Консультация для педагогов: "Особенности занятий с детьми раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
Особенности занятий с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы
построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять
себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.
Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:
- Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
- В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
- Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
- Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).
- Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
- Необходимо контролировать длительность занятия.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
- Необходима четкая структура занятия. Необходима смена видов деятельности.
Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.
- Гибкость.
Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
- Перенос знаний.
Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.
- Малышам необходима положительная оценка их деятельности.
Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
Развитие неречевого слуха
Неречевой (физический) слух — это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы, ее нужно развивать с первых лет жизни.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:
- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;
- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;
- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;
- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Развитие речевого слуха
Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.
Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):
- Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.
- Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.
- Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.
Цель развития речевого слуха редко ставится изолированно. Обычно речевой слух развивается параллельно с речевым подражанием: ребенок не только внимательно слушает, но и старается повторить услышанное (см. раздел «Развитие
речевого подражания», с. 191). Кроме этого, ребенок старается не только услышать слова и фразы, но и понять и запомнить их (см. раздел «Развитие понимания речи», с. 167).
Развитие речевого дыхания
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Итак, речевое дыхание — это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.
Предлагаем следую. этапы развития речевого дыхания:
- пропевание гласных звуков —А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков Ш,Ж,Ф,Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.
Развитие движений и двигательных навыков в детстве.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.
Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:
- движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;
- движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.
Мы советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Развитие понимания речи.
Создание речевой среды
Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание Речевой среды вцелом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:
- постоянный разговор с ребенком;
- единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
- определенные требования к речи окружающих взрослых;
- постепенное усложнение речевого общения;
- организация специальных речевых игр и упражнений.
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях так и в ходе специально организованных игр и упражнений.
Накопление пассивного словаря.
Пассивный словарь в контексте нашей книги — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии.
В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам
Имена существительные
Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.
Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.
Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.
Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.
Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др
Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.
Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.
Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.
Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.
Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.
Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.
Глаголы
Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.
Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.
Прилагательные, наречия
Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.
Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.
Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.), подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания (также смотри раздел «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром», с. 225).
Кроме этого, полезно использовать в речи естественные обще- употребительные жесты:
на (предложение) — протягивать раскрытую ладонь;
дай (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);
да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);
нет (отрицание) — покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;
там (указание направления) — взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;
вот (указание на близлежащий объект)—показать прямым указательным пальцем на предмет;
сюда (подзывание) — взмах ладонью по направлению к себе-
хорошо (одобрение) — сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;
молодец (одобрение, похвала) — погладить по голове;
ай-ай-ай (порицание) — указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;
тихо (призыв к молчанию, тишине) — прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;
баю-бай (спать пора) — смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;
привет (здороваемся) — берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;
пока (прощаемся) — машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);
большой (обозначение величины) — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);
маленький (обозначение величины) — приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);
один (обозначение количества) — показать указательный пальчик.
Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях.
Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей).
Использование ритма в развитии речи.
Перед тем, как приступить к описанию методических приемов использования ритма в развитии речи, давайте разберемся, что же такое ритм.
Ритм — равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.); внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т.п.).* Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни).
Полезно сочетать стихотворные тексты с мелодией или пропеванием, а также сопровождать тексты ритмичными, повторяющимися движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным
стимулятором развития у малышей активной речи.
БЕЛЫЕ ГУСИ
Белые гуси к ручейку идут.
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга.
Крикнули гуси: «га! га! га!»
КОТИК
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы!
ЛИСА И ВОЛК
Вот пришла лисичка.
Рыжая сестричка.
Прибежал сердитый волк.
Он зубами щёлк да щёлк!
Ритмическое сочетание текста с движениями, мелодией дает двойной эффект.
Поэтому так полезно сопровождать чтение потешек и пение песенок движениями и действиями, мелодией.
Рифмованные загадки
Принципы отбора загадок:
- краткость — загадки должны содержать не больше 2-4 строк;
-доступность содержания— смысл загадок должен быть доступен для понимания детей раннего возраста;
- наличие рифмы — отгадкой является последнее слово-рифма.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису)
В лесу живёт, Малину жуёт.
Весёлый топтыжка— Кто же это?.. (мишка)
В норке живёт. Корку грызёт.
Серая малышка— Кто же это?., (мышка)
Очень тоненько поёт, Маму-курочку зовёт.
Жёлтенький ребёнок— Кто это?.. (цыплёнок)
Громко лает, Дом охраняет,
Большая забияка— Кто это?., (собака)
Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с.
P.S. Книга посвящена актуальной теме — речевому развитию ребенка 1,5-3 лет.
Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику.
Основной раздел книги — «Развитие речи» — ставит своей целью «разговорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д.
Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр. Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА По теме «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
«Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»...

Консультация для педагогов «Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми»
Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»
Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....

Семинар-практикум для педагогов "Особенности работы педагога с детьми раннего возраста"
Уважаемые педагоги! Вашему вниманию представлен теоретический и практический материал для работы с детьми раннего возраста....
Консультация для педагогов "Особенности организации театрализованной игры в раннем возрасте"
Консультация для педагогов "Особенности организации театрализованной игры в раннем возрасте"...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»
laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....