Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина?"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию
«С чего начинается Родина?»
Занятие проводится в подготовительной к школе группе.
Тема: «С чего начинается Родина?»
Цель:
Продолжить формирование представлений о России, о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Пробуждать и поддерживать интерес детей к прошлому страны, родного края.
Задачи:
- Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, утварью русской семьи.
- Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
- Расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
- Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
- Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Предварительная работа:
- посещение краеведческого музея, библиотеки,
- рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов;
- чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия»;
- посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах.
- разучивание пословиц и поговорок о Родине, родной земле,
родном доме, матери;
- рассматривание иллюстраций, альбомов «Моя Родина - Россия», «Как жили наши предки».
- тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.
Материалы и оборудование: Русская изба с предметами быта: печь, чугунок, ухват, крынка, половики, дрова, старинная посуда, самовар и т. д.; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «Игра с лентой»; русский народный костюм для воспитателя, сарафаны для девочек и пояса для мальчиков.
ХОД НОД:
Дети сидят в русской горнице. Одеты в русские сарафаны, рубашки-косоворотки.
Воспитатель ( в красивой, цветной шали) обращается к детям и гостям:
Ой, вы гой-еси, славные наши гостюшки,
Разлюбезные милые детушки,
Поговорим мы с вами о святой Руси,
О далёких временах, нам неведомых.
/слова сопровождает игрой на гуслях/
А поможет нам в разговоре-беседе волшебный цветик-семицветик. Вы знаете, что он может исполнить любые семь желаний. Но сегодня всё будет наоборот – вы сами будете исполнять желания-задания каждого лепестка цветика-семицветика. Хочу вас обрадовать: седьмой лепесток приготовил для вас сюрприз, но до него надо выполнить шесть заданий. Давайте постараемся ответить на все вопросы и тогда цветик-семицветик откроет для вас свой секрет.
Итак, отрываем первый лепесток.
Воспитатель:
Мы с вами живём в своё время. Мы любим свою Родину. Но как дерево не растёт без корня, так и у всякого народа есть свои корни – это его историческое прошлое, его предки.
Вопросы к детям:
-Объясните, пожалуйста, кто такие предки?
-Что означает слово «старина»?
-А что же такое Русь?
Задание: Подберите родственные слова к слову Русь /русалка, росяница, русло, русый, роса, Россия, руссы/.
Воспитатель:
Наша страна в разное время называлась по-разному: Киевская Русь, Московская Русь, Российская империя, Советский Союз. Теперь – Российская Федерация, Россия. И всегда наша Родина – Великая страна. Самая большая и красивая на свете. Есть в ней и вечные льды, и тайга, и горы, и большие реки, и моря. Когда в Москве встаёт солнце, на Дальнем Востоке уже ложатся спать. Мы гордимся величием России. А любим её просто за то, что она родная. А вот слово РОССИЯ нам очень поэтично и красиво объяснил наш русский поэт С. Есенин:
«Россия! Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то!»
-Вот мы с вами и выполнили первое задание.
Воспитатель:
Отрываем 2-ой лепесток.
/слова сопровождает игрой на гуслях/
В старину стародавнюю
Жили-были на Руси добры молодцы,
Раскрасавицы красны девицы.
Были у них добрые матушки,
Бородатые мудрые батюшки…
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию из рассказа «Русь».
Вопросы к детям:
-как одним словом можно назвать всех изображённых на картине? (СЕМЬЯ)
-а как ещё можно назвать семью? – (РОД).
-Что означает слово РОД?
-какие у вас есть родственники?
-кто самый уважаемый человек в вашей семье? Почему?
-как дети должны относиться к своим близким?
Задание: Придумайте однокоренные слова к слову «род» (родной, родина, родители, родня, родственники, родился, родимый и т. п.).
Отрываем третий лепесток.
Воспитатель:
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
-Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
-А вы знаете, что было главным в избе? (Печка)
- Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Вопросы к детям:
-так для для чего же нужна была печь в избе?
( В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать)
-а как вы думаете чем топили печь? (дровами)
Воспитатель: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
- в какой посуде готовили русские хозяйки? (в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)
Воспитатель: ставят горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек, в печке- то горячо? (Ухватом.)
Воспитатель: Правильно (предлагаю ребенку показать ухват все рассматривают)
Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.
-Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.
-Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?
( В крынке).
Воспитатель: Правильно. (предлагаю ребенку показать крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)
Воспитатель Предлагает детям посмотреть на пол
-Чем покрыт пол? ( половиками)
- А для чего пол покрывали половиками? (Для тепла).
- Из чего же их изготавливали русские хозяйки?
Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)
Посмотрите как чисто вокруг.
Физкультинутка
-Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.
Пол подметают, чистят щетками, моют, половики трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.
Воспитатель:
Срываем четвёртый лепесток.
-Мы с вами уже знаем, что в древней Руси и сейчас в России живёт много родов-семей и у всех есть свои предки. А чем же занимались наши предки в старину, что умели делать? (строили дома, пахали землю, сеяли хлеб, сажали овощи, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили скот, пряли, ткали, вышивали, плели лапти, корзины…).
Воспитатель:
Да, умели наши предки пахать, да косить,
Дома-терема рубить.
Умели холсты ткать,
Да узорными украсами их вышивать!
Игра «Назови старинный предмет»
Воспитатель называет современный предмет, а дети – старинный.
Дом – изба; ковёр – половик; кровать – полати, лежанка; шифоньер – сундук; скатерть – настольник; графин – горлач, кувшин; кружка – черпак, ковш; кастрюля – чугун; бочка – кадушка, дежка; чайник – самовар; плуг – соха; туфли – лапти; шляпа – кичка, кокошник, платок и пр.; кукла Барби – куклы тряпичные, льняные, глиняные и т. д.
-Дети в древней Руси были такие же как вы любознательные, весёлые, любили играть в разные игры, петь песни.
Давайте и мы с вами поиграем
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.Игра повторяется).
Воспитатель:
Поиграли, отдохнули, давайте дальше заниматься,
Уму-разуму набираться.
Ведь в народе говорят: «Каков разум – таковы и речи».
Отрываем пятый лепесток.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.
Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»
(Дети находят соответствующие картинки)
(Дети рассказывают по картинкам, если затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)
- Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
- Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
- Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
- Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
- Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Вот, наконец, срываем шестой лепесток-задание.
Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.
А наша русская печка в русской горнице пока вы занимались, испекла для вас хлеб – пышный да румяный. Угощайтесь на здоровье вкусным хлебушком, да чайком из самовара.
(Под весёлую музыку Воспитатель угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).
Воспитатель:
Вот и остался на нашем цветике-семицветике последний лепесток-сюрприз.
Но прежде чем получить сюрприз, послушайте слова А. С. Пушкина, нашего знаменитого предка. А говорил он так:
«Гордиться славою наших предков не только можно, но и должно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие».
- А вот теперь – за ваше старание, за знание, за интерес к прошлому, истории – получите обещанные подарки – три книги об историческом прошлом нашей страны «ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
- Вот и закончилось наше занятие – «синему морю на тишину, добрым людям на послушанье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы». Цели и задачи: воспитывать лю...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе: «Вербное воскресенье».
Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.Задачи:Образовательные: Дать представления о празднике Вербное Воскресенье....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Дорогами добра».
Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.Задачи:1.Формировать умения делиться, уступать, быть добрыми.2.Развивать умения различать эмоции других людей и ориентироваться в своих собств...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Радость моя» (знакомство с житием преподобного Серафима Саровского)
Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме "Радость моя". Проводя это занятие, мы знакомимдетей с житием святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию старший дошкольный возраст Тема: «Обитель добра, любви на Костромской земле»
Духовно-нравственное воспитание заключается в формировании общечеловеческих ценностей. Важно с малых лет формировать душевные качества детей. Научиться дюбить, беречь свои истоки - главное для растуще...