Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников
консультация

Полякова Ю.С.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемодорожка – это схема, в которую занесена определенная информация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников    

     

Полякова Юлия Сергеевна,

Воспитатель

МБДОУ №12 «Журавушка»

В своей работе с детьми использую инновационные технологии. Одним из приёмов является мнемотехника. Опираясь на свой опыт работы с детьми,  разработала мнемотаблицы и мнемодорожки для составления описательных рассказов  о временах  года. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемодорожка – это схема, в которую занесена определенная информация. В своей работе  ее применяю  как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов, тем самым поддерживаю интерес  к познавательной деятельности.

При подборе текстов для пересказа  учитываю индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей.

Условные схематические изображения  признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе, способствуют развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления.

 Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны быть цветными, красочными, что  способствует  привлечению внимания детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа.

Для детей старшего возраста мнемотаблицы  и мнемодорожки можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

В старшей группе разработала  мнемодорожки и мнемотаблицы для  составления описания  природных объектов (солнце, вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

Мнемотаблица по времени года «Зима»     

(средняя,старшая группа)

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Елена\Desktop\зима1.jpg

 Образец рассказа: Наступила зима.Выпал белый снег. Пушистым ковром лёг он на землю,на ветки деревьев,на крыши домов.День стал короче,ночь длиннее Зимой холодно,дует сильный ветер. Мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках,на лыжах,коньках,лепить снеговика и играть в снежки.Зимой мы празднуем Новый год.

Мнемотаблицпо времени года «Весна»

(2-я младшая группа)

                                                     

 Образец рассказа:

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна

Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают:

         - Сосульки весной (что делают?):

- Листочки на деревьях (что делают?):

- Трава весной (какая?):

- Солнце весной (какое?)

- Ручьи весной (что делают?):

- Весной птицы (что делают?):

-Весной дети (Что делают?):

                                                 

Мнемотаблица по времени года «Осень»

   (средняя, старшая группа)

Образец рассказа: Наступила осень. Становится холоднее, дует сильный ветер. Осенью листья  разноцветные и начали опадать. Люди собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме. Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.

                                                                                 

Мнемотаблица  по формированию представлений  о воздухе.Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Елена\Desktop\воздух.jpg

Образец рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и   собственного запаха.

 Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии - «Солнце»        

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Елена\Desktop\солнце2.jpg

 Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Елена\Desktop\солнце.jpg

Образец рассказа: Солнце – это большая, круглая, раскаленная (вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.

Мнемодорожка по расширению знаний  детей о свойстве  воды:

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Елена\Desktop\вода.jpg

Образец рассказа: Лед - это твердая вода.

Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды  

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Елена\Desktop\вода.jpg

Образец рассказа: Вода - жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...

Доклад "Использование приемов мнемотехники для развития речи дошкольников"

В докладе описаны приемы и методы мнемотехники: мнемодорожки и мнемотаблицы, помогающие детям в пересказе и запоминании стихотворений, сказок и небольших рассказов....

Презентация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Использование схем облегчает запаминание и увиличивает объём папяти, развивает речемыслительную дечтельность детей....

Викторина «Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками»

Данное мероприятие направлено на повышение компетентности педагогов в вопросе применения методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Консультация для педагогов Использование приемов мнемотехники для развития памяти дошкольников.

Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

МАСТЕР-КЛАССна тему:«Использование приемов мнемотехникив развитии речи дошкольников»...