Духовно-нравственное воспитание детей в семье на основе Российских традиций.
консультация
Педагогические, психологические и социологические исследования подтверждают огромную роль семьи в формировании личности. Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой правильного развития ребенка с малых лет.
Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом,- все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно,- своими поступками, высказываниями и т.д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» - говорил В.А.Сухомлинский.
Педагогические, психологические и социологические исследования подтверждают огромную роль семьи в формировании личности. Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой правильного развития ребенка с малых лет.
Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различным профессиональным трудом,- все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно,- своими поступками, высказываниями и т.д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям.
Таким образом, в семье имеются объективные, естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков и привычек поведения.
Уровень семейного воспитания в большой мере зависит от уровня педагогической культуры родителей, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания. Поэтому одна из важных задач детского сада - педагогическое просвещение родителей.
У большинства родителей, как правило, есть общие представления о целях и задачах воспитания детей, но мало конкретных знаний о том, каковы их физические и психические возможности, какими способами воспитывать у них необходимые умения, навыки, привычки поведения, качества характера. поэтому в семьях нередко можно встретиться как с завышением, так и с занижением требований к детям, с преобладанием словесных методов воздействия. И хотя в семье имеются благоприятные условия для нравственного воспитания детей, они не используются, во многих семьях нравственному воспитанию уделяется недостаточно внимания. Еще прочно бытует представление, что нравственные качества появляются у ребенка с возрастом. «Вырастет-начнет понимать»,- надеются родители, упуская наиболее благоприятное время для формирования нравственных чувств, навыков и привычек поведения. Поэтому необходимо вооружить родителей знаниями, которые помогли бы им целенаправленно воздействовать на становление личности ребенка, активно используя для этого все имеющиеся в семье возможности.
Материнское чувство является мощным фактором воспитания ребенка. Однако только мать, владеющая определенными знаниями и умениями, действительно способна влиять на формирование личности ребенка, а ее любовь становится огромной воспитывающей силой. Это определяет одну из важных задач в работе детского сада с семьей: педагогическое просвещение матери, повышение общественного престижа материнства, авторитета матери в глазах детей.
«Любите маму», - обращался к своим воспитанникам В.А.Сухомлинский. Он считал, что, воспитывая у детей любовь к матери, педагог решает несколько важных задач - формирует у детей чуткость, отзывчивость, ответственность.
Новая роль женщины-матери в семье и обществе повлияла на семейные взаимоотношения, потребовала и от отца непосредственного участия в воспитании детей. Согласованное воспитание ребенка свидетельствует об ответственном отношении отца и матери к своему родительскому долгу, является показателем хороших семейных взаимоотношений, необходимых для правильного нравственного развития ребенка. Однако есть отцы, которые продолжают придерживаться мнению, что воспитание детей - исключительно материнская обязанность. Это вызывает перегрузку матери, отрицательно сказывается на семейных взаимоотношениях, а следовательно, и на детях.
Необходимо обращать внимание родителей на важность расширения опыта заботливого отношения ребенка к старым людям, используя для этого соответствующие жизненные ситуации.
Особенно важен для нравственного воспитания детей труд вместе с родителями - бытовой, в природе, по изготовлению игрушек и различных поделок, труд, направленный не только на благо семьи, но и других людей: благоустройство двора, починка игрушек для детского сада, изготовление пособий. Воспитатель может порекомендовать родителям, вместе с детьми сделать кормушку для птиц и кормить их зимой, собирать семена осенью, сеять траву и сажать цветы весной. Проводимые регулярно, эти хорошие дела окажут самое благотворное влияние на детей.
Родители часто не знают, как весело и в то же время с пользой для воспитания патриотических и интернациональных чувств ребенка отметить в семье праздник 9 мая, 1 мая и т.д. Традицией в семье должно стать возложение цветов к памятникам советским воинам 9 мая.
Нередко в день рождения ребенка превращается в повод для многочасового застолья взрослых. Для именинника не столь важно где, главное - с кем! Почему-то многие забывают о том, что день рождения можно провести не только дома, но и в развлекательном центре с друзьями. Воссоздать атмосферу праздника поможет атрибутика и правильный настрой. Сделать трогательные кадры на память.
Нравственное развитие каждого ребенка сугубо индивидуально. Здесь играют роль и особенности нервной системы ребенка, и условия его жизни в семье, и личность родителей.
Особенности семейного воспитания, педагогические знания родителей диктуют и темы консультаций - индивидуальных и групповых, например: « О воспитание у детей навыков и привычек культурного поведения», « О воспитании послушания», « Что читать и рассказывать детям о труде взрослых». « Как провести с детьми выходной день», « Воспитание у детей бережного отношения к вещам»
Тематика родительских собраний определяется программными задачами воспитания детей того или иного возраста, выявленными особенностями воспитания в разных семьях.
Стенды для родителей хорошо зарекомендовали себя как форма наглядной информации и педагогического просвещения.
Приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Одна из главных задач в последних поправках Федерального закона « Об образовании в РФ» от 01.01.2023 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
презенитация...
Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...
«Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ на основе православных традиций»
Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ на основе православных традиций....
Размышление о воспитании духовно-нравственных начал у детей в семье
Проблемы отцов и детей как никогда актуальны сейчас. Взрослые обеспокоены тем, что теряется духовность, отсутствует связь между поколениями, отсутствуют авторитеты, не сохраняются семейные воспитатель...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе семейных традиций»
Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Сегодня гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного образов...
Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.
Гендерное воспитание детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...