Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников
консультация
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемодорожка – это схема, в которую занесена определенная информация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_v_ekologicheskom_obrazovanii_doshkolnikov_1.docx | 745.72 КБ |
spravka_po_seminaru.pdf | 277.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники в экологическом образовании дошкольников
Полякова Юлия Сергеевна,
Воспитатель
МБДОУ №12 «Журавушка»
В своей работе с детьми использую инновационные технологии. Одним из приёмов является мнемотехника. Опираясь на свой опыт работы с детьми, разработала мнемотаблицы и мнемодорожки для составления описательных рассказов о временах года. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемодорожка – это схема, в которую занесена определенная информация. В своей работе ее применяю как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов, тем самым поддерживаю интерес к познавательной деятельности.
При подборе текстов для пересказа учитываю индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей.
Условные схематические изображения признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе, способствуют развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления.
Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны быть цветными, красочными, что способствует привлечению внимания детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа.
Для детей старшего возраста мнемотаблицы и мнемодорожки можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
В старшей группе разработала мнемодорожки и мнемотаблицы для составления описания природных объектов (солнце, вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.
Мнемотаблица по времени года «Зима»
(средняя,старшая группа)
Образец рассказа: Наступила зима.Выпал белый снег. Пушистым ковром лёг он на землю,на ветки деревьев,на крыши домов.День стал короче,ночь длиннее Зимой холодно,дует сильный ветер. Мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках,на лыжах,коньках,лепить снеговика и играть в снежки.Зимой мы празднуем Новый год.
Мнемотаблицпо времени года «Весна»
(2-я младшая группа)
Образец рассказа:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают:
- Сосульки весной (что делают?):
- Листочки на деревьях (что делают?):
- Трава весной (какая?):
- Солнце весной (какое?)
- Ручьи весной (что делают?):
- Весной птицы (что делают?):
-Весной дети (Что делают?):
Мнемотаблица по времени года «Осень»
(средняя, старшая группа)
Образец рассказа: Наступила осень. Становится холоднее, дует сильный ветер. Осенью листья разноцветные и начали опадать. Люди собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме. Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.
Мнемотаблица по формированию представлений о воздухе.
Образец рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и собственного запаха.
Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии - «Солнце»
Образец рассказа: Солнце – это большая, круглая, раскаленная (вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.
Мнемодорожка по расширению знаний детей о свойстве воды:
Образец рассказа: Лед - это твердая вода.
Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды
Образец рассказа: Вода - жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...
Доклад "Использование приемов мнемотехники для развития речи дошкольников"
В докладе описаны приемы и методы мнемотехники: мнемодорожки и мнемотаблицы, помогающие детям в пересказе и запоминании стихотворений, сказок и небольших рассказов....
Презентация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Использование схем облегчает запаминание и увиличивает объём папяти, развивает речемыслительную дечтельность детей....
Викторина «Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками»
Данное мероприятие направлено на повышение компетентности педагогов в вопросе применения методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Консультация для педагогов Использование приемов мнемотехники для развития памяти дошкольников.
Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
МАСТЕР-КЛАССна тему:«Использование приемов мнемотехникив развитии речи дошкольников»...