доклад к педсовету «Формирование речевых навыков у дошкольников»
консультация
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование речевых навыков у дошкольников»
Подготовила воспитатель Прокофьева Г.М.
Речь – это один из психических процессов, становление которого осуществляется в единстве с общим психическим развитием.
Главным проявлением речи выступает попытка ребёнка выразить мысль, добиться понимания со стороны окружающих.
Ведущей задачей является развитие связной речи.
В 1 мл. гр. это развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт, выражать свои мысли вербально.
Во 2 мл. гр. ведущей задачей становится дальнейшим развитием разговорной речи, опосредованное использование литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы.
В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребёнка как в процессе общения так и в монологической речи. В этом возрасте он уже способен проявить инициативу в общении со взрослым и сверстником.
В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывание творческих рассказов, коллективном обсуждении игрового сюжета.
В формировании речевых навыков большое значение имеет словарная работа, звуковая культура речи, грамматика.
Словарная работа связана с освоением названия предметов и объектов и их действий. Словарная работа осуществляется также в процессе наблюдения за трудовыми процессами взрослых. Также эта работа предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, количества материалов, из которых они изготовлены. Эта работа уже начинается на 4 году жизни. Освоение указанного содержится основывается на развитии дифференцированного восприятия предметов. Для реализации этого направления целесообразно организовывать такие образовательные ситуации, как рассматривание, определения свойств и качеств. Для рассматривания с малышами выбирать предметы яркие с простым строением. Например: чтобы интересно играть с грузовиком необходимо знать его строение и назначение.
В ср. гр. для рассматривания выбираем с большим количеством структурных частей и наличием деталей из разных материалов.Словарный запас детей пополняется не только за счет слов обозначающих свойства и качества, но и обследовательские действия, которые позволяют их определить.
В каждой возрастной группе реализуется сразу три направления словарной работы: одно выступает в качестве главного, другое продолжается в форме самостоятельной познавательно-речевой деятельности детей, третье начинается в форме совместной деятельности воспитателя и детей.
Развитие грамматически правильной речи предполагает оказание ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний и некоторых способов словообразования. Формирование морфологической правильности речи осуществляется в процессе подражания речи взрослого и самостоятельного конструирования грамматических форм. Благодаря способности к подражанию дети в основном правильно используют грамматические формы.
Развитие синтаксической стороны речи осуществляется в повседневном общении с ребенком в специально создаваемых ситуациях. Например: «Размытое письмо» ребенку предлагается закончить размытые дождем строки письма. Дети знакомятся с разными способами словообразования: префиксальным, суффиксальным, слиянием слов.
Например: 1способ: гриб, который растет под березой называется подберезовик; 2способ: у зайчихи-зайчонок, у кошки-котенок, у медведицы-медвежонок; хлеб хранится в хлебнице, сахар-в сахарнице; 3 способ: девочка с голубыми глазами-голубоглазая, заяц с длинными ушами-длинноухий.
Работа над звуковой культурой речи предполагает развитие правильного произношения, правильного словопроизношения (владение ритмом, темпом речи, силой голоса, становлением четкой дикции, артикуляции, правильного речевого дыхания, фонематического слуха). К решению этих задач приступают с раннего возраста. В младшем возрасте работа направлена на постановку и активизацию основных звуков речи. В среднем возрасте уделяют внимание правильному произношению сложных звуков. В старшем возрасте на первый план выдвигается развитие языковой выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...
Формирование речевых навыков у дошкольников с использованием наглядного моделирования.
В данном материале раскрыта работа по развитию речи у детей дошкольного возраста с помощью наглядного моделирования. Приведены основные направления и этапы работы по развитию речи с помощью наглядного...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад к педсовету «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста»
Дормирование культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста...
Доклад к педсовету «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста»
Доклад к педсовету «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста»...
Игры на формирование речевых навыков для дошкольников
Игры на формирование речевых навыков для дошкольников...