самообразование "Речевое развитие дошкольников через позновательно - исследовательскую деятельность"
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа)

Черникова Ульяна Александровна

Ребенок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Веселые звоночки» города Барнаула

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Черниковой Уляны Александровны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность».  

(Название темы)

2018

(Начало изучения темы)

2020

(Окончание изучения темы)

Барнаул 2018


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога  Черникова Ульяна Александровна____________________

Дата рождения _____11.08.1985______________________________________

Стаж работы в должности __7 лет___________________________________

Образование (название учебного заведения и год  окончания) __________                              в 2004 году окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Барнаульский лицей №19  по профессии «социальный работник». В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» по программе «Дошкольное образование».

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении первая квалификационная категория сроком на 5 лет. Приказ №  2071 от 02 апреля 2014 г.

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)  курсы повышения квалификации по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования 2016 г.; «Организация развивающей образовательной среды детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО» Автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Дом учителя» 2018 г.


Актуальность темы

   Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

   Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

   Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

   Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

   Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

План по самообразованию

воспитателя МБДОУ № 18 Черниковой Ульяны Александровны

Тема: «Речевое развитие дошкольников через познавательно  -  исследовательскую деятельность» 

2018 – 2020 учебный год

2018 - 2019 учебный год

Ноябрь - декабрь

Составление перспективного плана работы с детьми второй младшей  группы на 2018-2019 год

Перспективный план

Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей.

Центр экспериментирования в группе

 Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей

Февраль - март

Консультация «Значение исследовательской деятельности в речевом развитии ребенка».

Консультация для педагогов ДОУ

Исследовательский проект для детей второй младшей группы «Зеленый лучок»

Фотоотчет

Посещение городских методических объединений по исследовательской деятельности.

 Сертификат

Презентация  для педагогов на тему:

« Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.»

Презентация  

Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет - конкурсах педагогического мастерства.

Дипломы, сертификаты.

Май - июнь

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

Приобретение научно-методической литературы.

Консультирование родителей по теме развития речи детей.

Родительские собрания, круглые столы, консультации для родителей

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. 

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Изготовление дидактических игр, пособий для детей 3 - 4 лет.

Картотека дидактических игр, пособий

Консультация «Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника

Консультация

Июль – август  

Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности».

Протокол родительского собрания

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

Дипломы, сертификаты.

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. 

Анкетирование среди родителей.

2019 - 2020 учебный год

Сентябрь-ноябрь

 

Составление перспективного плана работы с детьми средней группы на 2019 -2020 год

Перспективный план

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей средней группы

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

Протоколы собраний, консультации, фотоотчеты

Организация совместной прогулки детей и родителей на территорию городского парка в выходной день. Наблюдение за природой осенью, дать оценку экологическому состоянию парка.

Фотоотчёт.

Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей.

Декабрь-февраль

Участие в семинарах, конкурсах.

Дипломы, сертификаты.

Создание предметно-развивающей среды.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). 

Проект "Вода - источник жизни" средняя группа.

Презентация

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на ОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Март-май

Практикум для родителей по теме самообразования

Фотоотчет.

Участие в семинарах, конкурсах

Дипломы, сертификаты.

Семинар-практикум по детскому экспериментированию «Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей»

Отзывы

Разработка проектов по теме, в рамках реализации темы.

В течение года

«Активизация речи детей дошкольного возраста».

Сообщение на педсовете

Июнь – август

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты т эксперименты для дошкольников.

2.Иванова А .И. Естественные наблюдения  и эксперименты в детском саду.

3.Рыжова Н.А. Волшебница – вода.

4.Рыжова Н.А.Игры с водой и песком.

5.Рыжова Н.А. Опыты с песком и водой.

Изучение методической литературы

Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.

Список литературы для педагогов

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

3. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

4. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

5. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

6. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

7. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

8. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

10. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

11. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

12. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.

13. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.

14. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.

15. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

16.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

17. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность

Цель  мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...

Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»

laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...

Презентация "Познавательное развитие дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"

Рассширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково - исследовательскую деятельность...

Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"

Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...