Рабочая программа Исследование объектов живой и неживой природы экспериментирование 5-6 лет 2022 г.
рабочая программа

Филипенко Мария Михайловна

Рабочая программа Исследование объектов живой и неживой природы экспериментирование 5-6 лет 2022 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 г.Зеленоградска

Согласовано на заседании педагогического        Утверждено

приказом заведующей  по

совета МАДОУ- детского сада №3        МАДОУ-детскому саду №3

 

протокол № 1 от «31» августа 2022 г.        № 91 от «31» августа 2022  г.

                                                                                                                   ______________Ю.Е.Барсукова

РАБОЧАЯПРОГРАММА

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование»

(старшая группа, четвертый год обучения)

на 2022 – 2023 учебный год

Разработчики: Филипенко М.М.  воспитатель  

  2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

Страницы

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения модуля
  3. Содержание модуля
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

3

3

3

5

8

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по «Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию» для детей 5-6 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детский сад №3 и составлена на основе использования образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Цели: развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Формирование активного отношения к собственной познавательной деятельности.

Задачи:

  • Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.
  • Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т. д.).
  • Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  1. Планируемые результаты освоения модуля

К шести годам дети умеют:

  • Проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности
  • Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;
  • знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах.
  • Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах.
  • Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
  • Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
  • Хорошо знает свое имя, фамилию, возраст, пол.
  • Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни.
  • Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну.
  • Проявляет интерес к жизни людей в других странах.
  1. Содержание модуля

Ребенок открывает мир природы

  • наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и

неповторимость. Представления о небесных телах и светилах;

  • самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т.п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов;
  • сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация;
  • выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.) подбор соответствующих способов помощи;
  • развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата);
  • установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года);
  • представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах;
  • обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют);
  • накопление представлений о городе как сообществе растений животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля - общий дом для всех растений, животных, людей;
  • освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники);
  • раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь);
  • высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения, о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы;
  • осознанное        применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.

Формирование первичных представлений о себе, других людях Освоение представлений ребенка о себе

  • своем имени, отчестве;
  • фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания;
  • освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятных событиях, традициях семьи;
  • овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.

Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира

  • элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях;
  • осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков;
  • освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира;
  • осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей;

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира:

  • освоение представлений о родном городе - его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях;
  • понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
  • освоение представлений о родной стране - ее государственных символах, президенте, столице и крупные городах, особенностях природы;
  • проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России;
  • освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов;
  • проявления желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города.
  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Раздел «Ребенок открывает мир природы»

9

1.

Тема: «Наблюдение за кроликом»

Цели: Обобщить знания о признаках живых объектов природы (дышит, двигается,

питается, размножается, растёт);

1

2.

Тема: «Живая и неживая природа»

Цели: Учить различать объекты, созданные природой и человеком.

1

3.

Тема: « Перелётные птицы»

Цели: Закрепить знания детей о птицах, их внешнем виде, повадках, местах гнездования.

1

4.

Тема: «Осень, урожай фрукты»

Цели: Закреплять и уточнять знания о характерных свойствах фруктов (форма,

цвет, вкус, особенности поверхности);

1

5.

Тема: «Осень, урожай, овощи»

Цели: Закреплять и уточнять знания о характерных свойствах овощей (форма, цвет, вкус, особенности поверхности);

1

6.

Тема: «Дикие животные»

Цели: Обобщить и закрепить знания детей о диких животных: внешний вид, повадки, особенности поведения.

1

7.

Тема: «Осень, деревья, кустарники»

Цели: Учить детей различать породы деревьев.

1

8.

Тема: «Домашние животные»

Цели: Закреплять понятие «домашние животные»; обучать навыкам составления

описательных рассказов о домашних животных,

1

9.

Тема: «Поможем зимующим птицам»

Цели: Учить классифицировать птиц. Воспитывать желание помогать и заботиться о птицах зимой.

1

Раздел «Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей»

4

10.

Тема: «Животные морей и океанов. Морские чудеса»

Цели: Развивать представление о рыбах, как живых существах живущих в воде.

1

11

Тема: «Этот загадочный космос»

Цели: Дать представление о космосе о ближайшей звезде Солнце о спутнике Земли - Луне.

1

12

Тема: «Международный день Земли. Земля наш общий дом»

1

Цели: Формировать представление о том, что человек часть природы.

13

Тема: «Беседа о весне»

Цели: Закрепить знания детей о весне. Учить устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе.

1

Раздел «Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечес

многообразии стран и народов мира»

т        6

14

Тема: «Россия – Родина моя. Москва – столица нашего Отечества»

Цель: Дать представления о том, что Москва - самый большой город в нашей

стране.

1

15

Тема: «Мой край родной»

Цель: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности.

1

16

Тема: «Север – царство льда и снега»

Цель: Формировать представление детей о климатических условиях крайнего

севера и тундры

1

17

Тема: «Русь Рождественская» Традиции россиян (русские народные праздники)

Цель: Познакомить с традиционными русскими народными праздниками

1

18

Тема: «День Победы. Памятные места нашего поселка»

Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного посёлка

1

Всего

18

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
  1. Оборудование.

п\п

Наименование

количество

Оборудование

1.

Ноутбук DEEL

1

2

Экран IQ Board

1

3

Проектор EPSON

1

4

Музыкальный центр Sony

1

5

Колонки CREATIVE

1

6

Мольберт

1

7

Доска школьная (2 части)

1

8

Телевизор Nyundai

1

9

Детский планшет

3

10

DVD-проигрователь Sony

1

11

Конструктор "Робототехника"

5

12

Говорящая ручка

1

5.2 Мебель

13

Стул ученический

30

14

Стол ученический

12

15

Стул офисный

1

16

Стол угловой с тумбой

1

5.3 Средства обеспечения освоения программы

Аудио- и видео - пособия

17

«Фантазеры, талантливый дизайнер»

1

18

Обучающие раскраски» Дошкольник (диск)

1

19

«Уроки осторожности» (ОБЖ для малышей)

1

20

Звуки, голоса и шумы окружающего мира» (диск)

1

21

Энциклопедия в загадках для детей «Таинственная вселенная»;

1

22

Интерактивные занятия «Птицы» (диск)

1

23

Интерактивные занятия «Рыбы» (диск)

1

24

Интерактивные занятия «Цветы» (диск)

1

25

Интерактивные занятия «Деревья и кустарники» (диск)

1

5.4 Наглядный материал

26

Пейзаж. И.Айвазовский «Волна», «Черное море»; Ф.Васильев «Мокрый луг», «Болото», «Деревенский пейзаж»; Б. Коровин «Зимой», «Мостик»,

«Осень»; А. Куинджи «Березовая роща»; Б. Кустодиев «Мас¬леница»; И.Левитан «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна — большая вода», «Березовая роща», «Сараи у лесной опушки», «Летний вечер»; Г. Нисский «Околица», «Ночка», «Зима», «Радуга», «Февраль»,

«Подмосковье»; В. Поленов «Московский дворик», «Золотая осень»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; В. Серов «Октябрь»,. «Домотканово»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер.

Дубы», «Цветы на опушке леса», «Рожь».

5.5. Список литературы

  1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.

  1. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
  2. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.«ДЕТСТВОПРЕСС»; М.: ТЦ

«СФЕРА», 2017 г.

  1. О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», 2016 г.
  2. Л.А. Владимирская « Дошкольник от осени до лета», 2017 г.
  3. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию+CD. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». Разработано в соответствии с ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, 2016 г.
  4. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты». Разработано в соответствии с ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
  5. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет». ФГОС. Детство-Пресс, 2017 г.
  6. М.П. Костюченко « Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет», 2017 г.
  7. Г.В. Лаптева « Развивающие прогулки для детей 4-5 лет», 2016 г.
  8. .А.Е. Мартынова, И.М. Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий». Программа "Детство". ФГОС ДО. Учитель г. Волгоград, 2015 г.
  9. Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Весна». Детство-Пресс, 2017 г.
  10. Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Зима». Издательство: Детство- Пресс, год издания? 2017 г.
  11. Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Лето». Детство-Пресс, 2017 г.
  12. Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Осень». Детство-Пресс, 2017 г.
  13. Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Весна». Детство-Пресс, 2017 г.
  14. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сре и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017 г.
  15. Е.Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №1 (старший

дошкольный возраст)». ФГОС. Детство-Пресс, 2017 г.

  1. Рабочая программа воспитателя» - ежедневное планирование по программе «Детство» (старшая группа) /Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова, 2016 г.
  2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста‖, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2017 г.
  3. Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет‖, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2017 г.
  4. www.doshkolnik.ru (скачивание презентации);
  5. http://prezentacii.com (скачивание презентации)
  6. http://nsportal.ru/detskii-sad (скачивание музыки);
  7. http://lukoshko.net; «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей
  8. http://potomy.ru. Потому.ру - Детская энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...