«Воспитание детей в дошкольном возрасте»
материал
Изучение и выявление различных видов воспитания дошкольников и методы их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_so_vseh_storon_2019_g.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №2 «Улыбка» р.п. Екатериновка Екатериновский район Саратовская область
Муниципальный конкурс
«Выставка – ярмарка педагогических идей»
Номинация
«Воспитание со всех сторон»
Название работы:
«Воспитание детей в дошкольном возрасте»
Выполнила:
воспитатель средней группы
Михайлова Кристина Викторовна
2019 год
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание ребенка очень важный и значимый процесс в жизни. Объективной основой их органической взаимосвязи являются, с одной стороны, единство физического и духовного развития человека, с другой - основные социальные закономерности построения и функционирования системы воспитания в обществе.
Важный вклад отдельного вида воспитания во всестороннее развитие ребенка существенно зависит от того, как умело и последовательно, а также целеустремленно воспитатель использует существующую предпосылку для связи различных сторон воспитания ради достижения единой цели, это и является актуальностью данной темы.
Лишь в результате комплексных мер, целенаправленно реализующих связи между различными сторонами воспитания, каждая из них приобретает действительно полноценное значение для личности и общества, органически включаясь в общую систему воспитания.
Физическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое воспитание объективно воздействует на развитие личности ребенка. Средства и методы воспитания дошкольника очень закономерны в обучении способностей, что позволяет эффективно решать ряд задач, относящихся к содержанию нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания. Нужно постараться реализовать эти возможности, путем направленной деятельности.
Цель: изучение и выявление различных видов воспитания дошкольников и методы их развития.
Задачи:
- выявить воспитательные функции в развитии дошкольника;
- раскрыть способы воспитательных процессов;
- активизировать работу с родителями;
Проблема: многие родители считают, что основная цель детского учреждения заключается в подготовке ребенка к школе, т.е. обучающая функция, а воспитательная функция носит остаточный характер. При этом зачастую страдают дети, которые становятся «заложниками» стремления своих родителей, которые не обращают внимания на желания и возможность детей заняться любимым делом.
Гипотеза: взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
1. самообразование педагога: новейшие педагогические технологии и инновации по данному аспекту вопроса;
2. повысить педагогическую грамотность родителей;
3.обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, проявляющееся в активном участии родителей в образовательном процессе.
Разные направления воспитания в дошкольном возрасте
Процесс воспитания детей дошкольного возраста очень трудоемкий и важный, так как это является первой ступенью в жизни каждого дошкольника. Очень важно использовать в процессе воспитания разные его виды, а также совмещать их в одну единую целую систему.
В своей работе с детьми я прививаю эстетические чувства. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Составляющей этого процесса является художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству. Задачи эстетического воспитания, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
В первой группе задач я направляю на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматриваю следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Ко второй группе задач направляю формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Для этого я создаю определенные условия, чтобы эстетическое воспитание детей лучше усваивалось. Я учитываю среду, в которой дошкольник живет и развивается, так как она оказывает воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Также важно учесть некоторые особенности в воспитании эстетических чувств в ребенке, учесть обстановку вещей, которую окружают ребенка, таким образом в группе я создаю благоприятные условия: любимые игрушки, одежды малыша, дизайн помещений и т.д.
С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь.
Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе, в крайнем случае, другу, выражая тем самым ему свою любовь.
Очень важно, какую речь слышит ребенок, какие интонации. И дело не только в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной, и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с этическим.
Также важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней я учу детей видеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Я использую ее, как средство «воспитательные возможности» и делаю ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти вокруг садика и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много.
Я стараюсь детям за дошкольный период привить три самых важных правила в эстетическом воспитании: жить в красоте, замечать красоту, и конечно же, поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
Также главной основой всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является физическое воспитание. Важно не только в садике уделять физическому воспитанию ребенка, но также в семье закладывать в развитие ребенка эти качества.
Во время прогулок мы с детьми обязательно уделим время подвижным играм, прыжкам, бегу и т.п. Тем самым у детей улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Тем самым у дошкольника повышается иммунитет, устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.
Я выделяю и применяю общие задачи физического воспитания для детей дошкольного возраста:
- повышать сопротивляемость организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают;
- укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку, то есть все время следить за позой ребенка во всех видов его деятельности. Обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка.
- воспитывать физические способности, то есть скоростные и выносливые. Подбираю различные задания, меняю деятельность по содержанию и характеру и регулирую направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.
На утренних гимнастиках и физкультурных занятиях я включаю следующие задания:
- общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и другие) и без предметов;
- различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие и другие;
- строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания);
- танцевальные упражнения.
Огромное значение уделяю внимание утренней гимнастики, так как это является обязательной частью ежедневного режима ребенка в детском саду.
Утренняя гимнастика очень многообразна, она повышает детям настроение и бодрый заряд на весь день, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции. Утренняя гимнастика, влияя на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Благодаря, физическому воспитанию у моих воспитанников наблюдаются положительные результаты: движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.
Важным воспитанием в ребенке является нравственные и духовные ценности, актуальная задача дошкольного образования. Мною много изучается методической литературы для привития этих важных ценностей в ребенке. Я ставлю перед собой цели, которые должен усвоить ребенок в дошкольном возрасте: осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития.
Тем самым я стараюсь обогащать их представления об истории и традициях страны, учу воспринимать общечеловеческие ценности в художественных произведениях. Детям не «читаю мораль», а пытаюсь их привлечь к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.
На занятиях с детьми читаем различные сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаем поступки героев, черты характера, выделяем положительных и отрицательных героев в произведениях. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности и т.д.
Духовно-нравственное воспитание - основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ.
Наряду с учебным процессом и игрой в детском саду также много внимания уделяю трудовому воспитанию. Важно ребенку помочь в его работе, но это не значит, что нужно сделать что-либо за него. Дошкольник должен сам научиться простым элементарным действиям (умыться, выкинуть за собой мусор, убрать игрушки и т.д.)
Основной деятельность по труду является помощь взрослому, то есть воспитателю. Обычно детей в группе я прошу убрать игрушки, сложить книги, подготовить стол к занятиям, накрыть и убрать посуду со стола (то есть дежурство), полить цветы. Большинство детей очень радуются этому труду в группе.
Также важно с малого возраста ребенка научить раздеваться и одеваться самостоятельно. При этом учу детей обращать на себя внимание, например, смотреться в зеркало, замечать изменения во внешнем виде, размещать вещи по своим местам. Чтобы это лучше усвоить детям, провожу различные игры, в которых определяется порядок или непорядок уход за куклами.
Учу умываться, мыть руки без напоминания, использовать мыло, полотенца, открывать и закрывать самостоятельно кран. Следить за чистотой во время еды, следить за порядком вокруг себя.
Основным видом деятельности в детском саду является игра, тем самым и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе ребенка малозначимы, но субъективная роль огромна.
Трудовое воспитание в ребенке стараюсь прививать с помощью сюжетно-ролевых игр, ручного труда, дидактических игр. В летний период даю простые поручения: вынести игрушки на площадку, убрать какой-нибудь мусор, поливать из детских леек песок, цветы, наблюдать за животными в природе.
Различное воспитание должно происходить не только в рамках ДОУ, но и в домашних условиях. Провожу различные беседы с родителями по вопросам правильной организации трудового процесса ребенка. Объединяю усилия вместе с родителями, тем самым воспитываем целостную личность по одной методике.
Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников
Свою деятельность в работе с родителями и детьми своей группы я считаю в большей мере положительной, потому что мы определили с ними нашу общую цель и пытаемся достигнуть всеми усилиями, то есть все они настроены на совместную работу. Обязательно я советуюсь с ними начинанием любого дела, что связано с их детьми.
Мое сотрудничество с родителями происходит в разных формах совместной деятельности. В первую очередь – это старая, но очень важная форма взаимодействия – это родительское собрание. Как правило родительское собрание я провожу 1 раз в квартал. На собраниях мы изучаем разные и важные с ними темы: «Адаптация детей в детском саду», « Что должны уметь и чему будут учиться», «Здоровый образ жизни ребенка», «Чего достигли за этот год» и многое другое. Также мною проводятся индивидуальные беседы с родителями, конечно же, по мере их необходимости; консультации. Вовлекаю родителей к проведению праздников, к полезному труду в группе, детском саду. Провожу беседы с родительским комитетом и с общесадовским, с помощью них улучшаем нужды детского учреждения. И, конечно же, хвалю и поощряю родителей за совместное сотрудничество по итогам года.
Стараюсь просвещать родителей в воспитательную деятельность через психолого-педагогическую литературу. Так как многие родители некомпетентны в этих вопросах, и им требуется педагогическая помощь в решении проблем воспитания детей. Большая часть прислушивается к моему мнению и вовлекаются в совместную деятельность с детьми. С помощью этой работы приводится к тому, что дети и родители не боятся идти на открытую беседу между собой и возникающие проблемы решают сообща.
Работу с родителями пытаюсь строить через групповую, индивидуальную и коллективную формы взаимодействия. Если возникает какая-либо проблема, то беседу провожу при индивидуальных встречах. Этой форме я уделяю особое внимание, так как в этом общении я могу откровенно пообщаться с родителем о тревогах и проблемах ребенка.
Положительный результат сотрудничества в моей группе с родителями:
- идет уважение с обеих сторон от родителей к педагогическому коллективу;
- с каждым разом улучшается межличностные взаимоотношения и повышается авторитет в глазах детей;
- чем больше у нас совместной работы с родителями, тем больше удовлетворенности в наших, общих делах и творческих успехов;
- родители лучше узнают своих детей, учитывают их способности, изучают образовательные программы, ощущают свою значимость в детском саду, происходит укрепление семьи и улучшается общение с ребенком.
- развиваются умения и знания детей, то есть успешное социальное положение.
Успех в моей работе «взаимодействие воспитателя с родителями», будет тогда, когда в семье отношения будут строиться на высоком уважении интересов семьи. Я даю возможность проявлять инициативу и поддерживать родителей во всех делах в группе. В разговорах и беседах с родителями проявляю учтивость и корректность, произвожу умения сдерживать свои эмоции. Только в таком случае можно ждать и рассчитывать на поддержку родителей во всех общих делах. Также при общении с родителями, я руководствуюсь некоторыми правилами для эффективности взаимодействия с ними:
- стараюсь дать добрый и полезный совет, оказать взаимоподдержку, помощь в каких-либо вопросах;
- внимательно и терпеливо слушаю родителей, даю возможность высказаться по всем интересующимся вопросам;
- то что рассказывают родители мне индивидуально, остается между нами;
- даю разные и полезные рекомендации для родителей и самого ребенка.
Конечно же, я прекрасно понимаю, что родители доверили мне самое ценное и дорогое сокровище – это своего ребенка, и моя обязанность – оправдать их доверие, а это возможно только при совместном сотрудничестве, общими делами и взаимопониманием, к чему мы и стремимся. Только обоюдное взаимодействие воспитателя и семьи является залогом полноценного развития ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всестороннее развитие дошкольника в детском саду предполагает в качестве важного условия выявления творческих способностей личности каждого ребенка. Я помогаю понять каждому из них, что они талантливые, умные, особенные дети.
Дошкольное детство - это тот период, когда у ребенка интенсивно развиваются разные качества, происходит становление личности ребенка, формируются навыки, тем самым определяется общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему.
В своей работе хочу отметить, что всестороннее воспитание ребенка очень трудоемкий, сложный процесс, он строится на полном доверии дошкольника с воспитателем. Стараюсь находить подход к каждому, отношусь внимательно и доброжелательно. Также обязательно выслушаю любую проблему, подскажу выход из этой проблемы, стараюсь понять каждого ребенка.
С помощью моей работы, а также сотрудничеству родителей в воспитании детей, взаимодействия в общих делах происходит заметным образом улучшения в воспитании наших детей. Мы постепенно достигаем нашу поставленную цель.
Список использованных источников
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , мозаика-синтез Москва 2015г.
2. Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 2005.
3. Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 2009.
4. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 2014 - № 3.
5. Воспитание детей раннего возраста . Москва, «Просвещение», 2008
6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2008. –144с.
7. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006.
8. Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000.
9.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....