Конспект познавательной беседы «Как появился алфавит»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Колосова Татьяна Юрьевна

Цель данной беседы познакомить детей с историей создания алфавита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poyavilsya_alfavit.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной беседы «Как появился алфавит»

в рамках реализации общесадовского проекта

«Испокон века книга растит человека»

Подготовила: воспитатель группы№11

                                                                              Колосова Татьяна Юрьевна

 

Цель: познакомить детей с историей создания алфавита.

Задачи: 

- дать знания о Кирилле и Мефодии, как  основоположниках славянской письменности;

-  формировать у детей представления о сходстве и различии современного и славянского алфавита;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Материал, оборудование: азбука (букварь), камень, восковые мелки, листы бумаги, выставка книг.

Ход:

Воспитатель: ( показывает детям азбуку): Что это? (книга, Азбука, учебник)

- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

- Как называются все буквы вместе? (алфавит)

Алфавит - наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети!

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

                    - Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии – написать письмо, узнавать новое из книг и журналов).

- А как появились буквы? Сейчас я расскажу вам о том, как появилась письменность!

          История алфавита началась задолго до его официального появления.

То, что сейчас у нас есть буквы, мы умеем писать и читать – это невероятное благо, которое нельзя не оценить.  Даже в древние времена, когда люди еще не умели этого, они старались как-то выразить свои мысли друг другу. Чтобы информация сохранилась дольше, они рисовали на скалах острым камнем. Потом придумали значки и иероглифы. Потом это все превратилось в удобные для понимания буквы, которые и составляют алфавит. У каждого народа, в каждой определенной местности эти значки были своими, поэтому так много алфавитов и языков в мире.

- Вот у нас есть камень. Как вы думаете, легко на нем выбить что-нибудь? (нет, это трудно и долго). Поэтому люди стали искать другие материалы, чтобы писать было легче и быстрее. Люди стали писать заостренными палочками (их называли писало) на восковых дощечках или на коре березы (бересте).

           Шло время, на смену пришли бумага и гусиные перья.

 

            А как же появился наш, русский алфавит?

            История букв русского алфавита повествует нам о двух братьях – Кирилле и Мефодии, которые и придумали первый славянский алфавит. Младший брат Кирилл, решил придумать буквы, чтобы люди могли записывать какие-то истории, сказки, чтобы сохранить их на долгие времена.

           Братья создали азбуку, которую назвали «Кириллицей», в честь младшего брата. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: «веди», «люди», «буки», «аз», «земля». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди».  В кириллице   43 буквы, впоследствии эта азбука стала основой русского алфавита. «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. Люди получили буквы, а вместе с ними возможность читать и писать.

            В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учрежден праздник - День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.

 - Ребята, а сейчас возьмите восковые мелки и листочки и попробуйте напечатать слово «ма-ма», «па-па» и те слов, которые сами хотели напечатать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект познавательной беседы«Принимаем гостей» в старшей группе

Цель: Познакомить с традициями гостеприимства.Задачи: - Познакомить детей с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей, некоторыми устаревшими формами вежливого обращения.- Приобщать д...

Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Когда огонь – друг, а когда - враг»

Беседа проводится с детьми в преддверии экскурсии в пожарную часть.Совместные выходы с детьми в пожарную часть не только позволяют формировать огромный интерес детей к теме пожарной безопасности, но и...

Презентация к конспекту познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Когда огонь – друг, а когда - враг»

Презентация направлена на активизацию имеющихся у детей представлений об огне его пользе и разрушительных свойствах....

Конспекты познавательных бесед по правилам дорожного движения

Конспекты познавательных бесед по правилам дорожного движения...

Конспект познавательной беседы с младшими дошкольниками с использованием ИКТ "День здоровья"

Конспект познавательной беседы с младшими дошкольниками с использованием ИКТ "День здоровья"...

Презентация к конспекту познавательной беседы для детей 5-6 лет "Город над вольной Невой"

Презентация направленная на ознакомление детей с родным городом, развитие познавательного интереса,воспитания чувства любви к малой родине....

Презентация к конспекту познавательной беседы для детей 5-6 лет "Фонтаны верхнего сада"

Презентация направлена на формирование у детей интереса к архитектурным сооружениям, произведениям исскуства, воспитание художественного вкуса....