Доклад "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности"
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24»
Доклад
«Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников
средствами музыкальной деятельности»
Музыкальный руководитель:
Скурихина Е. Ю.
с. Кичигино
2023 уч. г.
Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников
средствами музыкальной деятельности
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления актуальна на любые времена: «Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников», и так как я музыкальный руководитель, то я реализую это средствами музыкальной деятельности.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, это старт для развития всех высоких человеческих начал. Лучший период времени для закладки моральных, нравственных, гражданских и патриотических основ, которые сделают детей устойчивыми к нежелательным влияниям.
Уберечь ребёнка от встреч с этими отрицательными влияниями невозможно, я думаю, вы понимаете, что я имею в виду. Это телевидение, компьютерные игры, которые буквально вскрывают душу ребёнка. Мультфильмы, в которых присутствуют не понятные персонажи и монстры. Следовательно, появляются непонятные, жестокие подвижные и сюжетно - ролевые игры. А вот подготовить к встрече с ними вполне реально. Мы с вами прекрасно знаем, что, прежде всего ребёнка воспитывает атмосфера, которая присутствует в семье. Личный пример родителя, прежде всего, вот, что очень важно. Но немалое значение несёт в себе, личный пример педагога.
Что же такое гражданское воспитание? Соловьёва Елена Викторовна, даёт такое определение гражданскому воспитанию: «Гражданское воспитание – это формирование основ определённой модели поведения. Эта модель поведения соотносится с государством. Не со страной, а именно с государством, как с особым социальным институтом. Цель гражданского воспитания заключается в коллективном обеспечении благополучия людей населяющих определённую территорию. А что же такое гражданственность - эта когнитивная, а не эмоциональная функция. Это позиция, которая проявляется в определённом поведении».
В нашем дошкольном учреждении гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив. В 2022 году у нас в учреждении был оформлен центр гражданско - патриотического воспитания, в котором я, как музыкальный руководитель, начиная говорить о гражданственности со своими воспитанниками, конечно в первую очередь обсуждаю символику государства (Герб, Флаг, Гимн).
Рассматривая герб и флаг, прослушивая гимн нашего государства, мы обязательно сравниваем гербы, флаги и гимны других государств.
Когда мы говорим про государство, мы не можем не затронуть военную тематику. Следовательно, проводим беседы о том, кто защищает наше государство, просматриваем презентации, например про военную технику, разучиваем песни и игры, танцы, флэшмобы, проводим государственные праздников (День Конституции, День Российского Флага).
Очень важно поддерживать инициативу детей. Выслушивать мнения детей и прислушиваться к их предложениям. Нужно с детства привить ребёнку, что его голос и его мнение важно, тогда в нём будет формироваться принцип гражданского поведения. Приучать, активно участвовать в общественной жизни. Ведь гражданственность - это активное участие.
А что же такое патриотическое воспитание?
Осипов Алексей Ильич говорит, что: «Патриотическое воспитание – это, прежде всего любовь к другим людям», то есть доброе, искреннее отношение друг к другу.
По мнению Соловьёвой Елены Викторовны, патриотизм - это отношение. Отношение к другим людям, к Родине, то есть, к стране с которой человек себя ассоциирует, к культурному пространству и единству, к географическому пространству, к климату и природе.
Патриотизм не формируется через знания. И это, одно из отличий от гражданского воспитания. Можно сколько угодно знать про флаг, герб, гимн, но эти знания не будут вызывать у человека никаких эмоций, ни каких чувств. То есть, нам необходимо формировать патриотические чувства, чтобы дать ребёнку правильное патриотическое воспитание.
Как это сделать? Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют средства музыкальной деятельности: музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении.
Прежде всего, давать материал, который эмоционально насыщенный. В первую очередь, это конечно произведения искусства (изобразительное искусство, музыкальное искусство, вокальное искусство, хореографическое искусство), кино, художественная литература.
Огромный потенциал патриотического воздействия заключаются в народном фольклоре. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Так же необходимо учесть, что тот фольклор, который мы подобрали, нельзя переделывать или обрабатывать, иначе потеряется вся красота слова, весь смысл.
Важными моментами здесь являются: будет ли этот материал просто познавательным или это будет часть системы воспитания, то есть, например, прослушивание музыкального народного фольклора должно быть систематическим, а не единичным. Необходимо уделить огромное внимание к подбору материала, который мы предлагаем детям. То есть, материал нужно фильтровать.
Для формирования патриотического чувства очень важно, чтобы дети видели и знали не только очень красивые и огромные пейзажи страны, но и соотносили себя с ними. То есть, чувствовали, уже в дошкольном возрасте, что «широка страна моя родная». Чтобы понимали, с чего начинается родина?
Таким образом, систематически приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нрвственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности
Проект по нравственно-патриотическоу воспитанию дошкольников в музыкальной деятельностиТип проекта:По тематике-информационно- творческийПо составу участников-коллективный По ср...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Буклет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности"
Патриотическое воспитание формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к своим близким, родному краю.Для ребенка - дошкольника Родина – э...
Консультация для родителей и педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства"
консультация...
Творческий проект Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. В современных условиях очевидна необ...