статья «Как помочь детям и родителям в период адаптации»
статья

Марина Дмитриевна Калугина

статья «Как помочь детям и родителям в период адаптации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_ped._koledzh.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь детям и родителям в период адаптации»

Автор-Калугина М. Д.- воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детский сад №5 пос. Первомайский Коркинского района Челябинской области.

Соавтор-Абросимова П. А. - воспитатель МКДОУ детский сад №5 пос. Первомайский Коркинского района

Каждая семья испытывает чувство тревоги, когда обсуждает вопрос о том «отдавать, ребенка в детский сад или нет?», всегда возникают вопросы: каким будет период адаптации к новым незнакомым людям, режиму дня и т. д.? Все новое вызывает тревогу, напряжение, беспокойство до тех пор, пока не станет привычным, повторенным многократно. Затем мы успокаиваемся, наше состояние и настроение стабилизируются, а результаты деятельности улучшаются.

Педагогический коллектив помогает малышу быстро адаптироваться в саду не травмируя психику и здоровье. Адаптировать – значит создать комфортные условия среды, в которой находиться ребенок. По мнению Л. С. Выгодского, «среда определяет развитие ребенка через его переживание среды». Положительные эмоции малыша, это самый важный показатель его адаптации к среде, то есть к детскому саду. У большинства детей привыкание к детскому саду происходит достаточно болезненно. Быстро и легко новую среду, новые требования и условия принимают лишь единицы. Трудности связаны с тем, что в этот период рушатся привычные отношения малыша с взрослыми. Для ребенка, пришедшего в сад непривычно все: большое количество незнакомых детей, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, чужая обстановка, смена распорядка дня и т. д. Ребенок испытывает душевный и физический дискомфорт, появляется чувство тревоги, незащищенности, одиночества. Часто родители замечают ухудшение здоровья, снижение игровой и речевой активности ребенка. Снизить тревогу малыша и мамы, помогают первые совместные занятия. При поддержке родителей дети активнее идут на контакт со сверстниками и воспитателем, охотно участвуют в совместных подвижных играх, интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

Специалисты отмечают три степени адаптации:

Легкая - когда отмечается снижение игровой и речевой активности ребенка, ухудшение аппетита и сна. Как правило, такое состояние проходит в течении двух недель после постоянного посещения детского сада.                                                                                              

Средняя - когда могут возникать легкие респираторные заболевания, а      вышеперечисленные симптомы преодолеваются только к началу второго месяца посещения.                                                                                                                                            

Тяжелая - сопровождается частыми, повторяющимися заболеваниями с осложнениями, этот процесс может затянуться на месяцы.  

Успешное завершение адаптационного периода можно разделить на три этапа:

Первый подготовительный – задачи, которые мы решаем на этом этапе:

Работа с родителями - направленные беседы, памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду». Папки передвижки «Ваш ребенок пошел в детский сад», «Режим дня, как он важен для ребенка», «Чего следует избегать при общении с ребенком, начавшим ходить в детский сад» и т. д.

Сбор данных о детях - как ест ребенок, просится на горшок или еще не знает, что это за предмет, засыпает самостоятельно или с игрушкой и т.д. Составление гибкого графика посещений.

Подбор игрового инструментария - для развития движений (мячи, машины, тележки, шары коляски и т.д.), для сюжетно-ролевых игр куклы, зайцы, бытовые предметы, одежда и многое другое, для развития речи книжки, картинки, раскраски, для развития предметной деятельности пирамидки, разные вкладыши, крупный и средний конструктор, для прогулки ведерки, лопатки, формочки и т. д.

На втором (основном) этапе наши усилия направлены на обеспечение в группе благоприятного климата. Мы проводим разнообразную совместную деятельность.  Наблюдаем за поведением детей, общением со сверстниками и взрослыми, легко ли ребенок идет на контакт или нет, есть ли интерес в общении, какой у малыша аппетит (хороший или плохой) и т. д. Мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому малышу. Проводим игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечные зайчики» Тихеева Е. И., «Цветы» Валева И. В. «Веселая зарядка» Лапухина И. С., «Спрячь игрушку». Перед сном читаем сказки «А куда поедем днем перед сном», «Сон лисенка» Т. Собакин и т. п. Мы очень много времени отводим на беседы с родителями, ведь отдавая ребенка в сад, они испытывают чувство тревоги и угрызения совести. Поэтому родителей также необходимо успокоить, для них мы подготовили памятки «Как преодолеть стресс» Войнова О. А., Лист направленной беседы (анкета для родителей), тест «Я и мой ребенок» (дополняет представление о себе как о родителях, помогает сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей). Распечатываем брошюрки с потешками, которые помогают родителям в игровой форме приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены.

На третьем заключительном этапе мы подводим итоги процесса адаптации детей к дошкольному учреждению.

В результате нашей работы, мы видим, что у троих ребят (13,6%) адаптация прошла тяжело. У Кирилла, Ани и Маши слабый иммунитет, они сильно привязаны к маме и не подготовлены к режиму детского сада. Пятеро детей (22.7%) Данил, Даша, Лиза, Матвей и Лёня часто капризничали и отказывались от еды. Данил и Матвей отказывались играть с детьми, проявляли упрямство. Сон Данила был продолжительный, но беспокойный (часто просыпался в туалет). Лиза и Даша испытывали трудности в связи с тем, что мамы работают в нашем саду. Все показатели психического и физического здоровья пришли в норму в течение месяца. Это говорит о средней степени адаптации.

Для остальных четырнадцати (63,6%) детишек адаптация прошла в легкой форме. Беспокойство о том, как пройдет знакомство со сверстниками и педагогами для родителей было естественно, но оно не мешало, не заставляло испытывать чувство вины за принятое решение. Это состояние спокойствия послужило надежной опорой для малышей, которые, не смотря на свои опасения, были убеждены, что так правильно. Эти дети были активны и эмоциональны в общении с взрослыми и сверстниками, редко болели. На протяжении всего года, мы наблюдали за переменами в настроении детей и видим, как оно стало мажорным (бодрым, радостным и т.д.). Среда в которой прибывают малыши, стала для них комфортной и полезной, они чувствуют себя хорошо в течении дня, с радостью встречают родителей вечером, делятся, сними впечатлениями и новыми навыками, легко расстаются утром и бегут в группу. Признаков комфортности среды много, но окрашены они всегда индивидуально в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Не остается без внимания отношение к детскому саду родителей и близких (бабушки, дедушки, тети) ребенка их мнения часто расходятся. Позитивное отношение к детскому саду, желание взаимодействовать с педагогами и другим персоналом, радостные ожидания, связанные с успешным развитием ребенка, говорят сами за себя. С уверенностью можно заявить о том, что главным фактором успешной адаптации служит психолого-педагогическая компетентность педагогов, помощников воспитателей и обслуживающего персонала всех, кто связан с родителями и детьми. «Наилучший способ помочь детям это помочь их родителям»  Томас А. Харрис.

Список литературы:                                                                                                                                         1.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК).- 72 с.; 60х90/16.- (Психологическая служба) .- ISBN 5-93927-079-4 (В обл.) , 5 000 экз. (тир.) ББК 88.8.

2.Арнаутова Елена Павловна Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_arnautova-family-kg.pdf

3.Долженко, Е.А. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. ФГОС ДО / Е.А. Долженко. - М.: Учитель, 2016. - 883c.

4.Группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. -М.: Сфера, 2017. – 112с.

5.Белкина Л.В. - Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Издательство Учитель, 2006

6. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. Издательство: Детство-Пресс, 2012

7.Терехина О. А., Богословская В.С.- ООО Мозырь ИД Ветер 2006г.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Советы родителям на период адаптации"

Статья посвещена вопросам адаптации детей раннего возраста , поможет облегчить пребывание ребенка в саду....

Статья "Советы родителям на период адаптации"

статья поможет родителям помочь адаптировать ребенка к детскому саду...

Статья "Советы родителям на период адаптации"

статья поможет родителям помочь адаптировать ребенка к детскому саду...

Статья "Игры для детей раннего возраста на период адаптации к детскому саду"

Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям особенно актуальна в наше время. Дети, впервые поступающие в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей, которые самостоятельно сложно преодолеть....

Консультация на тему: «Как помочь родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду»

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обяз...

Консультация на тему: «Как помочь родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду»

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:1.Тревога связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается  усильном внимании. При этом из привычной спок...

Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду"

В материале предоставлен опыт работы  воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду...