УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
статья

Лацинник Виктория Александровна

Среди индивидуально-психологических особенностей человеческой личности, учет которых позволяет осуществлять, как индивидуальный, так и дифференцированный подход, можно выделить темперамент.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т.д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками. В материале представлены практические материалы по данной теме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мосеева Виктория Александровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3

МО Усть-Лабинский район

Г.Усть-Лабинск

 УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Одной из актуальных научно-практических задач работы педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является реализация принципов индивидуального и дифференцированного подходов к детям в процессе образовательной деятельности. Ее решение – это основа для создания адаптивного образовательного учреждения, в котором не ребенок подстраивается к условиям ДОУ, а само учреждени функционирует так, что учитываются особенности развития каждого воспитанника, запросы родителей и детей к условиям их пребывания в ДОУ, ожидания социума относительно системы воспитания и обучения.

Если индивидуализация образовательного процесса предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание его самоценности, то дифференцированный подход направлен на учет и формирование в образовательном процессе общих и типичных черт, характерных для детей. В отличие от индивидуальных воспитательных воздействий, которые касаются каждого отдельного ребенка, дифференцированный подход предполагает направленность на отдельные группы детей, которым присущи некоторые общие особенности [1].

Среди индивидуально-психологических особенностей человеческой личности, учет которых позволяет осуществлять, как индивидуальный, так и дифференцированный подход, можно выделить темперамент.

При всем разнообразии подходов ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Для одного человека более характерна пассивность, для другого – неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому – хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого – сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Известный психолог В.С.Мерлин образно писал об этом: «Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».  [4]

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т.д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.

Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим варианты такой деятельности, выделенные Т.Чирковой.

  «Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

   Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе - это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в чистом виде.

   Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха». [6]

Развитие благоприятного общения является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Важность учёта в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребёнка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию  нежелательных черт у дошкольников, например у:

  • Сангвиника – распылённости, разбросанности интересов;
  • Холерика – несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия,
  • Флегматика – безынициативности, безучасности, лености, вялости, апатии;
  • Меланхолика – застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных  черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребёнка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением. Например, предложить выполнить рисунок в подарок, чтобы у ребёнка был стимул закончить, нарисовать, чтобы показать маме, ребятам.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребёнка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие. Например, при разделении детей на команды целесообразно его назначить капитаном команды. Напомнить, что от  действий капитана может зависеть игра всей команды.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость. Например, предложить поиграть вместе с ребятами, вначале игры находиться рядом с ним, помочь « войти» в роль.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному чёткому режиму дня. Это облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей – медлительные и сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая остальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные игры и физические упражнения, да и то постоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцентрированные, поэтому не слышат указаний, нередко рассеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена.

«Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):

  • вхождение в работу требует запаса времени, спешка тормозит инертного ребёнка (например, вызвать интерес к игре с помощью чтения интересной книги или рассказа воспитателя);
  • в требованиях и указаниях используется только спокойный, ровный тон, ведь медлительность – свойство темперамента, поэтому малыш действует не назло, а просто иначе не может (например, во время игры пояснить ребёнку порядок её выполнения);
  • любая нагрузка даётся на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры (например, чтобы вызвать желание есть, нужно перед приёмом пищи использовать игровые приёмы, вспомнить знакомые  загадки или пословицы)». [2]

Повышенная активность сверхподвижных детей определяется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она будет направлена и в какой степени проявится: как дезорганизующая или способствующая успешному развитию личности.

Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента.

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково.  Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той  же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно — одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка.

«В процессе воспитания, — писал Б.М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника». [5] Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

Для детей различных типов темперамента рекомендуются различные игры и упражнения.

Коррекционные  игры  и  упражнения

для детей с преобладанием  сангвинического темперамента.

  1. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется  три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

  1. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее | знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает,  должен обязательно отвечать наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры

  1. Упражнение на произвольность поведения.

Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок шести-семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.

Коррекционные  игры  и  упражнения

для детей с преобладанием холерического темперамента.

  1. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» -  с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

  1. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.

  1. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).

Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.

Коррекционные  игры  и  упражнения

для детей с преобладанием флегматического темперамента.

  1. «Расскажи стихи руками» (этюд на  раскрепощение).

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

  1. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).

Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

  1. «Попугай» (произвольность чувств).

Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство  было задумано.

  1. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).

Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например такие:

  • дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;
  • дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;
  • ребенок плачет.

Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.

Коррекционные  игры  и  упражнения

для детей с преобладанием меланхолического темперамента.

  1. «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).

Надо закончить каждое из предложений: Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь... Можно ребенка попросить объяснить ответ.

  1. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения).

Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

  1. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).
  • Ребенок смотрит в«зеркало», которое повторяет все его движения
    и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.
  • Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-либо из общих знакомых.

«Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.

Организация личностно-ориентированного взаимодействия в контексте учета индивидуально-типологических особенностей  детей  безусловно является эффективной. В этом процессе различные виды деятельности и особым образом организованные режимные моменты и занятия, используемые взрослыми (родителями, педагогами), представляют собой такой тип взаимодействия, который позволяет обнаружить, сохранить и преумножить природный потенциал каждого ребенка.

Литература

  1. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н. Детская психология: Учебное пособие.// Мн.: Университетское, 1988. с.354
  2. Кольцова М.М. Медлительные дети // Издательство «Речь» (Серия: Детская психология и писихотерапия). 2003. с.55
  3. Короткова Н.А. Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду// Ребенок в детском саду. 2008. №5
  4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.// Пермь: ПСИ, 2007. с.82
  5. Теплов  Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.//Серия : Психологи России - НПО «МОДЭК». 2009г. с.293
  6. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей//Дошкольное воспитание. 1986. № 5, с.38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей с учетом особенностей темперамента детей.

Советы по воспитанию детей с разными темпераментами....

ЖУРНАЛ УЧЕТА ХОДА И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (от4 до 5 лет)

Примерная форма журнала воспитателя по образовательным областям для заполнения в течение учебного года....

Круглый стол «Принципы построения и особенности планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС»

Материал содержит практические рекомендаци по планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС....

Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР

На основании Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, требований СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года Министерства образования и науки РФ «Об...

учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса

Индивидуальный коррекционный маршрут для каждого ребенка выстраивается с помощью заполнения «речевой карты», составления перспективного плана коррекционной работы и ведения индивидуального...

Учет особенностей темперамента в работе с дошкольниками

Учет индивидуальных особенностей детей...

Журнал учета хода и содержания образовательного процесса для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений

ЖУРНАЛ УЧЕТАхода и содержания образовательного процессав группе №…. общеразвивающей (компенсирующей) направленностидетей дошкольного возраста (…лет- …лет) на 20___-20____ учебный ...