Разработка педагогического совета "Социализация современного дошкольника в условиях ДОУ"
методическая разработка
Презентация проведения педагогического совета по данной теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему: «Социально-коммуникативные навыки дошкольников как средство развития личности»
Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов по вопросу использования современных педагогических технологий социализации дошкольников.
Форма проведения: круглый стол
Участники: педагогический коллектив
ПЛАН ПЕДСОВЕТА
1. О выполнении решения педсовета № 1 от 30.08.2022г., ст. в-ль
2. «Социализация современного дошкольника в образовательной организации». педагог-психолог
3. Итоги тематической проверки «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»», ст. воспитатель
4. Педагогическая разминка: «Крестики-нолики», старший воспитатель.
5. Работа в группах. Формы работы с детьми и с родителями по данному направлению/воспитатели
6.«Методическая находка. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет».
-«Ситуация месяца»
-«Квест-технология» в работе с дошкольниками.
-Технология Свирской Л.В. «Детский совет» /воспитатели
7. Домашнее задание:
• разработать тему социальной акции с учетом событий в стране, ситуаций в учреждении или с целью оказания помощи, попавшим в трудную ситуацию.
• Составить мини-план-программу по технологии «Дети –волонтёры».
8. Решение педсовета.
Ход педсовета.
1. Выступление старшего воспитателя с информацией о выполнении решения педсовета №1 от 30.08.2022г. (прилагается).
Слайды презентации:
СЛ.1.
Задачи социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО
• 1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
• 2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• 3. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий детей.
• 4. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
• 5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовности к совместной деятельности со сверстниками.
СЛ.2.
Проблемы социализации современных дошкольников
• Чрезвычайная занятость родителей
• Отсутствие «дворовой» социализации
• Изолированность ребенка в семье
- Повышенная агрессивность
• Дефицит гуманных форм поведения
• Отчужденность
СЛ.№3.
Задача детского сада: Организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.
Фундаментом развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения.
СЛ.4.
Саморегуляция-это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками. Каким же образом решить проблемы социализации в детском саду?
2.Сообщение педагога психолога. «Социализация современного дошкольника в ДОУ» (консультация прилагается).
3. Аналитическая справка «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников» (прилагается).
4. Педагогическая разминка: «Крестики-нолики»
А сейчас мы поиграем, проверим ваши знания по социально-коммуникативному развитию. (Проводит старший воспитатель)
Участники объединяются в 2 команды (игра «Ручеёк» - 2 колонки - команды «Крестики» и «Нолики»)
Каждая команда по очереди выбирает цифру на табло. Ведущий зачитывает вопрос. Члены команды отвечают и при правильном ответе ставят на табло свой знак (х или 0). Если ответ не правильный, свой знак ставит вторая команда.
Игра проводится по принципу детской игры «Крестики-нолики»
- В какой образовательной области решаются задачи игровой деятельности? (социально-коммуникативной)
- В каких играх (с правилами или творческих) решаются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников? Докажите почему.
- В какой из образовательных областей стоит задача по формированию осторожного отношения к опасным для человека ситуациям?
- В какой образовательной области решаются задачи развития моральных и нравственных ценностей? (с.-к.)
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы по реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие»? (психология, педагогика, медицина, риторика, физиология)
- Какие виды деятельности позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного развития? (общение, игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, музыкальная, изобразительная, двигательная)
- Назовите 2-3 игры на формирование навыков социализации дошкольников.
- Саморегуляция – это…
- Социализация – это…
СТ.В. : Сложно ли было отвечать на вопросы? Почему случались затруднения? Таким образом, можно сделать вывод о необходимости самообразования педагогов по данному направлению.
5. Работа в группах. Формы работы с детьми и с родителями по данному направлению.
Ст.в.: (на слайде слова В.Сухомлинского).
СЛ.5.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В данное время большинство семей озабочено решением проблем финансового, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Поэтому для успешной социализации ребенка необходимо установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Успешная социализация дошкольника — один из самых главных вопросов для дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.
Ими могут быть:
– семья (родители или лица, их заменяющие)
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).
Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие. Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.
Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, неуклонного следования выбранной цели. На данном пути, самое главное надо, удержаться от всплесков эмоций и разочарований. В настоящее время детском саду используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с детьми и родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Продолжаем работать в группах.
1 команда: Создать коллаж «Формы работы с детьми», направленные на формирование коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости и саморегуляции поведения.
2 команда: Создать коллаж «Формы работы с родителями» по данному направлению.
Вывод: Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.
6. «Методическая находка. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет».
СЛ. 6.
СТВ.: Сегодня мы с вами перечисляли различные формы работы по социально-коммуникативному развитию детей.
Но вернемся к ФГОС, который предписывает что необходимо создание условий, которые бы способствовали успешной социализации, то есть таких форм организации работы с детьми, которые бы в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей.
- это способы поддержки детской инициативы
- взаимодействие педагогического коллектива
Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации
• Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).
• Любовь к экспериментам.
• Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.
• Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.
• Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.
• Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий.
- Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.
Сейчас мы познакомимся с новой формой организации детской деятельности.
Выступление педагогов.
«Ситуация месяца»- Занина О.С.
«Квест-технология» в работе с дошкольниками. – Метленок В.Н.
Технология Свирской Л.В. «Детский совет» - Зайцева Н.А.
СТВ.: Приемлемы ли эти формы работы с дошкольниками в нашем ДОУ?
Ваши высказывания по данному вопросу.
7. Практическая часть:
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностному развитию и воспитанию дошкольников, которое является одним из компонентов проекта ФГОС дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.
Получая от воспитательного процесса нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.
Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на поиск и создание условий, направленных на развитие интегративных качеств личности ребенка, формирование у него адаптационных способностей к требованиям социума. Необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции.
«Социальные акции дошкольников» - это эффективная форма работы, которая направлена на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемых действий и завершающий этап.
Важным условием и успехом акции – является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям. Социальная акция проводится один раз в месяц. Она может быть связана с тематикой месяца или недели. Дети раздают памятки и листовки с призывом к соблюдению безопасности в окружающем мире, быту и т.п.
Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогает решать следующие задачи:
- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
- Создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя.
- Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей. Поддержка индивидуальности и инициативности детей через не директивную помощь.
- Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.
- Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.
- Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка.
- Создать условия для развития самостоятельности и ответственности детей.
- Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.
Преступаем к презентации домашнего задания - подгруппы воспитателей по 2-3 чел. получили заранее задание
- План социальных акций на год:
- по теме ЗОЖ, педагоги 1-2 группы;
- с учетом событий в стране и темой календарного плана, педагоги 3, 5, 6 группы.
2. Мини-план-программа по технологии «Дети –волонтёры» - педагоги 4 группы.
Итог. Сегодня вы пополнили методическую копилку своими предложениями и творческими находками.
Предлагаю каждому педагогу оценить свой вклад в работу группы, разместив на дереве осенние листья
Красный – не доволен, сделал не все, что мог
Желтый – мог бы лучше
Зеленый – сделал все, что в моих силах.
Проект решения педсовета:
- Принять к исполнению рекомендации по итогам тематической проверки. Срок до 01.12.2022г.
- Повышать уровень педагогических знаний о работе с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков посредством самообразования – срок-постоянно.
- Активизировать работу с родителями по реализации задач социализации дошкольников, используя различные формы работы. Срок до 01.12.2022г.
- Использовать формы в организации педагогического процесса в подготовительной к школе группе - «Дети волонтеры», во всех остальных дошкольных группах - «Социальная акция». Срок в течение учебного года, по плану.
- Регулярно проводить специально организованные мероприятия, используя формы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости и саморегуляции поведения.
- Организовывать разнообразную игровую деятельность; изучать новые направления работы с детьми.
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, цель анкетирования: выявление уровня усвоения общественных и социальных отношений воспитанниками группы; понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста
1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Проводите ли Вы работу по совершенствованию развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками? Да / нет
3. Если да, то какую? _______________________________________________
4. Что беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми? __________________________________________________________________
5. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошие). __________________________________________________________________
6. Вы следите за тем, как общается Ваш ребенок? Да / нет
7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и т. д.? ______________________________
8. Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении? Да / нет _______________________________________________________________
9. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для социального развития Вы знаете?
_______________________________________________________________
10. Нуждаетесь ли Вы в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка. Да / нет
Спасибо!
В какой образовательной области решаются задачи игровой деятельности? | В каких играх (с правилами или творческих) решаются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников? Докажите почему. | В какой из образовательных областей стоит задача по формированию осторожного отношения к опасным для человека ситуациям? |
В какой образовательной области решаются задачи развития моральных и нравственных ценностей? | В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы по реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие»? | Какие виды деятельности позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного развития? |
Назовите 2-3 игры на формирование навыков социализации дошкольников | Саморегуляция – это… | Социализация – это… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-621158-1429722350.jpg)
Выступление на педагогическом совете «Сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях современного детского сада»
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-201620-1384370072.jpg)
Консультация «Психолого – педагогическая характеристика современного дошкольника»
За последнее десятилетие существенно изменилась жизнь, социальный и предметный мир, процессы воспитания, как в семье, так и в детских образовательных организациях. Современные дошкольники ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-184815-1358845224.jpg)
Методическая разработка педагогического проекта для дошкольников «Весёлая олимпиада»
Разработка комплекса педагогических мероприятий по популяризации занятий спортом.Проект поддерживает идею здорового образа жизни всей семьи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-490688-1520927412.jpg)
отчет учителя - логопеда на педсовете "Решение речевых проблем современных дошкольников в условиях ДОУ" 2017 год.
Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-82660-1392657344.jpg)
Педагогический проект «Роль современных образовательных технологий в формировании экологической культуры старших дошкольников в условиях ФГОС»
Проект предназначен для работы с детьми старшей и подготовительной группы ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528375-1416069089.jpg)
Презентация для педагогического совета «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие твор...