Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей
статья по развитию речи (старшая группа)
Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей
Коррекция сложных речевых расстройств — наиболее актуальная тема в логопедии. Увеличившееся за последние годы количество детей со сложной структурой дефекта связано с тремя основными группами вредоносных факторов. К первой группе относятся генетические заболевания, нередко приводящие к поражениям не только ЦНС, слуха, зрения, речи, но и ко множественным порокам развития, а также дополнительным заболеваниям почек, печени, нарушению обмена веществ и т.п.
Вторая группа — экзогенно-органические факторы (инфекционные, токсические, травматические), вызывающие нарушения развития и функционирования ЦНС в пренатальном, натальном и постнатальном периодах развития. У недоношенных детей часто наблюдаются нарушения в строении и работе зрительного и слухового анализаторов. Это связано с внутриутробной гипоксией или неадекватным кислородным режимом в процессе послеродовой реабилитации.
В последние годы в связи с усовершенствованием системы выхаживания глубоко недоношенных новорожденных увеличивается количество детей с множественными дефектами развития. По всей видимости, причиной таких врожденных дефектов может быть не сама недоношенность, а скорее всего целый ряд патологических воздействий, провоцирующих недоношенность и в дальнейшем сложную структуру дефекта развития. Известно также, что один и тот же этиологический фактор заболевания может вызывать различные варианты течения болезни (от легкой до тяжелой формы).
Третья группа — социально-психологические, связанные с неправильным подходом к развитию и воспитанию ребенка в семье: гипо-и гиперопека, вызванные непониманием основных детских потребностей и соответственно неадекватным их удовлетворением. Факторы третьей группы могут дополнительно усугубить ситуацию нарушенного развития, в комплексе влияя на возникновение сложной структуры дефекта. С учетом постоянного увеличения количества детей с множественными нарушениями развития и функционирования ЦНС при планировании коррекционной работы необходимо:
— представлять, что в структуре дефекта первичное (органическое, биологическое), а что вторичное (функциональное, социальное);
— понимать строение цепочки дефектного развития: чем дальше звено цепочки от основного ядра, тем легче оно поддается коррекции, изменению, формированию и развитию (учет обходного пути в дефектологии);
— «идти за ребенком» (по Е.А. Стребелевой) в том случае, когда он берет инициативу в свои руки, а педагог, импровизируя, должен подстраивать свою программу под ребенка сиюминутно, не придерживаясь строгого плана занятия;
— искать новые, нетрадиционные, творческие пути реализации программы развития, опираясь на помощь родителей, воспитателей, гувернеров и врачей.
Преодоление речевого негативизма, тормозящего начало формирования активной речи, возможно с помощью отдельных элементов обучения грамоте. Комплексный подход к преодолению сложной структуры общего психического и речевого недоразвития у детей способствует эффективной коррекции психических функций вообще и речи в частности.
При этом очень важно начинать не с усвоения активной или пассивной речи, а с предметно-практической деятельности, позволяющей ребенку с удовольствием посещать занятия и постепенно подготовиться к логопедической работе по развитию импрес-сивной и экспрессивной речи. Этапы совместной предметной деятельности и развития пассивной речи дети проходят достаточно хорошо. Проблемы начинаются, как правило, с попытки активизировать речь. Известные, многократно описанные в специальной литературе, методы порой не приносят положительных результатов.
Рассмотрим основные цели, задачи, методы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми со сложной структурой дефекта.
Цели: преодолевать речевой негативизм; формировать активную речь на основе хорошо формирующейся пассивной.
ЗАДАЧИ
Формировать:
— положительный настрой на совместную предметно-практическую деятельность, с которой начинается установление эмоционального контакта с ребенком;
— речевую деятельность.
Развивать импрессивную речь:
— понимание простых инструкций и просьб;
— двухступенчатых инструкций;
— различных предикативных образований, начиная со словосочетаний конкретного плана («мальчик идет»), постепенно переходя к более сложным названиям действий, когда они даны без обозначения объекта («кто идет?»);
— обучение соотнесению количественных числительных, начиная со слов «один», «много», с соответствующим количеством предметов;
— понимание различных пред-ложно-падежных конструкций, начиная с дифференциации простых предлогов в, на, под, за, у, из, около;
— определение характеристики предмета с опорой на наглядность (цвет, форма, величина, материал, способ действия с предметом);
— понимание вопросов к предметным и сюжетным картинкам и даже к небольшим сериям;
— формирование доступных обобщающих понятий;
— понимание различных грамматических форм существительных (категории числа, времени, рода), глаголов (категории числа, вида, возвратности), словосочетаний существительных и глаголов, существительных и прилагательных и т.п.
• Развивать экспрессивную речь:
— активизация потребности подражать слову взрослого;
— наиболее простых и доступных для воспроизведения звуков и звукокомплексов с целью налаживания вербального общения;
— формирование умения называть предметы и действия с ними наиболее простыми звукокомплексами и лепетными словами, в то же время проговаривая их правильно («би-би», ребенок говорит, взрослый повторяет: «Да, машина», тем самым поощряя ребенка и давая правильный образец слова);
— обучение договариванию фраз, словосочетаний, а также построению двусловных предложений;
— расширение активного словаря с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка (двух- и трехсложные слова);
— формирование элементов диалогической речи в процессе различных видов деятельности;
_ фразовой речи: расширение
объема предложения за счет обогащения словаря и развития способности проговаривать слова со все более сложной слоговой структурой.
Развивать высшие психические функции: восприятие, внимание, мышление, память.
Развивать элементы основных детских видов деятельности, формировать элементарные математические представления, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
Естественно, эта программа-максимум рассчитана, с учетом сложности случаев, не на один год и в процессе реализации должна постоянно корректироваться в зависимости от промежуточных результатов.
Таким образом, на основе обучения элементам грамоты у детей со сложной структурой дефекта, где ведущим является речевое, а не интеллектуальное нарушение, можно активизировать начало экспрессивной речи, преодолеть речевой негативизм как основное препятствие в формировании активного словаря и начала фразовой речи. Скорее всего дети старше 4 лет с первично сохранным интеллектом чувствуют необходимость речевого общения, но игры, актуализирующие звукокомплексы и лепетные слова, не вызывают у них интереса, а, напротив, еще больше тормозят речевую деятельность, поскольку рефлекторно связаны с самым ранним восстановительным этапом, когда практически каждый логопед начинает занятия именно с этих упражнений.
Дидактические игры, направленные на обучение грамоте, во-первых, больше ориентированы на хронологический возраст ребенка и интересны ему, а во-вторых, напрямую с активизацией речи не связаны: ведь он не просто повторяет слова за взрослым, а «читает»
их. При этом, как правило, педагог или родитель просят ребенка помочь прочитать то или иное слово («Мне без тебя не справиться»), поэтому осознание собственной значимости в процессе чтения усиливает эффект и не вызывает негативных эмоций.
Перечислим основные положительные моменты использования элементов обучения грамоте в процессе работы с детьми, имеющими системные нарушения речи:
— снимает проявления речевого негативизма и способствует актуализации экспрессивной речи, что особенно важно в тех случаях, когда ребенку больше 4 лет. Ведь в этом возрасте боязнь быть непонятым накладывает табу на общение вообще, когда дети контактируют лишь в семейном кругу с помощью отдельных звуков и жестов. Отсутствие полноценного общения со сверстниками — еще один психотравмирующий фактор, накладывающий отпечаток на формирование личности ребенка;
— способствует коррекционной работе «навозраст», т.е. дает возможность ребенку усвоить необходимые знания, умения и навыки. В сложных случаях особенно ценно то, что в процессе таких занятий начинает формироваться совместная со взрослым деятельность как предпосылка к развитию учебной деятельности;
— повышает самооценку детей, снижая уровень страха речи, присущий практически всем логопатам с первично сохранным интеллектом. Ребенок начинает верить в свои собственные силы, постепенно осознавая, что говорить не так уж страшно и сложно;
— стимулирует интерес к другим видам занятий, тем самым способствуя развитию основных психических функций.
Для интеллектуально сохранных детей старше 4 лет, имеющих проблемы актуализации речи, не связанных с остро текущим психофизическим заболеванием, эта методика может быть успешно использована. Главное — творческий подход, готовность к экспромтам, гибкость и желание достичь основной цели — преодоления речевого негативизма и начала активной речи. В дальнейшем в соответствии с индивидуальными психофизическими, интеллектуальными, личностными особенностями ребенка можно начинать реализацию программы речевого развития, стремясь приблизить его уровень к возрастной норме, тем самым помогая социализироваться и подготовиться к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...
КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».
Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Елены - Премудрой.Знакомство со звуком и буквой Ц".
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе для детей с ФФНР....
Рабочая программа по подготовке дошкольников 5-6-го возраста к школе " Развитиее речи, логического мышления и позновательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать позновательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речево...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте с использованием логосказки в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет на тему: «Путешествие в волшебную страну»
В данной статье представлен конспект занятия, которое проводилось в рамках 2 этапа конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2016"....
Конспект-доклад по речевому развитию с элементами обучения грамоте в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки [з] и [зь]»
Конспект-доклад по речевому развитию с элементами обучения грамоте в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки [з] и [зь]»...
План-конспект занятия по речевому развитию с элементами обучения грамоте
Итоговое занятие для детей подготовительной группы...