Рабочая программа Первая Мастерская
рабочая программа
Умение работать с различными материалами, возможность сочетать их в композициях, создание собственных образов - это основа для развития и воспитания художественного вкуса ребенка. При изготовлении своими руками красивых и нужных поделок у детей появляется повышенный интерес к работе, пробуждается желание к дальнейшей деятельности, и самое главное - удовлетворение от результатов своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervaya_masterskaya_1.docx | 63.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Первая мастерская»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 72 часа
Автор: Воспитатель Филипенко Мария Михайловна
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект ребенка, его память, внимание и мышление. Заниматься развитием мелкой моторики рук важно и необходимо с рождения малыша. Во время работы на станках, выпиливая, шлифуя, рисуя, собирая и украшая поделку, у ребенка задействованы кисти и пальцы рук, и, как следствие - развивается мелкая моторика. Дошкольный возраст - это период в жизни, когда ребенок устанавливает связь с миром природы, предметным миром, приобщается к общечеловеческим ценностям, у него формируется интерес к творчеству. Работая на деревообрабатывающем оборудовании, дети удовлетворяют свою любознательность, познавательные интересы, приобретают умение
работать в команде.
Актуальность. Одна из главных задач дошкольного образования - развивать творческие задатки, которые заложены в ребенке с рождения, учить видеть прекрасное в окружающем мире. Умение работать с различными материалами, возможность сочетать их в композициях, создание собственных образов - это основа для развития и воспитания художественного вкуса ребенка. При изготовлении своими руками красивых и нужных поделок у детей появляется повышенный интерес к работе, пробуждается желание к дальнейшей деятельности, и самое главное - удовлетворение от результатов своего труда.
Новизна программы состоит в том, что в рамках реализации программы используется современное безопасное деревообрабатывающее оборудование. Впервые реализуется программа по обработке дерева на станках в дошкольном учреждении «Первая мастерская».
Данная программа основана на одновременном развитии интересов и творческих способностей ребенка. В ходе занятий учащиеся приобретают навыки обращения с инструментом, учатся работать со вспененным пластиком, оргалитом, фанерой, изучают устройство и
принципы работы на станках, осваивают такие операции, как пиление, сверление, шлифование. В процессе обучения у детей развивается мелкая моторика, зрительно-моторная координация, творческие способности и воображение, вырабатывается терпение, настойчивость и усидчивость, повышается внимание, творческое отношение к окружающему миру. Программа направлена на развитие у детей способности к самоконтролю, анализу своих действий, сосредоточению на деталях, логическому мышлению.
Цель программы: содействие развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей и способностей к техническому творчеству, самостоятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей с устройством электролобзика, сверлильного и шлифовального станков;
- обучить приемам работы на электролобзике, сверлильном и шлифовальном станках;
- обучить приему перевода рисунка через копировальную бумагу.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию у детей мышления, воображения и внимания;
- развивать самостоятельность.
Воспитательные:
- прививать любовь к труду;
- воспитывать такие качества личности, как усидчивость, терпеливость, аккуратность;
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы.
Условия реализации
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Срок реализации программы - 1 год.
Форма работы: индивидуальная, коллективная.
Работа осуществляется в группах по 6-8 человек, продолжительность занятия до 30 мин.
Курс включает в себя 72 занятий 2 раза в неделю с сентября по май месяц.
Ожидаемые результаты
Ребенок должен знать:
- назначение оборудования;
- правила и приемы работы на деревообрабатывающих станках;
- технологическую последовательность изготовления простых изделий
- требования к качеству выполняемых работ.
Уметь:
- производить выбор оборудования, исходя из поставленной задачи;
- выполнять приемы работы на деревообрабатывающих станках;
- следовать устным инструкциям;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
- Проведение выставок детских работ;
- Создание уголка “Юный умелец”.
Оценка результативности программы
Проверка полученных умений, навыков и знаний осуществляется на:
- итоговых занятиях (проектная работа);
- текущий контроль усвоения теоретического материала (опрос).
Учебно-тематический план.
Месяц | Темы занятий | Количество часов |
Сентябрь |
| 1 1 1 1 2 1 1 |
Октябрь |
| 1,5 1,5 1 1 2 1 |
Ноябрь |
| 2 1 2 1 1 1 |
Декабрь |
| 2 2,5 1,5 2 |
Январь |
| 2 2 2 2 |
Февраль |
| 4 2 2 |
Март |
| 1 2 3 2 |
Апрель |
| 4 2 2 |
Май |
| 2 2 4 |
Содержание программы.
Месяц: Сентябрь.
Тема: Где чей хвост? Где чей нос?
Рассказать и показать, какие есть деревообрабатывающие станки и что можно изготовить при помощи станков. Познакомить с электролобзиком, собрав станок из деталей, как конструктор. Ознакомить с техникой безопасности при работе в мастерской. Продемонстрировать, как работать на электролобзике. Распилить картинки по прямой линии.
Тема: Геометрические превращения.
Познакомить со шлифовальным станком. Собрать станок из деталей, как конструктор. Рассказать и показать, как на нем работать. Повторить правила техники безопасности во время работы на станках. Вспомнить, какие простые геометрические фигуры существуют. Выпилить прямоугольник, квадрат и треугольник.
Тема: Волшебный домик.
Познакомить со сверлильным станком. Объяснить, для чего он применяется,и собрать станок. Научить проделывать сквозные отверстия в заготовке. Повторить правила техники безопасности. Выпилить квадрат и прямоугольник. Нарисовать картинку.
Тема: Деревянная кукла.
Научить выпиливать круглые и овальные формы. Из веточек и ниток создать куклу.
Тема: Рамка из веточек.
Перейти к выпиливанию заготовок большого размера. Учить создавать картины, используя различные материалы: оргалит, ветки, пластилин, нитки.
Тема: Что потерялось?
Повторить приемы выпиливании на электролобзике: прямая линия, углы, круглые формы. Выполнить задание на логику.
Тема: Пирамидка.
Закрепить навыки выпиливания круглых форм. Повторить прием просверливания сквозных отверстий. Отшлифовать круги. Создать пирамидку в группе. Раскрасить заготовки.
Месяц: Октябрь.
Тема: Осенние цветы.
Вспомнить, какие поры года есть и какие цветы растут в каждую пору года. Учить переводить рисунок на заготовку с помощью копировальной бумаги. Выпилить и отшлифовать цветок, проделать в нем отверстие. Раскрасить изделие.
Тема: Ёлочка.
Учить создавать простые объѐмные поделки. Перекопировать детали ѐлочки на заготовки. Выпилить, отшлифовать, раскрасить детали. Собрать изделие.
Тема: Вазочка из веточек.
Обучать работе с линейкой: отмерять отрезки одинаковых размеров. Распилить веточки по отметкам. Отшлифовать концы. Собрать и украсить поделку.
Тема: Разноцветные листья.
Вспомнить, какие деревья растут на территории России, когда они сбрасывают листья, какой формы бывают листья. Обучить приѐму внутренней вырезки на электролобзике. Перекопировать, выпилить, отшлифовать и раскрасить кленовый лист.
Тема: Мастерим коробочку.
Учить создавать объѐмные изделия, читать простые чертежи, планировать алгоритм действий по изготовлению изделия. Начертить, выпилить, отшлифовать детали. Собрать изделие.
Тема: Поделка по замыслу.
Изготовить простое изделие по собственному замыслу. Продемонстрировать, чему научились на пройденных занятиях.
Месяц: Ноябрь.
Тема: Домино своими руками.
Рассказать об истории и правилах игры домино. Научить проделывать глухие отверстия. Познакомить с таким материалом, как фанера. Начертить, выпилить и отшлифовать детали. Отметить, где и сколько нужно сквозных отверстий. Просверлить их. (Коллективная работа)
Тема: Петушок на подставке.
Вспомнить русские народные сказки, какие герои чаще всего встречаются в них, какими качествами они обладают. Учить создавать и собирать поделки с подставкой. (соединение - пазы) Перекопировать, выпилить, отшливовать детали. Собрать изделие.
Тема: Осенний домик.
Создать поделку из природных материалов (веточки, листочки), пластилина. Учиться планировать, анализировать, логически мыслить, комбинировать различные материалы.
Тема: Подарок для любимой мамы.
Рассказать о празднике “День мамы”. Подготовить подарок для мамы: отпечаток ладошки. Выпилить, отшлифовать и залакировать поделку.
Тема: Ракета, лети!
Поговорить о нашей планете и о космосе. Изготовить ракету: перекопировать, выпилить, отшлифовать детали. Проделать сквозные отверстия. Собрать изделие.
Тема: Деревянные пазлы.
Собрать пазлы из малого количества деталей. Объяснить принцип того, как делаются пазлы. Создать деревянный пазл из трѐх деталей.
Тема: Вертолѐт.
Побеседовать о видах транспорта, остановиться на воздушном виде. Учиться создавать изделия из 5-6 деталей. Подготовить детали для верталѐта. Собрать изделие.
Тема: Милый котѐнок.
Вспомнить принцип, по которому делаются пазлы. Обсудить для чего они нужны и какие игры ещѐ развивают логическое мышление. Повторить
алгоритм действий при внутренней вырезке на электролобзике. Создать пазл из 7 деталей.
Тема: Новогодняя ѐлочка.
Поговорить о праздниках: Новый год и Рождество. Изготовить новогоднюю ѐлочку.
Тема: Зимний лес.
В продолжение новогодней и рождественской тематики создать совместную коллективную работу “Зимний лес”. Продемонстрировать приобретѐнные навыки на занятиях по деревообработке.
Месяц: Январь.
Тема: Символ года.
Рассказать о существовании Восточного календаря и что у каждого года есть животное-символ. Изготовить символ нового года в виде игрушки- качалки.
Тема: Вырезная птичка.
Вспомнить основные приемы выпиливания на электролобзике. Изготовить изделие с внутренней вырезкой: птичка.
Тема: Весѐлый человечек.
Рассказать о таком виде игрушки, как подвижная игрушка из фанеры. Объяснить основные принципы изготовления такой игрушки. Сделать “подвижного человечка” из фанеры.
Тема: Пора играть.
Порешать лабиринты. Выяснить, для чего нужны такие виды задачек. Изготовить деревянный лабиринт.
Месяц: Февраль.
Тема: Фоторамка.
Рассказать о Дне защитника отечества. Объяснить, как создаются объѐмные картины. Изготовить подарок для папы (дедушки): фоторамка.
Тема: Сердечко с цветами.
Рассказать о празднике 8 Марта. Поразмышлять, какие подарки можно подарить маме, бабушке, сестре на праздник. Выпилить сердечко с внутренней вырезкой.
Тема: Подарок к 8 Марта.
Изготовить подарок маме ко Дню 8 марта: вазочка с цветами. Выпилить основу поделки из фанеры. Украсить изделие.
Месяц: Март
Тема: Встречаем Весну.
Побеседовать о поре года весне: рассказать, как меняется природа с приходом весны; почитать стихи о весне; вспомнить, какие праздники отмечают в эту пору года. Сделать поделку к Масленице.
Тема: Бабочка.
Поговорить о насекомых, которые пробуждаются после зимы. Изготовить объемную поделку: бабочка.
Тема: Приветливые утки.
Вспомнить принцип изготовления подвижных игрушек из фанеры. Выпилить, отшлифовать детали для поделки. Собрать изделие.
Тема: Декоративная вырезка слов.
Продемонстрировать слова, вырезанные из фанеры электролобзиком. Рассказать, где и для чего они применяются. Выпилить слово “Семья”.
Месяц: Апрель.
Тема: Часики Тик-Так.
Рассказать, как люди раньше ориентировались во времени, когда появились часы и какие виды часов существовали и есть сейчас. Объяснить, как ориентироваться по часам со стрелками. Изготовить игрушечные часы.
Тема: Пасхальный лебедь.
Рассказать о празднике “Пасха”. Выпилить детали для объѐмной поделки “Пасхальный лебедь”.
Тема: Подставка для карандашей.
Рассказать, что поделки, изготовленные из древесных материалов, служат не только для украшения интерьера, но и для практических целей. Изготовить подставку для карандашей.
Месяц: Май.
Тема: Голуби Победы.
Побеседовать о Дне Победы. Изготовить объѐмную поделку в честь праздника: Голуби Победы.
Тема: Утка в пруду.
Поговорить о наступающем лете, как меняется природа в эту пору года, чем можно заниматься летом. Изготовить объѐмную поделку: Утка в пруду.
Тема: Панно “Кот”.
Изготовить экзаменационную работу: панно “Кот”. Продемонстрировать все навыки, полученные на занятиях по деревообработке.
Методическое обеспечение.
Принципы построения программы.
- Принцип системности и последовательности: преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Теоретический и практический материал подается от простого к сложному. Материал для изготовления поделок изначально берется мягкий, постепенно переходя к более твердому.
- Принцип наглядности - важнейший принцип обучения, фундамент для осуществления всестороннего развития личности. На каждом этапе педагогического процесса используются наглядные средства: изобразительная наглядность (рисунки, чертежи, фотографии), натуральная наглядность (предметы объективной реальности), объѐмная наглядность (геометрические фигуры).
- Принцип доступности и индивидуализации. Учитываются возрастные особенности и возможности ребенка: основные формы проведения занятий - игровая ситуация, беседа.
Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий: Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного;
Коллективная работа – один из методов, приучающих справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки;
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при
объяснении нового материала; он также связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, презентаций и др.;
Смотр техники и порядка выполнения задач – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом;
Метод практического обучения (практическое занятие) - это основной вид занятий, направленный на формирование предпрофессиональных практических умений и навыков.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы
№ | Наименование | Кол -во | Единица измере ния | Характеристика и ссылка |
1 | Электролобзик | 8 | шт. | Настольный металлический электролобзик; Мощность 12 В, 5 А, 60 Вт; Консоль защитная |
2 | Шлифовальный станок | 3 | шт. | Настольный металлический шлифовальный станок; Мощность 12 В, 5 А, 60 Вт; Диаметр шлифовального круга: 45 мм; Диаметр точильного круга: 43 мм; Высота центра: 25 мм; |
3 | Сверлильный станок | 1 | шт. | Настольный металлический сверлильный станок; Мощность 12 В, 5 А, 60 Вт; Зажимной патрон: 1-6 мм |
4 | Оргалит | 1 | лист | ДВП 2745х1700х3,2, «Т» |
5 | Фанера | 3 | лист | 3 мм, В 1.52 х 1.52 м |
6 | Чернографитны й карандаш | 8 | шт. | Твердость/мягкость грифеля - HB |
7 | Точилка | 8 | шт. | Точилка для карандашей металлическая, одинарная |
8 | Бумага А4 | 1 | уп. | Класс бумаги - С, белизна - 146 %, плотность бумаги: 80 г/кв.м |
9 | Линейка | 8 | шт. | Материал: металл, длина: 50 см |
10 | Ластик | 8 | шт. | Размер 50х50х8 мм, цвет - белый |
11 | Гуашь | 6 | уп. | Акриловая, 12 цветов, 40 мл |
12 | Кисть | 20 | шт. | Материал щетины - синтетика, пластиковая ручка, толщина 0,5 см, заостренная |
13 | Копировальная бумага | 1 | уп. | Размер 210х297, 50 листов, марка МВ-16, черная |
14 | Лак | 1 | банка | Акриловый, глянцевый, бесцветный, 0,9 л |
15 | Клей ПВА Момент | 1 | банка | Клеящая способность - 450 Н/м; эластичный, однородный |
16 | Наждачная бумага среднезерниста я | 1 | уп. | Для финальной шлифовки; имеющая маркировку Р150 или Р180. |
17 | Пилка для ручного лобзика по дереву | 20 | уп. | Углеродистая сталь, № 5,7. Длина = 30 мм, рабочая часть = 25 мм. |
18 | Ноутбук | 1 | шт. | Процессор: Intel Core i3-6100U 2.3ГГц 2 ядра Диагональ 17.3" |
19 | МФУ | 1 | шт. | Лазерное, черно-белая печать, Размер бумаги: А4 Скорость копирования: 22 стр/мин |
20 | Отвѐртка крестовая | 2 | шт. | Ph2х80мм |
21 | Очки защитные | 8 | шт. | Прозрачные, открытые, с заушниками со специальными вентиляционными отверстиями |
22 | Фартук | 8 | шт | Фартук столярный, длина фартука - 830 мм, ширина - 730 мм,. нагрудный карман |
23 | Вспененный пластик | 1 | лист | 3-4 мм, 1000х1000мм |
24 | Пластилин | 8 | уп. | 12 цветов, картон. упаковка, стек. |
25 | Нить | 2 | маток | Материал: шерсть, разноцветные, длина=250 м, вес=100гр |
26 | Цветная бумага | 2 | уп. | Бумага офсетная А4, 10 цветов, 10 листов |
27 | Ножницы | 8 | шт. | Тупоконечные, длина 140 мм, длина лезвия 78 мм. |
28 | Фломастеры | 8 | уп. | 12 шт. в упаковке. Чернила на водной основе. Колпачки фломастеров вентилируемые. Толщина линии 1 мм. |
Литература
- Браун Д. «Энциклопедия методов обработки дерева». – АСТ, Астрель, 2005 - 176 с.
- Мертенссон А. «Начинаем мастерить из древесины». – Просвещение, 1981 – 62 с.
- Кругликов Г. И. «Методика преподавания технологии с практикумом» - Академия, 2002 - 97 с.
- Рыкунин С.Н., Кандалина Л.Н. «Технология деревообработки». – Академия, 2011 – 352 с.
ПРИЛожения
Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАВИЛЬОНЕ ДЕРЕВООБРАБОТКИ
Общие требования:
1. К учебным занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, пожарной безопасности.
2 . На занятиях необходимо:
- начинать и выполнять только ту работу, к которой допущен преподавателем;
- проявлять осторожность, соблюдать порядок и чистоту, быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других;
- соблюдать установленные требования обращения с оборудованием, инструментом, материалами, не пользоваться и не использовать их без предварительной демонстрации преподавателем безопасных приемов выполнения работ;
- сообщить преподавателю об ухудшении самочувствия, других причинах невозможности выполнения работ;
- сообщить преподавателю о получении травмы (немедленно);
- находиться в определенных учебным расписанием местах;
- Запрещено:
- вносить в учебное помещение легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и другие вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих, а также аэрозольные, электроразрядные и другие специальные средства защиты.
- хранить в учебных помещениях крупногабаритные личные вещи и другие предметы, не используемые в учебном процессе (для обеспечения возможности экстренной эвакуации обучающихся из помещения).
- присутствовать на занятиях в верхней одежде, а также хранить предметы верхней одежды на учебных местах.
- принимать пищу, хранить продукты питания.
- При работе на деревообрабатывающих станках основными опасными производственными факторами являются:
- подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки и материалы;
- отлетающие частицы, осколки дерева, абразивных материалов, острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях заготовок, инструмента и оборудования;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации на рабочем месте;
- повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
Перед началом работы необходимо:
- Надеть средства индивидуальной защиты, соответствующие выполняемой работе (специальную одежду застегнуть на все пуговицы, волосы убрать под головной убор, надеть защитные очки).
- Осмотреть рабочее место, убрать посторонние предметы и все, что может препятствовать безопасному выполнению работ, освободить проходы.
- Осмотреть состояние электрооборудования, в случае обнаружения неисправностей обратиться за их устранением к преподавателю.
- Произвести пробный пуск станка (при этом не должно быть посторонних шумов и вибрации).
Во время работы обучающийся обязан:
- Работать только на исправном оборудовании при наличии исправного инструмента.
- Поддерживать чистоту на рабочем месте, не загромождать его заготовками и изделиями, своевременно удалять с рабочего места опилки, обрезки и другие рассыпанные (разлитые) вещества, предметы, материалы.
- Соблюдать требования настоящей Инструкции, инструкции пожарной безопасности.
- Правильно использовать предоставленные средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять преподавателя.
При выполнении работ на деревообрабатывающих станках запрещено:
- Включать и выключать (кроме аварийных случаев) станки и механизмы, работа на которых не поручена преподавателем.
- Прикасаться к проводам электропроводки и корпусам работающих электродвигателей.
- Работать на неисправных станках и неисправным инструментом.
- Производить ремонт, смазку и чистку станков, установку ремней, устранение засоров до полной остановки станка, отключения его от электросети и принятия мер по недопущению его случайного включения.
По окончании работы обучающийся обязан:
- Выключить станок;
- Привести в порядок рабочее место. Опилки и стружки следует убирать только при помощи кисти, щетки или метелки;
- Убрать рабочий инструмент и приспособления в специально отведенное для хранения место.
- Уходя с рабочего места, необходимо сообщить преподавателю о неполадках в работе оборудования.
- По завершении всех работ необходимо выполнить требования правил личной гигиены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа творческой мастерской "Жар-Птица" для детей 5-7 лет
Программа ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная прогр...
Рабочая программа кружка "Мастерская волшебников" на 2018-2019 учебный год
Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов...
Рабочая программа "Творческая мастерская "Эврика" в средней группе.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей. Содержание Программы представл...
Рабочая программа творческой мастерской «Умелые ручки» для детей от 2-3 лет
Рабочая программа творческой мастерской "Умелые ручки" для детей от 2-3 лет...
Рабочая программа "Волшебная мастерская"
Рабочая программа "Волшебная мастерская"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Творческой мастерской «Сказки «Цифрограда»
Для детей старшего дошкольного возраста (Познавательно - речевое развитие)...
Рабочая программа кружка "Мастерская чудес"
Рабочая программа кружка по начальному моделированию...