разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- краеведческие мини-музеи.
В работе по воспитанию толерантности у старших дошкольников используются разнообразные формы:
1) знакомство детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) подвижные игры разных народов;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших народов;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Воспитание толерантности успешно осуществляется в игре, а также в трудовой и учебно-познавательной деятельности.
Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а также целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.
1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):
- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);
- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.
Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводились в группе:
- День пожилого человека,
- День Матери;
- Осенняя ярмарка;
- Новогодний утренник;
- День защитников Отечества
- Масленица;
- Конкурсы, соревнования, викторины.
При отборе форм и методов воспитания важно помнить следующее:
- никогда не наказывать детей;
- не сравнивать друг с другом;
- не выставлять на позор;
- не укорять;
- не жаловаться на них родителям;
- не надзирать за ними;
- не оскорблять;
- не приказывать, не требовать жестко;
- обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;
- хвалить от души;
- верить;
- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
- прощать искренне.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Формы работы с родителями разнообразны: беседы, дискуссии, семинары-практикумы, консультации, папки-передвижки, организация совместных досугов, выставок и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....
«Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по формированию навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»
Данная работа направлена на обучении детей правилам дорожного движения и направлена на воспитание грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения....
" Обобщение опыта работы по теме " Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста , посредствам дидактических игр""
Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом...
Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»...
Статья «Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста и памятка для родителей по развитию речи....
Консультация для воспитателей «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»
Характеристика основных методов,приемов и средств по формированию экологической воспитанности у старших дошкольников, которая будет полезна воспитателям ДОО....
Консультация для воспитателей "Характеристика основных методов, приемов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"
Совокупность методов обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольников....