Методики выявления лидера или изгоя в группе
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Лидер - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих. Для успешной работы с детьми необходимо выявить лидеров и изгоев, в этом могут помочь данные методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_vyyavleniya_lidera.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики на выявление статусного положения дошкольника в коллективе
Капитан корабля
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
- Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
- Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
- Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
- Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
Два домика
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Таким образом, применив данную методику на практике, мы видим, что симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Метод вербальных выборов.
Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
- С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?
- Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
- С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)
ФИО | Инна Г. | Боря Ж. | Юра К. | Коля И. | Света Ч. |
Инна Г. | + | — | — | ||
Боря Ж. | + | + | + | ||
Юра К. | + | — | — | ||
Коля И. | — | ||||
Света Ч | — | — | — |
Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:
- популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
- предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора,
- игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),
- отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика выявления конструктивных способностей старших дошкольников
Представлена методика выявления конструктивных способностей дошкольников, занимающихся техникой Оригами, таблицы для обработки данных....
Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...
Статья «Методика выявления готовности ребенка к школе».
СодержаниеВведение1. Методика изучения личностной готовности ребенка к школе2. Методики выявления интеллектуальной готовности ребенка к школе3. Фи...
Методика выявления культурного опыта детей старшего дошкольного возраста.
Материал представляет собой анкету с перечнем вопросом напрвленных на выявлении культурного опытадетей старшего возраста....
Методика выявления одаренных детей
Консультация для педагогов...
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)
Методика выявления детских страхов«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)...
Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
Картотека диагностики выявления страхов у детей дошкольного возраста...