Игра- путешествие:"Волшебная вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Игра – путешествие «Волшебная вода».
(средняя группа)
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Задачи:
Обучающие: Получить доказательства того, что вода таит в себе много неизвестного. Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Развивающие: Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями (водой). Развивать и обогащать словарный запас детей. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, память.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
Стаканчики с водой, ёмкости для воды разного объёма, размера и формы, блюдце, разноцветные полоски из бумаги, зелёнка, марганцовка, сок, иллюстрации, схемы, символы, обозначающие свойства воды, панно “Кому нужна вода” , капли воды (из картона) большая и маленькие, чайная ложечка.
Используется вид детской деятельности (эксперементирование).
Место проведения – групповое помещение.
Предварительная работа.
Чтение рассказов, сказок познавательного характера, загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций. Чтение книги М. Д. Перина “Живая вода”, Г. Зайцева “Уроки Мойдодыра”, К. Чуковский “Мойдодыр”. Изготовление панно “Кому нужна вода”. Беседы на тему: ”Где можно встретить воду?”, “Кто живёт в воде?”, “Зачем нужна вода?”, “Кому нужна вода?”.
Ход:
Воспитатель: Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего она нужна?
Дети: Вода нужна чтобы мыться , купаться, стирать, мыть посуду, мыть полы, готовить еду, пить.
Воспитатель: Кто нуждается ещё в воде?
Дети: Растения, деревья, животные, птицы, насекомые.
Воспитатель: Почему?
Дети: Им тоже нужно пить и купаться.
Воспитатель: Дети скажите, а кто у нас живёт в воде?
Дети: Рыбы, улитки.
Воспитатель: А знаете ли вы, где ещё в природе встречается вода?
Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, луже.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, откуда к нам в краны поступает вода? Из рек и озёр. Но воду из рек и озёр пить нельзя, она не очень чистая, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, её специально очищают и фильтруют на очистительной станции, и только потом она поступает к нам в дом по водопроводным трубам. Наш город большой, и чистой воды нужно много. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Из-за такого пустяка может “исчезнуть” целая река или озеро. Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Кто это?
Дети: Капелька воды.
Воспитатель: Да, это Капелька и она пришла к нам навестить своих сестричек – капелек. Что они у нас делают и какую пользу приносят? Сейчас мы их поищем, а отмечать мы будем знаком капельки.
Путешествие – поиск капелек по группе.
В уголке природы: лейка с водой (прикрепить капельку).
Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут.
В умывальной комнате (прикрепить капельку).
Дети: Вода нужна чтобы мыть руки, лицо, вытирать пыль, мыть полы.
Около мойки (прикрепляем капельку).
Дети: Помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду.
На столе, где стоит графин с водой (прикрепляем капельку).
Дети: Вода, чтобы мы могли её пить.
В игровом уголке (прикрепляем капельку).
Дети: Чтобы мыть грязные игрушки.
Воспитатель: Капелька мне сказала, что вода не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной.
Отгадайте загадки и узнайте, какая она бывает.
С тучи, как из решета,
Кап – кап – капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка? (Дождь)
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт. (Сосулька)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд)
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадки. Вот видите, как вода может превращаться и быть такой разной.
А теперь давайте немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Кап – кап, как всегда, (Стучат пальцами по столу.)
Из крана капает вода.
Моем шею, (Трут руками шею.)
Моем уши, (Трут уши.)
Вытираемся посуше - (Вытирают руки.)
Не спеша, не спеша.
Мы и зубы чистим тоже (Имитируют движения.)
Не спеша, не спеша.
А теперь давайте рассмотрим воду.
Опыт ”Вода прозрачная”
Возьмём стакан с водой и девять разноцветных полосок (красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая, чёрная, белая) . Будем по очереди сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды?
Дети: Ни с одной.
Воспитатель: В стакан с водой положить чайную ложку. Видно её?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная и не имеет цвета. (Вывешиваем символ этого свойства)
Опыт ”У воды нет запаха”
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком.
Дети: Вода не пахнет, а сок пахнет.
Вывод: У воды нет запаха. (Вывешиваем символ этого свойства)
Опыт: “У воды нет вкуса”
Предложить детям попробовать воду. Какая она на вкус: сладкая, кислая, солёная, горькая?
Дети: Нет.
Вывод: У воды нет вкуса. (Вывешиваем символ этого свойства)
Воспитатель: Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и говорит: “Какая вкусная вода”, хотя вкуса не чувствует.
Опыт: ” Какой формы вода”
Перед детьми ставят баночки и стаканчики разной формы, блюдца. Наливаем воду в баночку, а затем переливаем в разные ёмкости. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется. Нальём воду в блюдце, вода растеклась лужицей.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который её налили. (Вывешиваем символ этого свойства)
Воспитатель: Вода льется, течет, переливается. Почему?
Дети: Потому, что она жидкая.
Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте немного отдохнём.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хлопаем руками.
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас.
Опыт: “Воду можно окрасить”
На столе у воспитателя два стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт делает только воспитатель.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь добавлю в воду волшебную каплю (зелёнку). Изменила вода свой цвет?
Дети: Да.
Воспитатель: Сколько сегодня мы узнали интересного о воде, о свойствах воды и в этом нам помогла Капелька. Ребята, давайте вспомним все свойства воды (с опорой на символы).
Дети: Вода прозрачная. У воды нет запаха и вкуса. Вода не имеет формы. Вода жидкая. Воду можно окрасить.
Воспитатель: Молодцы. Давайте вспомним, кто ещё нуждается в воде.
Работа с панно. Дети выбирают карточки и прикрепляют к схеме (человеку, деревьям, растениям, птицам, рыбам, зверям, насекомым) .
Воспитатель: Молодцы. Вы узнали, что без воды не могут прожить люди, животные, птицы, растения и рыбы. Хоть и много воды на планете, её нужно беречь. К воде нужно относиться бережно, не оставлять открытым кран с водой, не засорять реки и озёра. Вода нужна всему живому на Земле. Без воды на Земле погибнет всё живое.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, Капелька благодарит вас за то, что вы так хорошо знаете её сестричек – капелек и о том, какую пользу приносит вода всему живому на Земле и дарит вам на память о себе волшебные капельки. Капелька просит вас всегда помнить о пользе воды и бережном к ней отношении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к игре "Путешествие волшебной кисточки"
Художественно-творческая деятельность – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Возможность самовыражения, проявления тв...
Конспект игры-путешествия «Волшебная математика»
Конспект игры-путешествия «Волшебная математика»Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».Цель: Создание условий для интеллектуально-речевого р...
Игра - путешествие "Волшебная радуга"
Игра - путешествие с элементами квеста. Экологическое развитие дошкольников....
Игра – путешествие «Волшебная вода».
Методическая разработка И.А.Ивановой. Игра-путешествие "Волшебная вода"...
Сюжетно-дидактическая игра: «Путешествие по воде»
Сюжетно-дидактическая игра:«Путешествие по воде»...
Игра – экспериментирование «Волшебная вода»
уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы;познакомить с принципом работы пипетки;формировать знания о плавучести предметов, развить у...