Педагогический проект "Покормите птиц зимой"
проект

Левченко Екатерина Евгеньевна

Педагогический проект "Покормите птиц зимой" в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy_2021-2022.docx694.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»

Педагогический проект

«Покормите птиц зимой»

в подготовительной к школе группе F:\Проект Покормите птиц зимой 2022\проект Кормушка 2022 фото\20220128_105515.jpg

Проект разработали:

Шек Е.В., учитель-дефектолог

Волощук В.М., воспитатель

Левченко Е.Е., воспитатель

г. Канск

2022 г.

Педагогический проект «Покормите птиц зимой»

Паспорт проекта

Актуальность проекта

Общение с природой положительно влияет на здоровье и психику человека, делает его добрее, будит в нём лучшие чувства. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтомуочень важно вызвать в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней и учить беречь.

Проект «Покормите птиц зимой» направлен на изучение особенностей жизни зимующих птиц нашей местности и организацию помощи птицам пережить голодную зиму.

Для детей с ОВЗ природа является мощным и действенным средством обучения, воспитания, развития и коррекции нарушений.

Вследствие нарушения познавательной деятельности умственно отсталые дошкольники отличаются замедленной восприимчивостью к новому, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, у них не развита эмоционально-волевая сфера. Для них общение с природой особенно необходимо, так как «логика природы  самая доступная для детей логика» (К.Д. Ушинский).

Организация наблюдений в природе способствует формированию у детей стойкого интереса и более полных конкретных представлений о сезонной жизни птиц. Экскурсии, дидактические игры, тематические беседы, рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы, просмотр видеороликов стимулируют познавательную деятельность и содействуют развитию и коррекции высших психических функций (мышление, память, речь) детей с нарушением интеллекта. Создаются условия для выражения впечатлений и эстетических чувств детей творческими средствами (рисунки, поделки, рассказы и т.д.).

Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью нашего общества и способны вносить свой посильный вклад в окружающую их действительность. Приобщение детей к изготовлению кормушек и труду в природе по подкормке птиц зимой содействует формированию у дошкольников умений и навыков выполнять совместно с взрослыми доступную природоохранную деятельность.

В результате реализации проекта расширяются представления детей о птицах, зимующих в нашем городе, они начинают осознавать, что птицам необходима помощь человека. Проявление заботы о птицах и участие в интересном и полезном деле доставляет детям радость, развивает добрые чувства, повышает их самооценку, способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе своего края.

Сроки реализации проекта:с 11.01.2022 г. по 11.02.2022 г.

Участники проекта:

Педагоги (учитель-дефектолог и воспитатели), дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта:        

По доминирующей деятельности: обучающий, информационный.

По содержанию: познавательно-творческий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (1 месяц).

По характеру контактов: педагоги и дети, ребенок и семья, педагоги и родители.

По профилю знаний: многопредметный (интегрированный).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у старших дошкольников осознанно правильного отношения к объектам живой природы и для посильной помощи зимующим птицам ближайшего окружения.

Задачи проекта:

Расширять у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках в зимнее время, о роли человека в жизни птиц.

Содействовать освоению детьми умениями и навыками правильно подкармливать птиц в зимний период в ходе совместной практической деятельности с взрослыми.

Развивать познавательный интерес, любознательность и школьнозначимые интеллектуальные умения (наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать элементарные связи) с учетом познавательных возможностей детей.

Способствовать совершенствованию речевых умений и коммуникативных навыков, обогащать словарный запас и развивать навыки связной речи детей.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Обогатить образовательную среду дидактическими, методическими и консультативными материалами по теме проекта.

Задачи по работе с родителями:

Вовлекать родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, содействовать укреплению сотрудничества семьи с дошкольным учреждением.

Заинтересовывать родителей природоохранной деятельностью, разъяснять необходимость воспитания у детей начал экологической культуры.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Педагоги: организуют образовательные ситуации, познавательную, игровую, трудовую, продуктивную деятельность детей, оформляют тематические выставки (детские книги и энциклопедии, детские творческие работы), осуществляют педагогическое просвещение родителей (консультации, мастер-классы), привлекают родителей к совместной деятельности, обогащают образовательную среду дидактическими, методическими и консультативными материалами по теме проекта.

Дети: участвуют в организованной познавательной, игровой, элементарной трудовой и творческой деятельности, используют развивающую предметно-пространственную среду в самостоятельной деятельности, во время прогулки осуществляют наблюдение и подкормку птиц.

Родители: закрепляют знания и умения детей в условиях семейного воспитания, изготавливают кормушки из разных материалов, участвуют в заготовке корма для птиц, получают информацию по вопросам экологического воспитания детей.

Методы и приемы реализации проекта: 

Словесные: беседа, ситуационный разговор, вопросы причинно-следственного характера, составление рассказов, словесные игры, чтение художественной литературы.

Наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, демонстрация видеороликов и презентаций, тематическая выставка книг.

Практические: продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, ручной труд), оформление выставок творческих работ детей, дидактические игры и упражнения, элементарная трудовая деятельность.

Этапы работы над проектом        

Подготовительный этап

Выявление проблемы и определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Составление плана основного этапа по реализации проекта.

Подготовка необходимого методического и дидактического материала для организации познавательной, элементарной трудовой, художественно-творческой деятельности детей и консультативных материалов для родителей.

Основной этап

Реализация проекта в различных формах, методах и приемах работы:

- совместная детско-взрослая деятельность с учетом интеграции образовательных областей и потребностей детей;

- взаимодействие с родителями воспитанников по трансляции им педагогических знаний и по вовлечению в воспитательно-образовательный процесс.

Заключительный этап

Подведение итогов реализации и оформление результатов проекта:

- оформление результатов акции «Покормите птиц зимой»;

- размещение изготовленных кормушек на территории ДОУ и соснового бора;

- выставка тематических детских художественно-творческих работ;

- создание альбомов «Зимующие птицы» (фото, рассказы, стихи, загадки о птицах нашего края);

- фотоотчет о реализованных мероприятиях проекта.

План реализации проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Что мы знаем о зимующих птицах», «Как живут птицы зимой», «Зачем и как помогать птицам зимой?», «Кормушка для птиц», «Корм для птиц» и др.

Обсуждение ситуаций: «Почему нужно регулярно наполнять кормом кормушки», «Как можно кормить птиц, если кормушки нет» и т.п.

Наблюдение за птицами во время прогулки на участке (на кормушке)

Наблюдение за птицами во время экскурсии в сосновом бору

Участие воспитанников вместе с родителями в экологической акции «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек и заготовка корма для птиц)

Труд в природе: чистка кормушек и подкормка птиц

Познавательное развитие

НОД: «Дикие птицы» (закреплениепредставлений о птицах: особенности внешнего вида, повадки, питание, польза в природе; обобщающие понятия «птицы» и «дикие птицы», «перелетные птицы» и «зимующие птицы»)

Дидактические игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Улетают – не улетают», «Кто прилетел на нашу кормушку?», «Четвертый лишний», «Какой птицы не стало», лото «Птицы» и др.

Д/Упр. «Отгадай загадку – докажи отгадку» (загадки о зимующих птицах), «Почему это произошло?», «Причина и следствие» и др.

Оформление выставки детских книг и энциклопедий о птицах

Оформление альбома «Зимующие птицы» (фото, рассказы, стихи, загадки о птицах)

Речевое развитие

Чтение детской художественной литературы и беседы о прочитанном:В. Зотов «Лесная мозаика», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Михалков «Птичья столовая», В. Бианки«Синичкин календарь» и др.

Составление рассказов (с опорой на сюжетные картины, наглядную модель-схему, личные наблюдения и впечатления): «У кормушки», «Что птица расскажет о себе», «Моя кормушка», «Как мы ходили развешивать кормушки» и т.п.

Словесные игры: «Один-много», «Назови ласково», «Угадай птицу по описанию», «Подбери признак» и др.

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Лепка: «Воробей», «Снегирь», «Синичка», пластилинография«Прилетели снегири»

Аппликация: «Синичкина кормушка», «Синица» (способ обрыва)

Рисование: «Ворона», «Кто прилетел на нашу кормушку»

Конструирование: «Зимующие птицы» (оригами)

Ручной труд: «Синица» (шерстяные нитки)

Оформление тематической выставки творческих работ детей

Физическое развитие

Физкультминутки: «Сова», «Скачет шустрая синица», «Снегири», «Вороны», «Птички» и т.д.

Пальчиковые игры: «Птичья кормушка», «Покормите птиц», «Я зимой кормлю всех птиц»,  «Мы кормушку смастерили» и др.

Работа с родителями

Индивидуальные консультации:«Из чего сделать кормушки?», «Экологическое воспитание дошкольников», «Наблюдение за птицами во время зимней прогулки»

Наглядно-информационные материалы для родителей: «Покормите птиц зимой», «Как подкармливать птиц»

Мастер-классы для родителей и детей: «Изготовление кормушки из палочек для мороженого», «Угощение для птиц»

Экологическая акция «Покормите птиц зимой» (совместное с ребенком изготовление дома кормушки и заготовка корма для птиц)

Буклет «Учим детей заботиться о зимующих птицах»

Ожидаемые результаты

Расширение обобщенных представлений детей о зимующих птицах, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Развитие у детей интереса к объектам живой природы и появление желания помогать заботиться о птицах зимой.

Изготовление кормушек и сбор корма для птиц с привлечением родителей воспитанников.

Знание и применение детьми элементарных трудовых умений по подкормке птиц.

Обогащение словаря и повышение уровня развития навыков связной речи у детей.

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Осознание родителями значимости экологического воспитания детей и приобщение к совместной детско-родительской природоохранной деятельности.

Расширение взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи.

Результаты реализации проекта

Систематические наблюдения, беседы с воспитанниками и их родителями показывают, что для дошкольников значимым результатом реализации проекта экологической направленности стало повышение познавательного интереса и преобладание эмоционально-положительного отношения к объектам живой природы.

Работа над проектом позволила расширить представления детей о зимующих птицах, их внешних признаках, повадках и образе жизни, а также познакомиться с отдельными способами помощи человека птицам в зимний период.

Участие детей в мероприятиях проекта обеспечивает индивидуальную положительную динамику в познавательном развитии, в формировании школьнозначимых умений у каждого воспитанника. Педагоги целенаправленно создавали познавательные, игровые и практические ситуации, в которых побуждали воспитанников наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать элементарные причино-следственные связи, делать обобщение и выводы.

Активизация детей в разных ситуациях общения для демонстрации кругозора, для выражения своего отношения к птицам и обоснования необходимости помогать им способствовала расширению словарного запаса, улучшению навыков связной речи и коммуникативных навыков.

Дети отражали свои впечатления о природе через различные виды деятельности (игровую, элементарную трудовую, продуктивную творческую).

Была проведена экологическая акция «Покормите птиц зимой», в которой помимо детей, родителей и педагогов подготовительной к школе группы приняли участие воспитанники, родители и воспитатели группы № 1. Дети вместе с родителями приняли участие в изготовлении кормушек и в сборе корма для птиц.

На территории ДОУ и за её пределами в сосновом бору было развешано 10 кормушек из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из пластиковых бутылок и банок. Был сделан запас корма для подкормки птиц (семечки подсолнуха, пшено, перловка, овсянка, смеси семян из зоомагазина).

Дети понимают важность бережного и заботливого отношения к птицам. Во время прогулки они вместе с педагогами регулярно проверяют кормушки и пополняют их разным кормом, наблюдают за поведением птиц.

Проект «Покормите птиц зимой» вызвал интерес у детей, родителей и педагогов группы, которые приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. Интегративный характер проекта обеспечивал для детей разностороннее развитие и эмоционально-положительное отношение к происходящему, активизировал детско-родительские отношения. Взаимодействие участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, способствовало тому, что поставленные задачи успешно решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в средней группе "Покормите птиц зимой"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность....

Педагогический проект "Покормите птиц зимой"

Проект посвящен воспитанию любви к птицам....

Педагогический проект по теме "Покормите птиц зимой"

Педагогический проект на тему: "Покормите птиц зимой" направлен на расширение знаний и представлений о птицах, их образе жизни, формирование у детей разновозрастной группы заботливого отношения к перн...

Педагогический проект " Покормим птиц зимой"

Проект разработан для детй младшего возраста. Воспитывает любовь к природе, бережливое отношение к птицам....

Методическая разработка совместного педагогического проекта по экологическому воспитанию,эмоционально – нравственному, познавательно-речевому, социально-личностному развитию на тему " Берегите птиц зимой"

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окру...