Развитие логического мышления детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Бибикова Ксения Олеговна

К трём годам большинство детей, пережив кризис трёхлетнего возраста, начинают осознавать себя как отдельную личность и чутко реагируют на то, как эту личность оценивают окружающие.

Не утратив детский интерес к простейшим играм, трёхлетки постепенно осваивают сюжетно-ролевые игры, а переход от предметно-действенного мышления к мышлению наглядно-образному помогает им играть «понарошку», заменяя одни предметы другими или манипулируя вымышленными аксессуарами.

Стремительно развивающийся словарный запас, формирование навыков составлять правильные грамматические конструкции и активная познавательная деятельность помогают карапузу осмысленно использовать в речи различные понятия, заменяя ими конкретные объекты. Всё это в совокупности создаёт базу, необходимую для включения отвлеченного, или логического мышления.

Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, человек обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:

  • выделять части целого;
  • группировать объекты и явления по заданным признакам;
  • находить общее в группе предметов;
  • выделять лишний предмет из представленной группы;
  • определять связи между предметами;
  • находить причинно-следственные связи;
  • строить гипотезы, предлагая аргументы в их защиту.

Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая карапузу интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, вы приучаете ребёнка мыслить, анализировать, обобщать. Регулярные систематические занятия — залог педагогического успеха!

Так что же развивает логику у дошкольников?

В первую очередь я хочу отметить, что формирование логики невозможно без внимания и пространственных представлений. При недостаточности эти двух функций будет страдать и логическое мышление.

Кроме того, чтобы ребёнок мог выполнить многие задания на логику, от него требуется не только интеллектуальная сохранность, но и хорошее зрение. Поэтому при очевидных затруднениях даже в довольно простых, наглядных заданиях по возрасту, стоит посетить офтальмолога. Особенно это важно при нарушениях речи - малыш не сможет сообщить о каких-то своих проблемах и есть вероятность того, что все вокруг будут говорить, что ребёнок умственно неполноценный, а ему-то оказывается надо было скорректировать зрение.

Ниже вас ждёт подборка бюджетных логических игр для детей 2-3 и 4-5 лет.

Игры на развитие логики для детей 2-3 лет

Простые закономерности

Как правило, доступны детям ближе к 2,5-3 годам. На этот возраст подойдут простые вариации а-ля нанизываем одну чёрную бусину, одну белую, одну чёрную, одну белую и т.д.

Помимо бусин, можно приобрести мозаику с гвоздиками и давать ребёнку чередовать гвоздики. Можно и вообще особо не тратиться, а вырезать, например, цветные круги или вагоны поезда, как на картинке ниже, и чередовать 2 цвета.

 
 
Вагоны для игры
 

Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний)

Это сложная логическая операция, поэтому для детей этого возраста берутся очень наглядно отличающиеся вещи, а не понятия, требующие кругозора и дополнительных знаний.

От ребёнка требуется найти лишнее в рядах, например, где 3 круга и один квадрат, или 3 зеленых звезды и одна красная.

Игры типа базовых сортеров

Для начала подойдут обычные сортёры. Когда ребёнок с ними освоится, можно попробовать дать ему подобные задания на бумаге (картинка ниже), чтобы он уже на глаз, не примеряя, пробовал определить куда подойдёт та или иная фигурка.

 
 
пример сортера
 

Сортировка от большого к маленькому и наоборот

В первую очередь это всем знакомая пирамидка. Напоминаю, что идеальный вариант - когда стержень по всей длине имеет одинаковую толщину. При таких условиях у всех колец будет одинаковый диаметр и ребёнок будет сопоставлять кольца именно по величине, а не запоминать цветовую последовательность.

Кроме того, я думаю, многим знакомы такие рамки-вкладыши:

 
 
фото из открытых источников
 

Они тоже хорошо тренируют зрительный анализ величин.

Найди тень

Много тут объяснять не надо - выглядит типовое задание, как на картинке ниже:

 
 
фото из открытых источников
 

Для некоторых детей поиск тени может оказаться сложным. В таком случае стоит спуститься на ступеньку ниже: надо распечатать, например, по 2 мишки, 2 петушка и т.д., смешать их и предложить малышу найти две одинаковые карточки. Так вы потренируете зрительное восприятие, а со временем станут доступны и задания посложнее.

Чего не бывает (Нелепицы)

Распечатайте рисунок, в котором что-нибудь из хорошо знакомых предметов очевидно неправильное - например, есть синее яблоко среди красных или фиолетовое дерево в зеленом лесу. Спросите у ребёнка, что по его мнению здесь неверно.

Несмотря на, казалось бы, простую задачу, хочу отметить, что это задание сложное и требует некоторых знаний об окружающем мире и уже имеющегося опыта с логическими играми, поэтому такое лучше пробовать ближе к 3 годам.

Игры на развитие логики для детей 4-5 лет

Развитие обобщений по категориям

В 4 года большинство детей начинают сортировать понятия не только по явным признакам (цвету, форме и т.д.), но и по "невидимым" категориям, основываясь на накопленных знаниях.

Можно начать с категорий попроще: например, сортировать съедобное и несъедобное, деревья и цветы, мебель и бытовую технику, проговаривая обобщение с ребёнком, например: "Это мебель". А ближе к 5 годам уже переходить к не таким явным и более сложным вещам: учить сортировать домашних и диких животных, фрукты и овощи, полевые и садовые цветы, перелётных и зимующих птиц и т.д.

Удобнее и дешевле всего это делать с помощью сортировки карточек с изображениями.

Усложненные логические последовательности

Теперь предлагается восстановить ряд из 3 и даже 4 деталей, которые к тому же могут различаться не одним признаком:

 
 
фото из открытых источников
 

Усложнённые картинки-нелепицы

К 4-5 годам большинство детей уже имеет достаточно знаний и внимания, чтобы замечать сразу много несостыковок на картинках и многие довольно очевидные уже можно показывать ребёнку:

 
 
Что перепутал художник? (картинка из открытых источников)
 

Найди лишнее (3-ий или 4-ый лишний)

Эти игры тоже начинают требовать от ребёнка определённых знаний об окружающем мире. Лишнее ищется уже не только по форме/цвету, но и по более сложным категориям. Например: сыр, молоко, кефир, колбаса - лишняя здесь колбаса, так как она не относится к молочным продуктам.

Если понимаете, что малыш уже хорошо справляется, то усложнить задачу можно, перестав показывать предметы - просто говорите слова. Тут ребёнку нужно будет не только сделать вывод, но и представлять тот или иной предмет, что потребует от мозга дополнительной работы.

Пятнашки

Знакомая с детства простая логическая игра без лишних выдумок для детей от 4 лет. Нашла на яндекс.маркете такой бюджетный вариант:

 

Если предыдущие игры не требовали особых речевых навыков, то пониже идут уже те, где нужно хотя бы ограниченное владение речью.

Нелепицы в стихах

Лёва обожает эти задания за веселье, а я за то, что они великолепно "качают" как логику, так и слуховое внимание, которое крайне важно для успешного обучения.

От ребёнка требуется внимательно слушать, например, такое стихотворение:

 
 
Развитие логики у дошкольников 2-5 лет. Простые и бюджетные игры дома
 

И хлопать в ладоши (или топнуть/постучать в барабан/позвенеть колокольчиком и т.д.), если он услышал неверное утверждение.

Что нужно врачу/учителю/продавцу

На самом деле список неисчерпаем. Вопросы требуют от ребёнка не только доставать из головы какие-то заученные знания, но и мысленно подбирать правильный предмет к каждой профессии.

Игры с антонимами

В этом возрасте дети уже неплохо ориентируются в противоположностях, но для игры, хотя бы поначалу, желательно подбирать признаки, которые можно наглядно показать. Например: длинный/короткий, горячий/холодный, тихий/громкий, светло/темно, тупой/острый и т.д.

Званый ужин

Игра достаточно сложная, но очень уж хорошо стимулирует мозги.

Нужно распечатать картинки с изображением стола и нескольких разных животных: зайца, волка, лисы и ежа. От ребёнка требуется рассадить всех за стол, соблюдая условия:

  • Заяц не может сидеть рядом с лисой и волком - они могут его съесть;
  • Лиса не хочет сидеть с ежом - она боится уколоться;
  • Волк может сидеть с кем угодно.

Когда ребёнок начнёт хорошо справляться, можно добавлять новые условия, увеличивать количество животных на званом ужине, всё более усложняя задачу.

Конечно, только этими играми развитие логики не ограничивается, но я надеюсь, вы нашли в этом материале что-то интересное и для себя.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Образовательная программа по развитию логического мышления детей с нарушениями зрения 6-7 лет "Логическая мозаика"

Образовательная программа по развитию логического мышления детей с нарушениями зрения 6-7 лет "Логическая мозаика"...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...