Методики выявления лидера или изгоя в группе
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ильина Олеся Владимировна

Лидер - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить  интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели,  активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы  большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты,  поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов  прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен  "завести" окружающих. Для успешной работы с детьми необходимо выявить лидеров и изгоев, в этом могут помочь данные методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_vyyavleniya_lidera.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методики на выявление статусного положения дошкольника в коллективе

Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  • Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
  • Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
  • Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
  • Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Таким образом, применив данную методику на практике, мы видим, что симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов.

Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

  • С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?
  • Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу) 

ФИО

Инна Г.

Боря Ж.

Юра К.

Коля И.

Света Ч.

Инна Г.

+

Боря Ж.

+

+

+

Юра К.

+

Коля И.

Света Ч

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

  • популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
  • предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора,
  • игнорируемые дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),
  • отвергаемые  дети, получившие в основном отрицательные выборы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика выявления конструктивных способностей старших дошкольников

Представлена методика выявления конструктивных способностей дошкольников, занимающихся техникой Оригами, таблицы для обработки данных....

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

Статья «Методика выявления готовности ребенка к школе».

СодержаниеВведение1. Методика изучения личностной готовности ребенка к школе2.     Методики выявления интеллектуальной готовности ребенка к школе3.     Фи...

Методика выявления культурного опыта детей старшего дошкольного возраста.

Материал представляет собой анкету с перечнем вопросом напрвленных на выявлении культурного опытадетей старшего возраста....

Методика выявления одаренных детей

Консультация для педагогов...

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)

Методика выявления детских страхов«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)...

Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста

Картотека диагностики выявления страхов у детей дошкольного возраста...