Мастер класс для педагогов "Дары Фребеля"
учебно-методический материал
Мастер-класс для педагогов «Мир в коробке» по использованию дидактической системы «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов старших дошкольников
Цель:
Ознакомление с дидактической системой «Дары Фрёбеля» и возможностью его использования в познавательном развитии дошкольников. Знакомство с возможностями игрового набора через выполнение заданий из различных образовательных областей.
Задачи:
1. Сформировать представление о возможностях применения методического комплекта «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
2. Развивать внимание, творчество, познавательно-исследовательскую деятельность, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы, показать практическое применение методического комплекта «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми.
3. Воспитывать интерес к инновационной технологии «Дары Фребеля» и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов.
Методы:
• Игровой (дидактические игры).
• Наглядный (рассматривание методического комплекта).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат: Формирование умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формы организации:
• групповая;
• подгрупповая;
• в парах
Ход
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами. Наш мастер – класс «Мир в коробке» посвящен ознакомлению с методическим комплектом «Дары Фрёбеля».
Моё глубокое убеждение, что в нашей с вами профессиональной деятельности очень важно самим уметь делать то, чему мы хотим научить детей. Поэтому сегодня я предлагаю вам овладеть знаниями по методике работы с дидактической системой « Дары Фрёбеля».
- Предлагаю познакомиться: Упражнение «Знакомство»
Я сейчас подниму одну из цветных «ладоней», а вы уважаемые коллеги выполните по сигналу движение, красная “ладонь”- вам предстоит помахать рукой для приветствие, соблюдая все профилактические меры ковид-19 ,
синяя “ладонь” – поздороваться кивком головы,
желтая “ладонь” – улыбнуться.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам путешествие в страну Детская академия развития (ДАР). А путешествовать мы туда отправимся на Фребель-экспрессе. (шаблон автобуса), используя ДАР № 1.
У Фребеля-экспресса есть нижний ряд, средний и верхние ряды. Вы по сигналу рассаживайте фигуры-пассажиры по моей словесной инструкции.
Красный шар у нас поедет в среднем ряду в 1 окне слева.
Голубая призма-треугольник поедет в нижнем ряду во 2 окне справа.
Желтый куб поедет в верхнем ряду Фребель экспресса во 2 окне слева.
А цилиндр-прямоугольник любого цвета поедет в среднем ряду в 1 окне справа.
Молодцы! Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»!
- Как вы думаете, что еще можно использовать, когда будете играть в данную игру с детьми? (пуговицы, монетки, конструктор…).
- А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательские навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )
- Какими предметами можно дома заменить геометрические фигурки? (цветными пуговицами, нитками, безопасными скрепками…)
- Вот мы и с вами прибыли в страну «Детская академия развития» ДАР.
И сейчас мы познакомимся с дарами № 8,9,10.
Посмотрите Дар №10 - это точки
9-й ДАР - кольца, полукольца
8-й ДАР - разноцветные палочки
- В саду у Фрёбеля работали женщины, раньше их называли садовницами. И мы с вами сейчас будем составлять для них LOOK (образ) в стиле дымковской росписи. Украшение составляем Дарами № 8,9,10. Это задание выполните, пожалуйста, в паре. А элементы дымковской росписи Вы сможете увидеть на экране.
«Волшебная змея»
Для того, чтобы всем очутиться в стране ДАР, вам предстоит преодолеть небольшие препятствия. Для начала – встретиться с волшебной змеёй.
Однажды я увидела Змею
И сама себе задала вопрос:
Где у нее кончается шея
И начинается Хвост?
Рулеткой я измерила Змею.
Ответ был абсолютно прост:
Где у нее кончается шея,
Там начинается хвост.
Я держу длинную верёвку с узелком на конце с одним нанизанным красным цилиндром Дара №1 G.
- Начну я, а вы запоминайте слова и действия: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –Я отдаю верёвку с деталью (головой) следующему игроку (показ) и спрашиваю: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет любое слово, не связанное ни с цветом, ни с фигурой, которое обозначает признак) красной или круглой, длинной, прекрасной и. т. д. змеи, при этом, надевает любую другую деталь.
- Игрок после нанизывания детали обращается к следующему игроку со словами: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –отдаёт верёвку с деталью следующему игроку и спрашивает: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет 2 слова, сказанное ранее и новое своё, обозначающее признак… и т.д. пока не закончатся слова.)
– Задание понятно? Начали «Я змея….
Перемещать набор с предметами для нанизывания.
- Чем эта игра полезна? (обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии, коммуникативных навыков, навыков работы в группе).
- Какие замечательные образы барышень-садовниц получились здесь и сейчас. Садовницам эти ЛУКИ очень понравились. А Вам понравилось выполнять это задание?
- Как вы думаете, что развивает эта игра у детей? (тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторную координацию, творческие способности, игровую деятельность ребенка. Знакомит детей с понятием «симметрия»; способствует развитию детского воображения).
- Следующее задание будете выполнять с помощью Даров № 7,9,10.
А какое это будет задание вы сейчас узнаете, разгадав загадку. А затем вы будете конструировать отгадку. Слушайте внимательно!
Увидев на клумбе, прекрасный цветок
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек,
Сразу цветок- улетел! Кто это? (бабочка).
- Сейчас мы будем «рисовать конструктором». Я буду рассказывать , а Вы будете работать в паре.
Однажды летом прекрасная бабочка, можете брать точки любого цвета . Прекрасная бабочка летала, перелетала с лепестка на лепесток, и возле одного лепестка остановилась, отложив туда яички свои: они были вот такими. Положила она их на цветок и полетела. Они висели, висели, на этом лепестке и стали расти. И вскоре из них появились маленькие гусенички. Они тоже росли, росли и превратились каждая в большую гусеницу и была она вот такая. Потом наступила осень и гусеница стала обматывать себя тоненькими ниточками-паутинками. Обматывала-обматывала и превратилась вот в такую куколку. Наступила зима. Куколка перезимовала, а весной, когда растаял снег, куколка зашевелилась и, когда уже стало совсем тепло, кожица куколки лопнула, и оттуда появилась сначала вот такая головка с усиками.
А потом- длинное туловище. Во что превращается у нас куколка?( в бабочку). А что ей не хватает? С Вами согласна. Не забывайте, что крылья у бабочки – симметричные, красивые, с одинаковыми узорами.
-Что развивает эта игра?
(формирует представление о разнообразии мира, развивает кругозор, воображение, тренирует взаимодействие в паре, сотрудничество)
- Очень красивые бабочки у вас получились. Они такие прекрасные, что даже к ним прилетели другие бабочки ( на экране).
Уважаемые педагоги, как вы думаете, а современному ребенку будет ли интересно играть с набором « Дары Фребеля»?
А где еще можно использовать данный игровой набор?
- Наше путешествие подходит к завершению, и пора отправляться в обратный путь. Бабочка нам в этом поможет: стоит вам только прикоснуться к её левому крылу и вы снова окажетесь в уютной, творческой обстановке.
Итог
- Добро пожаловать в творческую мастерскую. Прошу нанизывать геометрические фигуры, символизирующие образовательные области, в реализации которых можно использовать Дары Фребеля на проволочку. Используем ДАР № 9.
Замечательно справились. Мне нравятся ваши яркие браслеты-рефлекторы.
Просим коллег, сидящих в зале оценить мастер-класс, выстроив башню определенного цвета. Цвет зеленый означает «педагоги удовлетворены проведенным мероприятием», а красный «непонятна значимость данной технологии, есть нераскрытые вопросы»
Упражнение «Башня» с залом.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» является эффективной технологией, отражающей современные тенденции дошкольного воспитания и образования.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и текстиля)
№1 «Текстильные мячики» (Первый дар Фрёбеля).
Мячи разного цвета на ниточках.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.
№ 2 «Основные тела» (Второй дар Фрёбеля).
Шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов.
Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации.
Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, он покатиться и т. д.
№ 3 (Третий дар Фрёбеля) «Куб из кубиков»,
Кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».
№ 4 (Четвертый дар Фрёбеля) «Куб из брусков»,
Кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Это способствует развитию у детей строительных способностей.
№ 5 (Пятый дар Фрёбеля)
«Кубики и призмы», «Кубики и призмы» - кубик, разделенный на 27 кубиков, причем 6 из них разделены на более мелкие части: треугольные призмы – 6 шт., призмы -12 шт.
№ 6 (Шестой дар Фрёбеля) «Кубики, столбики, кирпичики».
Кубик, также разделенный на кубики, столбики и кирпичики. Общее количество фигур - 33.
Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
№ 7 «Цветные фигуры»
8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета.
Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы.
№ 8 «Палочки»
6 наборов палочек разной длины разного цвета.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
№ 9 «Кольца и полукольца»
Кольца и полукольца 3-х разных размеров разного цвета.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.
Модуль №10 «Фишки»
Фишки разного цвета.
Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.
Модуль №11 «Цветные тела»
Цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№12 «Мозаика. Шнуровка»
Перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№13 «Башенки»
Кубики, треугольные призмы (1/2 куба, полуцилиндры, куб с вырезом под цилиндр.
Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№14 «Арки и цифры»
Дуги разных размеров, кубики с цифрами.
Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности
Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля» :
Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Дети играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности
Этапы работы с игровым набором «Дары Фрёбеля» :
- визуальное обследование «дара» как целого;
- свободная игра ребенка с «даром»;
-обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка;
- самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;
- совместные постройки с помощью педагога;
- строительство по образцу;
- строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.
Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фрёбеля, заключается в сопровождении действий ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона. Ф. Фрёбель отмечает, что период складывания и раскладывания элементов «дара» будет длительным. Таким образом, педагог придает большое значение самостоятельному исследованию ребенком предмета игры. Переход от этапа к этапу в методике Ф. Фрёбеля должен иметь характер «благоприятного момента».
К игровому набору «Дары Фрёбеля» прилагается комплект методических пособий, состоящий из 6 частей: методические рекомендации, отражающие особенности и возможности работы с игровым набором «Дары Фрёбеля» сегодня, и 5 методических рекомендаций по образовательным областям (согласно ФГОС ДО) с комплектами карточек-игр (всего 80 карточек). Комплект методических пособий открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программ дошкольного образования.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми можно использовать для :
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_dary_frebelya.docx | 221.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Мир в коробке» по использованию дидактической системы «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов старших дошкольников
Цель:
Ознакомление с дидактической системой «Дары Фрёбеля» и возможностью его использования в познавательном развитии дошкольников. Знакомство с возможностями игрового набора через выполнение заданий из различных образовательных областей.
Задачи:
1. Сформировать представление о возможностях применения методического комплекта «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
2. Развивать внимание, творчество, познавательно-исследовательскую деятельность, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы, показать практическое применение методического комплекта «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми.
3. Воспитывать интерес к инновационной технологии «Дары Фребеля» и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов.
Методы:
• Игровой (дидактические игры).
• Наглядный (рассматривание методического комплекта).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемый результат: Формирование умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Формы организации:
• групповая;
• подгрупповая;
• в парах
Ход
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами. Наш мастер – класс «Мир в коробке» посвящен ознакомлению с методическим комплектом «Дары Фрёбеля».
Моё глубокое убеждение, что в нашей с вами профессиональной деятельности очень важно самим уметь делать то, чему мы хотим научить детей. Поэтому сегодня я предлагаю вам овладеть знаниями по методике работы с дидактической системой « Дары Фрёбеля».
- Предлагаю познакомиться: Упражнение «Знакомство»
Я сейчас подниму одну из цветных «ладоней», а вы уважаемые коллеги выполните по сигналу движение, красная “ладонь”- вам предстоит помахать рукой для приветствие, соблюдая все профилактические меры ковид-19 ,
синяя “ладонь” – поздороваться кивком головы,
желтая “ладонь” – улыбнуться.
Уважаемые педагоги, я предлагаю вам путешествие в страну Детская академия развития (ДАР). А путешествовать мы туда отправимся на Фребель-экспрессе. (шаблон автобуса), используя ДАР № 1.
У Фребеля-экспресса есть нижний ряд, средний и верхние ряды. Вы по сигналу рассаживайте фигуры-пассажиры по моей словесной инструкции.
Красный шар у нас поедет в среднем ряду в 1 окне слева.
Голубая призма-треугольник поедет в нижнем ряду во 2 окне справа.
Желтый куб поедет в верхнем ряду Фребель экспресса во 2 окне слева.
А цилиндр-прямоугольник любого цвета поедет в среднем ряду в 1 окне справа.
Молодцы! Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»!
- Как вы думаете, что еще можно использовать, когда будете играть в данную игру с детьми? (пуговицы, монетки, конструктор…).
- А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательские навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )
- Какими предметами можно дома заменить геометрические фигурки? (цветными пуговицами, нитками, безопасными скрепками…)
- Вот мы и с вами прибыли в страну «Детская академия развития» ДАР.
И сейчас мы познакомимся с дарами № 8,9,10.
Посмотрите Дар №10 - это точки
9-й ДАР - кольца, полукольца
8-й ДАР - разноцветные палочки
- В саду у Фрёбеля работали женщины, раньше их называли садовницами. И мы с вами сейчас будем составлять для них LOOK (образ) в стиле дымковской росписи. Украшение составляем Дарами № 8,9,10. Это задание выполните, пожалуйста, в паре. А элементы дымковской росписи Вы сможете увидеть на экране.
«Волшебная змея»
Для того, чтобы всем очутиться в стране ДАР, вам предстоит преодолеть небольшие препятствия. Для начала – встретиться с волшебной змеёй.
Однажды я увидела Змею
И сама себе задала вопрос:
Где у нее кончается шея
И начинается Хвост?
Рулеткой я измерила Змею.
Ответ был абсолютно прост:
Где у нее кончается шея,
Там начинается хвост.
Я держу длинную верёвку с узелком на конце с одним нанизанным красным цилиндром Дара №1 G.
- Начну я, а вы запоминайте слова и действия: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –Я отдаю верёвку с деталью (головой) следующему игроку (показ) и спрашиваю: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет любое слово, не связанное ни с цветом, ни с фигурой, которое обозначает признак) красной или круглой, длинной, прекрасной и. т. д. змеи, при этом, надевает любую другую деталь.
- Игрок после нанизывания детали обращается к следующему игроку со словами: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –отдаёт верёвку с деталью следующему игроку и спрашивает: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет 2 слова, сказанное ранее и новое своё, обозначающее признак… и т.д. пока не закончатся слова.)
– Задание понятно? Начали «Я змея….
Перемещать набор с предметами для нанизывания.
- Чем эта игра полезна? (обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии, коммуникативных навыков, навыков работы в группе).
- Какие замечательные образы барышень-садовниц получились здесь и сейчас. Садовницам эти ЛУКИ очень понравились. А Вам понравилось выполнять это задание?
- Как вы думаете, что развивает эта игра у детей? (тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторную координацию, творческие способности, игровую деятельность ребенка. Знакомит детей с понятием «симметрия»; способствует развитию детского воображения).
- Следующее задание будете выполнять с помощью Даров № 7,9,10.
А какое это будет задание вы сейчас узнаете, разгадав загадку. А затем вы будете конструировать отгадку. Слушайте внимательно!
Увидев на клумбе, прекрасный цветок
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек,
Сразу цветок- улетел! Кто это? (бабочка).
- Сейчас мы будем «рисовать конструктором». Я буду рассказывать , а Вы будете работать в паре.
Однажды летом прекрасная бабочка, можете брать точки любого цвета . Прекрасная бабочка летала, перелетала с лепестка на лепесток, и возле одного лепестка остановилась, отложив туда яички свои: они были вот такими. Положила она их на цветок и полетела. Они висели, висели, на этом лепестке и стали расти. И вскоре из них появились маленькие гусенички. Они тоже росли, росли и превратились каждая в большую гусеницу и была она вот такая. Потом наступила осень и гусеница стала обматывать себя тоненькими ниточками-паутинками. Обматывала-обматывала и превратилась вот в такую куколку. Наступила зима. Куколка перезимовала, а весной, когда растаял снег, куколка зашевелилась и, когда уже стало совсем тепло, кожица куколки лопнула, и оттуда появилась сначала вот такая головка с усиками.
А потом- длинное туловище. Во что превращается у нас куколка?( в бабочку). А что ей не хватает? С Вами согласна. Не забывайте, что крылья у бабочки – симметричные, красивые, с одинаковыми узорами.
-Что развивает эта игра?
(формирует представление о разнообразии мира, развивает кругозор, воображение, тренирует взаимодействие в паре, сотрудничество)
- Очень красивые бабочки у вас получились. Они такие прекрасные, что даже к ним прилетели другие бабочки ( на экране).
Уважаемые педагоги, как вы думаете, а современному ребенку будет ли интересно играть с набором « Дары Фребеля»?
А где еще можно использовать данный игровой набор?
- Наше путешествие подходит к завершению, и пора отправляться в обратный путь. Бабочка нам в этом поможет: стоит вам только прикоснуться к её левому крылу и вы снова окажетесь в уютной, творческой обстановке.
Итог
- Добро пожаловать в творческую мастерскую. Прошу нанизывать геометрические фигуры, символизирующие образовательные области, в реализации которых можно использовать Дары Фребеля на проволочку. Используем ДАР № 9.
Замечательно справились. Мне нравятся ваши яркие браслеты-рефлекторы.
Просим коллег, сидящих в зале оценить мастер-класс, выстроив башню определенного цвета. Цвет зеленый означает «педагоги удовлетворены проведенным мероприятием», а красный «непонятна значимость данной технологии, есть нераскрытые вопросы»
Упражнение «Башня» с залом.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» является эффективной технологией, отражающей современные тенденции дошкольного воспитания и образования.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и текстиля)
№1 «Текстильные мячики» (Первый дар Фрёбеля).
Мячи разного цвета на ниточках.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.
№ 2 «Основные тела» (Второй дар Фрёбеля).
Шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов.
Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации.
Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, он покатиться и т. д.
№ 3 (Третий дар Фрёбеля) «Куб из кубиков»,
Кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть».
№ 4 (Четвертый дар Фрёбеля) «Куб из брусков»,
Кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Это способствует развитию у детей строительных способностей.
№ 5 (Пятый дар Фрёбеля)
«Кубики и призмы», «Кубики и призмы» - кубик, разделенный на 27 кубиков, причем 6 из них разделены на более мелкие части: треугольные призмы – 6 шт., призмы -12 шт.
№ 6 (Шестой дар Фрёбеля) «Кубики, столбики, кирпичики».
Кубик, также разделенный на кубики, столбики и кирпичики. Общее количество фигур - 33.
Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.
№ 7 «Цветные фигуры»
8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разного цвета.
Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы.
№ 8 «Палочки»
6 наборов палочек разной длины разного цвета.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
№ 9 «Кольца и полукольца»
Кольца и полукольца 3-х разных размеров разного цвета.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.
Модуль №10 «Фишки»
Фишки разного цвета.
Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.
Модуль №11 «Цветные тела»
Цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№12 «Мозаика. Шнуровка»
Перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№13 «Башенки»
Кубики, треугольные призмы (1/2 куба, полуцилиндры, куб с вырезом под цилиндр.
Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.
№14 «Арки и цифры»
Дуги разных размеров, кубики с цифрами.
Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности
Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля» :
Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Дети играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности
Этапы работы с игровым набором «Дары Фрёбеля» :
- визуальное обследование «дара» как целого;
- свободная игра ребенка с «даром»;
-обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка;
- самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;
- совместные постройки с помощью педагога;
- строительство по образцу;
- строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами.
Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фрёбеля, заключается в сопровождении действий ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона. Ф. Фрёбель отмечает, что период складывания и раскладывания элементов «дара» будет длительным. Таким образом, педагог придает большое значение самостоятельному исследованию ребенком предмета игры. Переход от этапа к этапу в методике Ф. Фрёбеля должен иметь характер «благоприятного момента».
К игровому набору «Дары Фрёбеля» прилагается комплект методических пособий, состоящий из 6 частей: методические рекомендации, отражающие особенности и возможности работы с игровым набором «Дары Фрёбеля» сегодня, и 5 методических рекомендаций по образовательным областям (согласно ФГОС ДО) с комплектами карточек-игр (всего 80 карточек). Комплект методических пособий открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программ дошкольного образования.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми можно использовать для :
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Дары Фребеля"
Мастер-класс знакомит с игровым пособием «Дары Фрёбеля»....
Мастер-класс "Волшебные дары" по "Дары Фребеля"
Мастер-класс "Волшебные дары". Воспитатель Щурова Г.В. Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимо...
Оргпроект мастер-класса «Игры по формированию элементарных математических и сенсорных представлений. Конструктор Фребеля (конструктор из нута)»
Проведение мастер-класса организовано на содержании педагогического опыта образовательной деятельности сдетьми дошкольного возраста...
Мастер-класс "Развитие творческой и речевой активности дошкольников с помощью игрового набора "Дары Фребеля""
Использование набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности по развитию речи....
Мастер-класс для педагогов " Использование игрового набора Дары Фребеля в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс проведен в рамках профессионального конкурса "Воспитатель года 2020"...
Мастер-класс для педагогов на тему"Дары Фребеля"
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДПРОЦЕСС ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ (ПЕРВЫЙ ДАР ФРЕБЕЛЯ) в рамках реализации проекта «STEM – образование детей дошкольного возраста...
Мастер- класс " Использование "Дары Фребеля" в практической деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: представление опыта работы по использованию " Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".Задачи: познакомить педагогов о возможностях при...