Консультация для воспитателей Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.
консультация (старшая группа) на тему

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_3.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Выступление на педагогическом совете

Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.

Подготовила воспитатель

 С.Н. Андрощук

Пгт. Высокий,2016г.

Выступление на педагогическом совете

Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность — это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы в непосредственно образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение мини-музеев, созданных в детском саду. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» подчеркивается, что процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем, и чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет процесс развития. Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого по трем линиям - «чувствовать, познать, творить». Задачи обогащения детских представлений о жизни народов мира, воспитания интереса к народной культуре рассматриваются в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений». Со среднего дошкольного возраста дети знакомятся с русским народным творчеством, фольклором народов мира: английскими, немецкими, французскими, венгерскими, Узбекскими сказками. В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по освоению культуры общения со сверстниками и взрослыми, по формированию культуры поведения, развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежды, типичных занятиях. Дети знают некоторые мелодии, песни, сказки народов мира. Старшие дошкольники должны прийти к осознанию того, что все люди стремятся к миру.

Для реализации задач по воспитанию у детей чувства толерантности используются разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- краеведческие мини-музеи.

В работе по воспитанию толерантности у старших дошкольников используются разнообразные формы:

1) знакомство детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) подвижные игры разных народов;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших народов;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Воспитание толерантности успешно осуществляется в игре, а также в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а также целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.

Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:

- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;

- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводились в группе:

  • День пожилого человека,
  • День Матери;
  • Осенняя ярмарка;
  • Новогодний утренник;
  • День защитников Отечества
  • Масленица;
  • Конкурсы, соревнования, викторины.

При отборе форм и методов воспитания важно помнить следующее:

  • никогда не наказывать детей;
  • не сравнивать друг с другом;
  • не выставлять на позор;
  • не укорять;
  • не жаловаться на них родителям;
  • не надзирать за ними;
  • не оскорблять;
  • не приказывать, не требовать жестко;
  • обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;
  • хвалить от души;
  • верить;
  • договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
  • прощать искренне.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

        Формы работы с родителями разнообразны: беседы, дискуссии, семинары-практикумы, консультации, папки-передвижки, организация совместных досугов, выставок и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

«Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по формированию навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»

Данная работа направлена на обучении детей правилам дорожного движения и направлена на воспитание ​грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения....

" Обобщение опыта работы по теме " Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста , посредствам дидактических игр""

Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту вокруг - все это должно закладывается с раннего детства. В этом...

Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»...

Статья «Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста и памятка для родителей по развитию речи....

Консультация для воспитателей «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Характеристика основных методов,приемов и средств по формированию экологической воспитанности у старших дошкольников, которая будет полезна воспитателям ДОО....