«Контроль как этап методической работы в ДОУ».
консультация

Пупатенко Ирина Алексеевна

Одной из функций методической работы старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. Анализируя деятельность педагогического процесса ДОУ, я обратила внимание на то, что у меня не хватает объективных данных по некоторым видам деятельности. Нет конкретного и четкого представления о деятельности педагогов в организации совместной образовательной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ. Диагностика в ДОУ присутствовала всегда, но она не давала целостной реальной картины положения дел – исследовались отдельные области, не проводилась аналитическая работа: «Почему именно такой результат?», «От чего это зависит?», не выявлялись взаимосвязи различных видов деятельности.

Поэтому, возникла необходимость создания такой системы контроля, которая позволила бы не только отслеживать происходящие события, но и влиять на них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Контроль как этап методической работы в ДОУ».

«Если не можешь усовершенствовать себя, то,

как же сможешь усовершенствовать других людей?»

Конфуций

Одной из функций методической работы старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. Анализируя деятельность педагогического процесса ДОУ, я обратила внимание на то, что у меня не хватает объективных данных по некоторым видам деятельности. Нет конкретного и четкого представления о деятельности педагогов в организации совместной образовательной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ. Диагностика в ДОУ присутствовала всегда, но она не давала целостной реальной картины положения дел – исследовались отдельные области, не проводилась аналитическая работа: «Почему именно такой результат?», «От чего это зависит?», не выявлялись взаимосвязи различных видов деятельности.

Поэтому, возникла необходимость создания такой системы контроля, которая позволила бы не только отслеживать происходящие события, но и влиять на них.

Контроль, организованный без получения систематической, оперативной, достоверной информации, как средства обратной связи, естественным образом повлиял на образовательный процесс и отразился на результатах развития интегративных качеств детей, уровне овладения ими необходимых навыков и умений, адаптации и успеваемости выпускников в первом классе, профессиональном росте педагогов.

Для того чтобы объективно проанализировать и оценить состояние педагогической деятельности и наметить образовательные, воспитательные и развивающие задачи на будущее необходима организация всех видов контроля.

Планируя тематический контроль предполагаю:

  • исследовать уровень развития детей по одному из разделов образовательной программы;
  • определить профессиональный уровень педагогов;
  • оценить условия, обеспечивающие выполнение образовательной программы;
  • проверить систему планирования воспитательно-образовательной работы по теме;
  • определить формы и методы взаимодействия и сотрудничества с семьей, педагогической грамотности родителей, согласованности действий педагогов и родителей, позволяющих повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.

Тематический контроль планирую в годовом плане работы ДОУ.

Продолжительность его проведения от 1 до 3-х дней на одну группу.

Он позволят установить причины сложившегося положения дел.

            Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определённый промежуток времени: квартал, полугодие, год.

Итоговый тематический контроль планирую в следующих случаях:

  • За квартал: для оценки уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной задачи;
  • За полугодие: если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;
  • За учебный год: для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.

При проведении контроля по итогам учебного года выделяю следующие элементы:

  • Усвоение детьми образовательных программ;
  • Условия, созданные для педагогической деятельности;
  • Уровень педагогического мастерства педагогов.

Другая разновидность тематического контроля – персональный, который планирую при следующих условиях:

с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства;

 с целью выявления состояния работы по устранению недочётов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме.

При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждаю заранее.

По итогам всех видов тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса и пишется справка. (Приложение№2)

Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности, как воспитателя, так и ДОУ в целом.

Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий, итоговый. Фронтальный контроль проводится в любое время года. Продолжительность его от 3-х дней до недели.

Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителем (или его заместителем) при принятии ДОУ для его управления.

Проводя текущий контроль, ставлю своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучаю работу двух воспитателей, работающих в группе. Текущий контроль помогает установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное , художественно-эстетическое.

Итоговый контроль планирую в следующих случаях:

 При комплексной оценке деятельности ДОУ (Акт самообследования );

 При выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

В процессе фронтального контроля изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы. Работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности.

Итоги фронтальной и тематической проверок по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педсоветах, планерках, некоторые вопросы выносятся на совещания.

При организации фронтальной проверки создается комиссия, которая оказывает помощь при соответствующем контроле.

Оперативный контроль и его виды (предупредительный, выборочный, экспресс – диагностика) направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Задачей предупредительного контроля является предупреждение того или иного недостатка. Его смысл в профилактике возможных нарушений, отборе наиболее рациональных методов работы, повышения уровня управления. Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта). Наблюдая работу сотрудника, помогаю ему, освоится в новых условиях.

О своем приходе в группу я предупреждаю воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля включаю: выявление готовности педагога к рабочему дню, определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т.д.

Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализ педагогической документации.

Кроме того использую такой вид контроля как экспресс-диагностика, который способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Экспресс-диагностика включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование, организуются итоговые интегрированные занятия и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.

Разновидностью оперативного контроля является выборочный (или эпизодический) контроль. В содержание педагогического анализа выборочного контроля включаю состояние работы по разделам программы, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела программы в реализации поставленной годовой задачи. С его помощью стремлюсь устранить такие сбои в работе, как выявление причин отклонения качества воспитания и образования от существующих требований, установления причин несоответствия

фактического уровня знаний детей и требований программы. Особенностью данного контроля является-то, что он носит выборочный характер и включает проверку работы отдельных воспитателей. При этом в содержание педагогического анализа включается готовность воспитателей к проведению занятий (прогулки и т.д.); оценка работы воспитателя за день; анализа воспитанности детей; анализа педагогических условий в группе и другие показатели.

Основными формами выборочного контроля являются просмотр НОД или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирование работы.

Сравнительный контроль и его виды (работа воспитателей 2-х возрастных групп, работа воспитателей одной группы, взаимоконтроль), провожу с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля (взаимопосещения) является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса и, по моему мнению, является самым эффективным в повышении профессионального мастерства педагогов, особенно молодых.

Самоконтроль. Воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, переводим на режим доверия и самоконтроля, опираясь на следующие критерии профессионального мастерства:

  • педагогически грамотное, с учетом современных достижений педагогической науки и практики, планирование и организация образовательного процесса;
  • владение воспитателя активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми;
  • достижение оптимального результата. Выражающиеся в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей; качественный уровень оздоровительной работы, и как результат – снижение заболеваемости дошкольников.

На основании данных критериев коллектив педагогов мы разделили на три группы.

В первую группу вошли воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентностью. Это группа педагогов, работающих на доверии.

Во вторую: воспитатели – кандидаты в группу работающих на доверии. Педагоги данной группы обеспечивают организацию воспитательного процесса в рамках федеральных государственных требований и программы. Проявления творчества ограничены в силу недостаточной сформированности методической компетентности.

Третья группа – это педагоги, нуждающиеся в систематическом контроле. К их числу относятся молодые специалисты, вновь принятые, а также те, кто обладает недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов в сфере дошкольного образования.

Однако перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказа от посещения нами данной группы. Посещения, как правило, связаны с изучением и обобщением опыта работы в группах специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием всего педагогического коллектива, или по просьбе самих воспитателей. Целью этих посещений является:

  • Оказание методической поддержки при освоении новых программ и педагогических технологий;
  • Помощь в психолого-педагогическом обосновании и описании разрабатываемой технологии;
  • Коррекция и организации творческого поиска.

Заранее заполняются 1,2,3,6 графы; 4,5,7 – в ходе проведения проверки.

Заранее разрабатывается план проведения проверки. В плане фронтальной или тематической проверки указывается цель, организация и проведение проверки указывается цель, организация и проведение проверки (теоретическая и методическая подготовка, консультации, инструктаж по предстоящей проверке, обогащение материальной базы, разработка плана-графика посещений групп и проведения консультаций, подведение итогов проверки). Определяются показатели, по которым оцениваются результаты работы, а также методы контроля.

Эффективность контроля во многом зависит от качества педагогического анализа, который является его неотъемлемой частью. Педагогический анализ состоит из четырех взаимосвязанных последовательных этапов.

1-й этап – предварительный, собирается необходимая для анализа информация;

2-й этап – характеристика элементов НОД, игры, труда и др., позволяющая выработать объективную оценку каждого из выделенных элементов;

3-й этап – характеристика взаимосвязи элементов НОД или других форм педагогического процесса, которой оценивается наличие и специфика выделенных связей и на этой основе выделяются причины, определившие итог;

4-й этап – завершающий, позволяет дать общую оценку, сделать выводы и выработать конкретные предложения.

Особое место уделяю самоанализу как способу рефлексии собственной педагогической деятельности. (Приложение - №3)

При организации педагогического анализа привлекаю воспитателя к анализу своей деятельности. Но самоанализу воспитателей пришлось учить. Трудность заключалась в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженную самооценку, а некоторые – завышенную.

Педагогический анализ – это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня как никогда важен метод убеждения. Поэтому я тактично стремлюсь доказать большую рациональность применения альтернативных методов работы, убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной

педагогический прием для достижения высоких результатов. Практика моей деятельности показывает рациональность использования карты наблюдения за всеми, кто непосредственно является участником в организации проведения воспитательно-образовательного процесса. В карте фиксируются наблюдения за процессом работы конкретного педагога.

Можно ориентироваться на памятку анализа деятельности педагогов, в которой раскрыт алгоритм анализа. (Приложение №4).

Кроме того для эффективного наблюдения по основным вопросам деятельности я использую специально разработанные блок – схемы. Блок-схемы экономят время, следовательно, позволяют больше внимания уделять контролю учебно-воспитательного процесса. Через схемы наблюдений не только проверяющий, но каждый педагог, заранее зная о том, что за его работой будут наблюдать, ещё и ещё раз вспоминает, как эффективней провести тот или иной момент НОД, игровой и другой деятельности. (Приложение № 5).

Для удобства использования блок - схем наблюдений предлагаю использовать «Каталог схем контроля». (Приложение №6)

Для целостного, эффективного и последовательного сбора, изучения и анализа информации использую методы, алгоритм и схему изучения и сбора информации, предложенные К. Ю. Белой.

Алгоритм: цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации – первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.

Схема изучения и сбора информации педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:

 сбор информации – с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;

 заполнение листов опроса, таблиц, анкет;

 изучение документации;

 обработка полученной информации;

 обсуждение на методических совещаниях полученных данных, их анализ;

 утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педпроцесса;

 закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;

 разработка рекомендаций

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными, по моему мнению, методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

 наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)

 анализ проводимых мероприятий, документации (выявление причин, определение тенденций развития)

 беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)

 изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)

 анкетирование (способ исследования путём опроса)

 проверка развития интегративных качеств, ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)

 опрос участников образовательного процесса

 исследование режимных моментов и других мероприятий.

Кроме всего во время проведения контроля стараюсь помнить о личной ответственности за:

 тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;

 качественную подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника;

 ознакомление с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;

 срыв сроков проведения проверки;

 качество проведения анализа деятельности педагогического работника;

 соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагога при условии устранения их в процессе проверки;

 доказательность выводов по итогам проверки.

Результаты контроля регистрирую в журнале планирования и организации контроля в свободной форме. Запись содержит дату, мероприятия и объекты, вид, цель контроля, результат изучения, предложения по результатам. По окончании проверки

провожу собеседование с педагогами, готовлю сообщение о состоянии дел на административное совещание, Совет педагогов или Общем собрании.

Документация храниться в течение 3 лет в методкабинете.

Таким образом, предложенные выше, виды, формы и методы контроля, рассмотренные технологии позволяют качественно проанализировать и оценить воспитательно - образовательный процесс, условия по реализации задач Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и годового плана, уровень мастерства педагогов, уровень развития детей. Скорректировать и наметить необходимые мероприятия позволяющие совершенствовать работу в течение текущего периода. Оказать каждому воспитателю конкретную помощь. Определить цель и задачи на следующий учебный год. Наблюдается и положительная динамика улучшения результативности развития интегративных качеств детей, уровня овладения необходимых навыков и умений, адаптации и успеваемости выпускников в первом классе, профессиональном росте педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль - один из важных этапов методической работы в ДОУ

качество и эффективность контроля, система контроля в ДОУ, алгоритм и организация контроля в соответствии с ФГОС ДО...

Методическая разработка "Этапы планирования работы по ЗКР с детьми дошкольного возраста"

Планирование работы по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО

Данный материал (презентация) содержит формы работы с педагогами с целью реализации "дорожной карты" в переходный период к ФГОС ДО...

Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

Постоянно действующий семинар-практикум, как одна из форм методической работы с кадрами на этапе модернизации дошкольного образования.

В данном материале представлен опыт работы в рамках постоянно-действующего в ДОУ семинара практикума....

Самостоятельная работа №10 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада».

Концепция модернизации Российского образования, направленная на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов об...