Проект Покормите птиц зимой
проект

Васильева Оксана Александровна

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). С 01 февраля по 13 февраля 2023г.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

 

Актуальность:

Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?

Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.

Цель проекта: обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах.

Задачи проекта: - закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;

- расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;

- пополнять развивающую среду по теме проекта;

- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;

- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits_zimoy_2.docx136.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 7 им. Н.П. Уланова

                                                                 

                             Проект

     «Покормите птиц зимой!»

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f57/000f9fb6-ff373c71/hello_html_m39c5fec.jpg

                                                                                                                                     Подготовила Васильева О.А.

                                                                   г. Химки

                                                                           5.11.2021

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). С 01 февраля по 13 февраля 2023г.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Актуальность:

Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?

Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.

Цель проекта: обогащение и систематизация представлений о зимующих птицах.

Задачи проекта: - закрепить и расширить новыми сведениями представления детей о жизни зимующих птиц;

- расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц;

- пополнять развивающую среду по теме проекта;

- познакомить с материалами, из которых можно сделать кормушки для птиц и со способами, которыми можно воспользоваться для их изготовления;

- познакомить с кормами для птиц и с предпочтениями разных птиц в том или ином корме;

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и организовывать наблюдение за ними;

- развивать умение самостоятельно ставить перед собой цель деятельности с опорой на вопросы педагога;

- развивать умение проявлять свою инициативу и высказывать свои предположения;

- развивать интерес к родной природе в процессе экологического воспитания и умения отражать это в художественной деятельности;

- развивать детское творчество и активность при рисовании, лепке и аппликации.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Этапы проведения проекта:

1 этап – подготовительный: (создание благоприятных условий для реализации проекта).

- познакомить родителей с целью и задачами проекта;

- подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек, способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать;

- беседа с детьми о том, что бы они хотели узнать о жизни зимующих птиц и откуда можно взять этот материал;

- подготовка презентации о зимующих птицах, подборка книг и познавательной литературы о них, подборка настольно-печатных игр и изготовление дидактических игр – накопление методических материалов по теме.

2 этап – практический.

- Рассматривание предметных картинок и сюжетных картин с изображением птиц, альбома «Зимующие птицы».

- Беседы: «Зимующие птицы?», «Как птицы приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в холодное время года?»

- Рассказ воспитателя «Интересное - рядом».

- НОД «Жизнь птиц зимой» (познавательное, «Зимующие птицы» (коммуникативное, ФЭМП «Птицы на кормушке» (познавательное).

- Составление описательных рассказов и загадок о птицах.

- Дидактические игры и упражнения: «Кто, как голос подаёт?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чья тень», «4-й лишний», «Разрезные картинки», «Кто, где сидит?», «Найди по контуру» (наложение, «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Подбери слово», «Сосчитай птиц», «Один-много», «Кого чем угостить?», «Скажи какая? Какой?», «Чей? Чья? Чьи?», «Сравни и расскажи», «Назови детёнышей», «Отгадай загадку», «Назови детёнышей», «Что можно, а что – нельзя»

- Настольно-печатные игры: «Парочки», «Зоолото», «Мозаика», «Пазлы».

- Чтение художественной литературы:, Г. Серебрицкий «Берегите птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова «Зимние гости», Пришвин «Кладовая солнца», «Синичкин календарь», А. Барков «Голоса леса», В. Бианки «Лесные домишки», и «Чей нос лучше?», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», просмотр мультфильма «Серая шейка».

- опытно-исследовательская деятельность: наблюдение за поведением птиц во время кормления, повадки птиц, исследование различного оперения (лупы), сходства и различия, ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.

Актуальность

В современных условиях экологическое воспитание дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Поэтому очень важно воспитать у детей любовь к живой природе, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Но с наступлением холодов доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

И мы, педагоги, совместно с родителями должны пробудить в детях интерес к друзьям нашим меньшим – птицам, научить заботиться о них, радоваться от сознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их зимой от гибели.

Проблема:

Дети не знают зимующих птиц, их повадки, не владеют умением подкормки пернатых в холодное время года. Дети не владеют умением подкормки птиц в зимнее время года

Цель проекта:

 Формирование у дошкольников общих представлений о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, воспитание желания помогать птицам зимовать.

Задачи проекта

 Обучающие:

 -Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

-Научить детей правильно подкармливать птиц.

Развивающие:

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности -Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.

Воспитательные:

 -Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях -Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Продукт или итоговое мероприятие

Выставка кормушек

Распределение кормушек для птиц на площадке группы и пополнение их кормом.

Работа с родителями:

1. Объявление родителям о проекте и акции «Кормушка для птиц»

2 Консультация для родителей по теме проекта. Из чего можно сделать кормушку

3.Загадки про Зимующих птиц

4.Попросить родителей принести корм для птиц.

Ожидаемые результаты:

 - Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта подготовительный:

-Обсуждение цели и задач;

-Создание необходимых условий для реализации проекта (подобрать художественную литературу для чтения детям, составить план мероприятий)

- Наблюдение за птицами на прогулке.

2 этап проекта: основной (практический)

Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, особенностях жизни в зимний период.

•Спектакль-инсценировка «Спор птиц» для родителей.

Ожидаемые результаты:

Педагоги:

•Распространяют и систематизируют знания о зимующих птицах.

• Используют различные формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию.

Дети:

•Сформированы и систематизированы элементарные представления о зимующих птицах;

•Развит интерес к наблюдениям за объектами природы, желание помогать птицам в трудный для них период жизни;

•Сформированы представления о правилах кормления птиц.

Родители:

•Повышен уровень представлений об экологическом воспитании.

•Проводят совместные наблюдения с детьми в природе.

•Привлекают детей к подкормке птиц в дикой природе.

План проекта был полностью реализован. Участие в проекте детей всех возрастных групп детского сада. Участие в интернет – конкурсе «Кормушка для пичужки». Организация на территории детского сада природоохранной зоны для птиц. Повышение экологического сознания у всех участников проекта. Конкурс на лучшую кормушку для птиц среди воспитанников ДОУ. Инициативная группа награждена грамотами. Администрация детского сада положительно оценили нашу работу.

Программное содержание:

Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.

Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход занятия:

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)

- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?(синица, воробей, сорока.)

-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)

- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»

- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)

- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» ( голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

         Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

         А в субботу на пирог

         Прилетело семь сорок.

- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Кто это?

– Строение.

– Чем питается?

– Как передвигается?

– Как голос подает?

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Какое полезное дело для леса делают дятлы?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

 - Почему дятлов  надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!

3 этап проекта: заключительный

-Награждение родителей за участие в акции «Кормушка для птиц».

-Развешивание кормушек, которые сделали дети вместе с родителями, на

участке д/с;

Результаты реализации проекта.

1. Расширен кругозор детей о зимующих птицах и обогатился словарный запас.

2.Улучшилась у некоторых детей речь.

3. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

4. Родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. При этом укрепились детско-родительские отношения.

5. Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.

6. Все поставленные цели и задачи были выполнены.

Приложение 1

Конспект занятия «Наблюдение за птицами на прогулке».

Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.

Задачи:

- Узнавать птицу, называть части тела.

-Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде,

повадках.

-Научить детей правильно называть части тела птицы.

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную

речь.

-Развивать физическую активность детей.

-Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных

зимних условиях

-Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Ход занятия.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает

внимание на погоду, что зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко

летают), только люди могут помочь – покормить их.

Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:

Чик- чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Дети хором отвечают воробей. Правильно!

Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы

пришли тебя угостить».

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц,

чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками,

салом.

 На участке у нас тоже есть кормушка.

 Воспитатель предлагает детям покормить птиц.

 Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают рассказывает детям, что птицы очень пугливые , и наблюдать можно только из долека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть;

клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает.

Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Серая птица,

Меня не боится

Моргнет удивленно,

Ведь это… (Ворона)

Воспитатель: предлагает поиграть в игру «Ворона и воробей».

Один из детей выбирается быть вороной, а остальные дети воробушки. Дети

имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворона, воробушки улетают в гнездышки.

гнездышки.

Итог занятия:

Дети научились называть части тела птицы: клюв, оперение, хвост, лапки.

Птица летает, чирикает, поет, прыгает.

Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать

корм в кормушки.

Приложение 2

ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Чик- чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Черненькая шапочка

Желтенькая грудка

Маленькая птичка,

А зовут её … (Cиничка)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её. (Cорока)

Серая птица,

Меня не боится

Моргнет удивленно,

Ведь это… (Ворона)

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (Голубь)

Приложение 3

                                  Релаксация Слушание пение птиц

                             

                                     Подвижные игры «Птички в гнездах»

                                                                     

Приложение 6                                                  

  Литература:

1. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в саду» Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014.- 112 с. 4

2. Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа / авт.- сост. З.И. Самойлова.- Волгоград: Учитель, 2013.-76 с.

 3. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С. Васильевой, М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». 1 младшая группа. – М., 2014г.    

  4.  Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 года. - М., 2014                                                              

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Проект "Покормим птиц зимой"

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Разработчик проекта:  Минникеева Елена Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,МДОУ «Детский сад №112», г.Саратов Тип...

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

проект "покормим птиц зимой"

составлен проект для детей первой младшей группы....

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....