Рабочая программа Исследование объектов живой и неживой природы экспериментирование 5-6 лет 2022 г.
рабочая программа
Рабочая программа Исследование объектов живой и неживой природы экспериментирование 5-6 лет 2022 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 г.Зеленоградска
Согласовано на заседании педагогического Утверждено
приказом заведующей по
совета МАДОУ- детского сада №3 МАДОУ-детскому саду №3
протокол № 1 от «31» августа 2022 г. № 91 от «31» августа 2022 г.
______________Ю.Е.Барсукова
РАБОЧАЯПРОГРАММА
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование»
(старшая группа, четвертый год обучения)
на 2022 – 2023 учебный год
Разработчики: Филипенко М.М. воспитатель
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание разделов | Страницы |
| 3 3 3 5 8 |
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - Программа) по «Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию» для детей 5-6 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детский сад №3 и составлена на основе использования образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Цели: развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Формирование активного отношения к собственной познавательной деятельности.
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.
- Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т. д.).
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Планируемые результаты освоения модуля
К шести годам дети умеют:
- Проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности
- Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;
- знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах.
- Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах.
- Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
- Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
- Хорошо знает свое имя, фамилию, возраст, пол.
- Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни.
- Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну.
- Проявляет интерес к жизни людей в других странах.
Содержание модуля
Ребенок открывает мир природы
- наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и
неповторимость. Представления о небесных телах и светилах;
- самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т.п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов;
- сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация;
- выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.) подбор соответствующих способов помощи;
- развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата);
- установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года);
- представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах;
- обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют);
- накопление представлений о городе как сообществе растений животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля - общий дом для всех растений, животных, людей;
- освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники);
- раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь);
- высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения, о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы;
- осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях Освоение представлений ребенка о себе
- своем имени, отчестве;
- фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания;
- освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятных событиях, традициях семьи;
- овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира
- элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях;
- осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков;
- освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира;
- осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей;
Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира:
- освоение представлений о родном городе - его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях;
- понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
- освоение представлений о родной стране - ее государственных символах, президенте, столице и крупные городах, особенностях природы;
- проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России;
- освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов;
- проявления желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
Раздел «Ребенок открывает мир природы» | 9 | |
1. | Тема: «Наблюдение за кроликом» Цели: Обобщить знания о признаках живых объектов природы (дышит, двигается, питается, размножается, растёт); | 1 |
2. | Тема: «Живая и неживая природа» Цели: Учить различать объекты, созданные природой и человеком. | 1 |
3. | Тема: « Перелётные птицы» Цели: Закрепить знания детей о птицах, их внешнем виде, повадках, местах гнездования. | 1 |
4. | Тема: «Осень, урожай фрукты» Цели: Закреплять и уточнять знания о характерных свойствах фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности); | 1 |
5. | Тема: «Осень, урожай, овощи» Цели: Закреплять и уточнять знания о характерных свойствах овощей (форма, цвет, вкус, особенности поверхности); | 1 |
6. | Тема: «Дикие животные» Цели: Обобщить и закрепить знания детей о диких животных: внешний вид, повадки, особенности поведения. | 1 |
7. | Тема: «Осень, деревья, кустарники» Цели: Учить детей различать породы деревьев. | 1 |
8. | Тема: «Домашние животные» Цели: Закреплять понятие «домашние животные»; обучать навыкам составления описательных рассказов о домашних животных, | 1 |
9. | Тема: «Поможем зимующим птицам» Цели: Учить классифицировать птиц. Воспитывать желание помогать и заботиться о птицах зимой. | 1 |
Раздел «Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей» | 4 | |
10. | Тема: «Животные морей и океанов. Морские чудеса» Цели: Развивать представление о рыбах, как живых существах живущих в воде. | 1 |
11 | Тема: «Этот загадочный космос» Цели: Дать представление о космосе о ближайшей звезде Солнце о спутнике Земли - Луне. | 1 |
12 | Тема: «Международный день Земли. Земля наш общий дом» | 1 |
Цели: Формировать представление о том, что человек часть природы. | ||
13 | Тема: «Беседа о весне» Цели: Закрепить знания детей о весне. Учить устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе. | 1 |
Раздел «Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечес многообразии стран и народов мира» | т 6 | |
14 | Тема: «Россия – Родина моя. Москва – столица нашего Отечества» Цель: Дать представления о том, что Москва - самый большой город в нашей стране. | 1 |
15 | Тема: «Мой край родной» Цель: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. | 1 |
16 | Тема: «Север – царство льда и снега» Цель: Формировать представление детей о климатических условиях крайнего севера и тундры | 1 |
17 | Тема: «Русь Рождественская» Традиции россиян (русские народные праздники) Цель: Познакомить с традиционными русскими народными праздниками | 1 |
18 | Тема: «День Победы. Памятные места нашего поселка» Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного посёлка | 1 |
Всего | 18 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Оборудование.
№ п\п | Наименование | количество |
Оборудование | ||
1. | Ноутбук DEEL | 1 |
2 | Экран IQ Board | 1 |
3 | Проектор EPSON | 1 |
4 | Музыкальный центр Sony | 1 |
5 | Колонки CREATIVE | 1 |
6 | Мольберт | 1 |
7 | Доска школьная (2 части) | 1 |
8 | Телевизор Nyundai | 1 |
9 | Детский планшет | 3 |
10 | DVD-проигрователь Sony | 1 |
11 | Конструктор "Робототехника" | 5 |
12 | Говорящая ручка | 1 |
5.2 Мебель | ||
13 | Стул ученический | 30 |
14 | Стол ученический | 12 |
15 | Стул офисный | 1 |
16 | Стол угловой с тумбой | 1 |
5.3 Средства обеспечения освоения программы Аудио- и видео - пособия | ||
17 | «Фантазеры, талантливый дизайнер» | 1 |
18 | Обучающие раскраски» Дошкольник (диск) | 1 |
19 | «Уроки осторожности» (ОБЖ для малышей) | 1 |
20 | Звуки, голоса и шумы окружающего мира» (диск) | 1 |
21 | Энциклопедия в загадках для детей «Таинственная вселенная»; | 1 |
22 | Интерактивные занятия «Птицы» (диск) | 1 |
23 | Интерактивные занятия «Рыбы» (диск) | 1 |
24 | Интерактивные занятия «Цветы» (диск) | 1 |
25 | Интерактивные занятия «Деревья и кустарники» (диск) | 1 |
5.4 Наглядный материал | ||
26 | Пейзаж. И.Айвазовский «Волна», «Черное море»; Ф.Васильев «Мокрый луг», «Болото», «Деревенский пейзаж»; Б. Коровин «Зимой», «Мостик», «Осень»; А. Куинджи «Березовая роща»; Б. Кустодиев «Мас¬леница»; И.Левитан «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна — большая вода», «Березовая роща», «Сараи у лесной опушки», «Летний вечер»; Г. Нисский «Околица», «Ночка», «Зима», «Радуга», «Февраль», «Подмосковье»; В. Поленов «Московский дворик», «Золотая осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Серов «Октябрь»,. «Домотканово»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер. Дубы», «Цветы на опушке леса», «Рожь». |
5.5. Список литературы
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
- Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
- Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.«ДЕТСТВОПРЕСС»; М.: ТЦ
«СФЕРА», 2017 г.
- О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», 2016 г.
- Л.А. Владимирская « Дошкольник от осени до лета», 2017 г.
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию+CD. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». Разработано в соответствии с ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, 2016 г.
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты». Разработано в соответствии с ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет». ФГОС. Детство-Пресс, 2017 г.
- М.П. Костюченко « Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет», 2017 г.
- Г.В. Лаптева « Развивающие прогулки для детей 4-5 лет», 2016 г.
- .А.Е. Мартынова, И.М. Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий». Программа "Детство". ФГОС ДО. Учитель г. Волгоград, 2015 г.
- Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Весна». Детство-Пресс, 2017 г.
- Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Зима». Издательство: Детство- Пресс, год издания? 2017 г.
- Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Лето». Детство-Пресс, 2017 г.
- Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Осень». Детство-Пресс, 2017 г.
- Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Весна». Детство-Пресс, 2017 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сре и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017 г.
- Е.Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №1 (старший
дошкольный возраст)». ФГОС. Детство-Пресс, 2017 г.
- Рабочая программа воспитателя» - ежедневное планирование по программе «Детство» (старшая группа) /Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова, 2016 г.
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста‖, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2017 г.
- Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет‖, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2017 г.
- www.doshkolnik.ru (скачивание презентации);
- http://prezentacii.com (скачивание презентации)
- http://nsportal.ru/detskii-sad (скачивание музыки);
- http://lukoshko.net; «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей
- http://potomy.ru. Потому.ру - Детская энциклопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию
Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию
Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...