Проект Покормите птиц зимой
проект
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). С 01 февраля по 13 февраля 2023г.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Актуальность:
Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?
Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.
Цель проекта: обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах.
Задачи проекта: - закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;
- расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;
- пополнять развивающую среду по теме проекта;
- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;
- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptits_zimoy_2.docx | 136.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 7 им. Н.П. Уланова
Проект
«Покормите птиц зимой!»
Подготовила Васильева О.А.
г. Химки
5.11.2021
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). С 01 февраля по 13 февраля 2023г.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Актуальность:
Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?
Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.
Цель проекта: обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах.
Задачи проекта: - закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;
- расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;
- пополнять развивающую среду по теме проекта;
- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;
- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и организовывать наблюдение за ними;
- развивать умение самостоятельно ставить перед собой цель деятельности с опорой на вопросы педагога;
- развивать умение проявлять свою инициативу и высказывать свои предположения;
- развивать интерес к родной природе в процессе экологического воспитания и умения отражать это в художественной деятельности;
- развивать детское творчество и активность при рисовании, лепке и аппликации.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Этапы проведения проекта:
1 этап – подготовительный: (создание благоприятных условий для реализации проекта).
- познакомить родителей с целью и задачами проекта;
- подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать;
- беседа с детьми о том, что бы они хотели узнать о жизни зимующих птиц и откуда можно взять этот материал;
- подготовка презентации о зимующих птицах, подборка книг и познавательной литературы о них, подборка настольно-печатных игр и изготовление дидактических игр – накопление методических материалов по теме.
2 этап – практический.
- Рассматривание предметных картинок и сюжетных картин с изображением птиц, альбома «Зимующие птицы».
- Беседы: «Зимующие птицы?», «Как птицы приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в холодное время года?»
- Рассказ воспитателя «Интересное - рядом».
- НОД «Жизнь птиц зимой» (познавательное, «Зимующие птицы» (коммуникативное, ФЭМП «Птицы на кормушке» (познавательное).
- Составление описательных рассказов и загадок о птицах.
- Дидактические игры и упражнения: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру» (наложение, «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один-много», «Кого чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Отгадай загадку», «Назови детёнышей», «Что можно, а что – нельзя»
- Настольно-печатные игры: «Парочки», «Зоолото», «Мозаика», «Пазлы».
- Чтение художественной литературы:, Г. Серебрицкий «Берегите птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова «Зимние гости», Пришвин «Кладовая солнца», «Синичкин календарь», А. Барков «Голоса леса», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше?», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», просмотр мультфильма «Серая шейка».
- опытно-исследовательская деятельность: наблюдение за поведением птиц во время кормления, повадки птиц, исследование различного оперения (лупы), сходства и различия, ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.
Актуальность
В современных условиях экологическое воспитание дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Поэтому очень важно воспитать у детей любовь к живой природе, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Но с наступлением холодов доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
И мы, педагоги, совместно с родителями должны пробудить в детях интерес к друзьям нашим меньшим – птицам, научить заботиться о них, радоваться от сознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их зимой от гибели.
Проблема:
Дети не знают зимующих птиц, их повадки, не владеют умением подкормки пернатых в холодное время года. Дети не владеют умением подкормки птиц в зимнее время года
Цель проекта:
Формирование у дошкольников общих представлений о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, воспитание желания помогать птицам зимовать.
Задачи проекта
Обучающие:
-Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
-Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности -Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
Воспитательные:
-Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях -Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Продукт или итоговое мероприятие
Выставка кормушек
Распределение кормушек для птиц на площадке группы и пополнение их кормом.
Работа с родителями:
1. Объявление родителям о проекте и акции «Кормушка для птиц»
2 Консультация для родителей по теме проекта. Из чего можно сделать кормушку
3.Загадки про Зимующих птиц
4.Попросить родителей принести корм для птиц.
Ожидаемые результаты:
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта подготовительный:
-Обсуждение цели и задач;
-Создание необходимых условий для реализации проекта (подобрать художественную литературу для чтения детям, составить план мероприятий)
- Наблюдение за птицами на прогулке.
2 этап проекта: основной (практический)
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, особенностях жизни в зимний период.
•Спектакль-инсценировка «Спор птиц» для родителей.
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
•Распространяют и систематизируют знания о зимующих птицах.
• Используют различные формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию.
Дети:
•Сформированы и систематизированы элементарные представления о зимующих птицах;
•Развит интерес к наблюдениям за объектами природы, желание помогать птицам в трудный для них период жизни;
•Сформированы представления о правилах кормления птиц.
Родители:
•Повышен уровень представлений об экологическом воспитании.
•Проводят совместные наблюдения с детьми в природе.
•Привлекают детей к подкормке птиц в дикой природе.
План проекта был полностью реализован. Участие в проекте детей всех возрастных групп детского сада. Участие в интернет – конкурсе «Кормушка для пичужки». Организация на территории детского сада природоохранной зоны для птиц. Повышение экологического сознания у всех участников проекта. Конкурс на лучшую кормушку для птиц среди воспитанников ДОУ. Инициативная группа награждена грамотами. Администрация детского сада положительно оценили нашу работу.
Программное содержание:
Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.
Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.
Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.
Ход занятия:
Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.
- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.
Звучит аудиозапись пения птиц.
- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)
- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)
-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?(синица, воробей, сорока.)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)
- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.
Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»
- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?
Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)
- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» ( голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.
Игра «Дятел».
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу,
Хоть он скрылся под корой,–
Червячка добыть хочу,
Все равно он будет мой.
- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.
Появляется иллюстрация дятла.
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.
- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.
Пальчиковая игра
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.
Проводится игра «Один – много».
(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)
- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.
– Кто это?
– Строение.
– Чем питается?
– Как передвигается?
– Как голос подает?
– Кто и как заботится о птицах зимой?
Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какое полезное дело для леса делают дятлы?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!
3 этап проекта: заключительный
-Награждение родителей за участие в акции «Кормушка для птиц».
-Развешивание кормушек, которые сделали дети вместе с родителями, на
участке д/с;
Результаты реализации проекта.
1. Расширен кругозор детей о зимующих птицах и обогатился словарный запас.
2.Улучшилась у некоторых детей речь.
3. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
4. Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. При этом укрепились детско-родительские отношения.
5. Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.
6. Все поставленные цели и задачи были выполнены.
Приложение 1
Конспект занятия «Наблюдение за птицами на прогулке».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.
Задачи:
- Узнавать птицу, называть части тела.
-Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде,
повадках.
-Научить детей правильно называть части тела птицы.
-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную
речь.
-Развивать физическую активность детей.
-Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных
зимних условиях
-Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Ход занятия.
Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает
внимание на погоду, что зимой холодно и голодно маленьким птичкам.
Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко
летают), только люди могут помочь – покормить их.
Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Дети хором отвечают воробей. Правильно!
Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы
пришли тебя угостить».
Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц,
чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками,
салом.
На участке у нас тоже есть кормушка.
Воспитатель предлагает детям покормить птиц.
Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают рассказывает детям, что птицы очень пугливые , и наблюдать можно только из долека.
На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть;
клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает.
Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Воспитатель: предлагает поиграть в игру «Ворона и воробей».
Один из детей выбирается быть вороной, а остальные дети воробушки. Дети
имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворона, воробушки улетают в гнездышки.
гнездышки.
Итог занятия:
Дети научились называть части тела птицы: клюв, оперение, хвост, лапки.
Птица летает, чирикает, поет, прыгает.
Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать
корм в кормушки.
Приложение 2
ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Черненькая шапочка
Желтенькая грудка
Маленькая птичка,
А зовут её … (Cиничка)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
Приложение 3
Релаксация Слушание пение птиц
Подвижные игры «Птички в гнездах»
Приложение 6
Литература:
1. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в саду» Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014.- 112 с. 4
2. Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа / авт.- сост. З.И. Самойлова.- Волгоград: Учитель, 2013.-76 с.
3. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С. Васильевой, М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». 1 младшая группа. – М., 2014г.
4. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 года. - М., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Покормите птиц зимой"
Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....
Проект "Покормим птиц зимой"
Экологический проект «Покормите птиц зимой» Разработчик проекта: Минникеева Елена Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,МДОУ «Детский сад №112», г.Саратов Тип...
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...
проект "покормим птиц зимой"
составлен проект для детей первой младшей группы....
Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"
В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...
«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»
Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...
Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"
Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....