Родительское собрание "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей"
план-конспект занятия (старшая группа)

Поликарпова Тамара Анатольевна

Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskogo_sobraniya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

в форме мастер-класcа

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».

Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

            2. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Форма проведения: мастер – класс.

Участники: воспитатель, родители.

Оборудование: бусы, каштаны, цветные салфетки, клей, трафареты для поделок, выставка рекомендованной литературы.

Предварительная работа: подготовка пригласительных билетов для родителей, подготовка памяток для родителей, оформление помещения, анкетирование родителей на тему «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей».

Ход.

Здравствуйте дорогие друзья!

Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые – физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти рук занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активации процессов в речевом центре.  Таким образом, развитие пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детей играми, в «ладушки» и «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживание, похлопывание и разминание пальчиков, которые происходят во всех этих забавах, активирует нервное окончание на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, милые мамы, увлекшись ранним развитием детей, посчитали «сороку-белобоку» никому ненужной и совершенно напрасно. Можно не учить детей читать – этот навык прекрасно формируется и в старшем возрасте и безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра наречевое ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.  Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения: (выполнение упражнений вместе с родителями)

  1. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца, правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
  2. «Человечек» - указательный и средний палец правой руки «бегают по столу».

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кисти рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Если вместе с упражнением будет звучать стихотворение, которое будто комментирует действие, то в процессе обязательно будут задействованы речь и память (выполняется вместе с родителями).

  1. «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.»

  1. «Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы разные писать.»

  1. « - Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем (ритмично разжимают и сжимают кулачки).

    Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в

    пестрых перышках. Всем хватало зернышек».

Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие мелкой моторики и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «дорисуй и нарисуй сам», «обведи узоры», «продолжи узоры» и так далее (показ образцов).

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяют представление детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсо-моторики, согласованность работе глаза и руки, координации движения и их точности.

Уважаемые родители, я приглашаю Вас принять участие в изготовлении поделки из бросового материала, но сначала нам нужно выполнить пальчиковую гимнастику (звучит музыка с текстом, родители и воспитатель выполняют стоя физкультминутку). Взяв цветной картон, клей и  салфетки, родители скатывают салфетки в шарики, делают поделки, при этом воспитатель немного помогает и комментирует действия родителей.

При выполнении такой работы происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовые упражнения. Продолжает формироваться щепоть. По окончании работы, воспитатель выставляет поделки родителей, и рассматривают их: - Какие Вы молодцы!

Вы прослушали, как надо развивать мелкую моторику, а не могли бы вы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики. (Родители делятся своим опытом).

Овладеть методикой этих игр может каждый взрослый (в настоящее время издается достаточное количество специальных пособий). Вашему вниманию представлены следующие книги (выставка литературы по развитию мелкой моторики):

  1. «Поделки из природного материала» М.В. Бедина.
  2. «Поделки из бумаги» Жанна Шкваря.
  3. «Волшебные полоски» Н.М. Петрова.
  4. «Коллекция идей» Р. Туфкрео, М. Кудейко.
  5. «Что можно сделать из природного материала» Э.К. Гульяц.
  6. «Работа с бумагой» И.И. Кобитина.
  7. «Ступеньки творчества» Е.А. Юзбекова.
  8. «Поделки из всякой всячины» Соня Щукова.

Очень надеемся, что работа, начатая в группе, будет продолжаться и дома, поэтому позвольте дать вам несколько советов (воспитатель раздает памятки родителям). Большое спасибо за то, что вы пришли к нам в гости.

Приложение.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, просим Вас принять участие в анкетировании, ответить на наши вопросы.

  1. Что такое мелкая моторика?

а) развитие движения пальчиков ног;

б) развитие координации движения;

в) развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.

     2. Когда должна начинаться работа по развитию мелкой моторики?

а) с момента рождения;

б) с 2 лет;

в) с момента поступления в школу.

     3. Влияет ли мелкая моторика на интеллектуальное развитие?

а) да;

б) нет.

     4. Можно ли стимулировать развитие речи детей, развивая мелкую моторику?

а) да;

б) нет.

    5. Есть ли у вашего ребенка дома в свободном пользовании карандаши, фломастеры, кисти, краски, пластилин, глина, ножницы?

   6. С какого возраста, нужно привлекать ребенка к самообслуживанию (застегивать, расстёгивать, завязывать)?

а) с 1,5лет;

б) с 2 лет;

в) с 3 лет.

   7. Позволяете ли Вы действовать ребенку с предметами домашнего обихода?

   8. Как часто Вы дома с детьми играете в настольные игры?

Большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

как влияет развитая мелкая моторика на речь детей...

Конспект родительского собрания в форме мастер-класcа на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

В данной теме раскрывается влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей и даются практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук....

Родительское собрание "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей ".

Родительское собрание "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей "....

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...

Конспект родительского собрания в форме мастер-класcа «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей».

Конспект родительского собранияв форме мастер-класcа«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»....