Тема "Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"
материал
Опыт работы.
Тема: «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы.
Тема: «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
1.Обоснование актуальности опыта.
Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Целью моей работы является формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.
Приступая к обучению детей правилам дорожного движения, поставила следующие задачи:
1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
2. Обоснование темы.
Выбранная мною тема «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» важна по целому ряду причин:
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.
3. Сущность опыта.
В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:
наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Прежде как начать проект, была создана развивающая среда: оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит:
Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.).
Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора).
Детская художественная литература по тематике.
Конструкторы.
Пособие и игры по обучению детей ПДД.
Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.
ЛЭП бук по ПДД
Дети переходя из второй младшей группы в среднюю, знали сигналы светофора, виды транспорта, правила поведения на дороге, различали тротуар, проезжая часть. В средней группе обучала детей ориентировке на местности, а именно на территории детского сада. Объясняла, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Показывала детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный переход, по которым держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На занятиях давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляла у детей понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняла, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях использовала иллюстрационный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. Закрепляла понятия "тротуар" и "проезжая часть", детей знакомила с местами движения машин и людей, отрабатывала навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением. Дети научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Объясняла детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).
Обучая детей правилам дорожного движения, использовала все доступные формы и методы работы.
В старшей группе взяла долгосрочный проект «Азбука дорожного движения» Цель проекта: Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Проект был разработан в три этапа
На первом этапе подобрала материалы по правилам дорожного движения, рассматривали рисунки, фотографии о дорожных ситуациях. Познакомились с произведениями, изготовила дидактические игры по ПДД: «Домино», «Дорожные знаки». «Карточки-загадки» и др.
На втором этапе обыгрывали дидактические и подвижные игры по ПДД, провела викторину, кроссворд. беседы «Обязанности пешехода», «Твой приятель светофор», «Обязанности пассажира в общественном транспорте» и др разучивание стихотворений, чтение рассказов, загадывание загадок.
На третьем этапе в продуктивной деятельности мы с детьми рисовали, лепили, изображали в аппликации различные виды транспорта; в конструктивной деятельности создавали разнообразные здания и сооружения из строительного материала.
В двигательной деятельности продолжала развивать у детей координацию движений и ориентировку в пространстве через подвижные игры: «Цветные автомобили», «Красный, желтый, зеленый», «Передай жезл», «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Самый быстрый» и т. д.
Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».
Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает, где надо переходить проезжую часть.
Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. Познакомила детей с работой регулировщика. Объясняла, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, в игровой форме познакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».
Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций. В группе ребята любили рассматривать картинки с последующим обсуждением, играть в настольные и дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры и моделируют разные дорожные ситуации.
В заключительный этап включила работу с родителями
Выступила на общем итоговом собрании с рекомендациями родителям по ПДД, познакомила родителей с используемым материалом в работе с детьми, раздала родителям буклеты по ПДД.
Провела беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как переходить с ребенком проезжую часть», «Что читать детям о правилах дорожного движения», «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «Улица требует к себе уважения», «Где можно кататься на велосипеде» и др. с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия;
- консультации для родителей «Безопасность детей – забота взрослых», «Внимание! Дорога!», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения», «Родителям старших дошкольников о ПДД»
- изготавливала памятки – рекомендации по ПДД;
- выставляла папки-передвижки для родителей «Учим ребёнка правилам безопасности», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком», «О значении обучения детей ПДД»;
Провела итоговое мероприятие « Викторину»
В подготовительной группе я продолжила проект по правилам дорожного движения «Дорога и мы»
Цель проекта: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения
Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора
Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу
Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающиеся, знаки сервиса.
В ходе реализации этого проекта провела беседы: «Красный, зелёный, жёлтый, «Транспорт на улицах города, «Осторожно дорога»,, «Дорожные знаки», «Правила для пассажиров»,» Полосатая зебра».Рассматривали картины ,разгадывали кроссворды, отгадывали загадки, читали произведения разных писателей.
В продуктивной деятельности мы с детьми рисовали, лепили, делали аппликации; в конструктивной деятельности создавали разнообразные здания и сооружения из строительного материала.
Играли в сюжетно-ролевые игры: «Мы пешеходы», «ГАИ»,»Прогулка по городу» и др. Провела дидактические игры: «Логическая цепочка», Лото «Азбука дорожных знаков», «Опасные ситуации», «Светофор из книги» и др.
На собрании выступила с докладом «перевозка детей в автомобиле», сделала папки-передвижки, памятки для родителей.
В организованно образовательной деятельности познакомила детей с видами транспорта и их назначением, с правилами для пешеходов и для пассажиров. На прогулке продолжила обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объясняла, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показывала детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы. Во время игровой деятельности составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).
Во время экскурсий по улицам села учила детей, как нужно переходить улицу. Во время игр в группе использовала наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент.
Провела итоговое развлечение «Правила движения достойны уважения»
Новизна опыта.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности
При формировании представлений дошкольников о правилах дорожного движения моя предметно-развивающая среда, не только разноплановая и разнообразная, она, прежде всего, многофункциональна: позволяет детям овладевать игрой, трудом и общением в процессе ознакомления с правилами дорожного движения, интегрирует в процессе игры разные виды детской деятельности.
Подводя итог работы за 3 года, надо отметить: расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
-дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей,
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Проведя проекты за три года, решила сделать завершающий этап «Изготовление ЛЭП бука по ПДД. В него входят дидактические игры, картотеки, раскраски, знаки и многое другое.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Литература
1. Л.А.Вдовиченко «Ребенок на улице».Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г.
2. Е.А.Романова, А.Б.Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». Москва, 2006 г.
3. Г.Н.Элькин «Правила безопасного поведения на дороге». Санкт-Петербург, 2008 г.
4. М.С.Коган «Правила дорожные знать каждому положено». Новосибирск: Сиб. унив.издательство, 2008 г.
5. А.Усачев «Правила дорожного движения». Москва,2009 г.
6. Л. Радзиевская «Азбука безопасности». Москва – ОНИКС, 2008 г.
7. Л.Б.Поддубная «Правила дорожного движения средняя группа». ИТД «Корифей», 2009 г.
8. В.К. Полыванова, З.С.Дмитренко «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
9. Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей». СЛОВО – АСТ, Москва, 2010 г.
10. И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.
11. Э.Я Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам -о правилах дорожного движения». М.: 1975г.
12. . О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.
13. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: Детство - Пресс, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям с использованием жестов и имитационных движений "Весенний дождь" для детей дошкольного возраста
Использование жестов и имитационных движений на музыкально-ритмических занятиях с детьми с выраженной умственной отсталостью....
Обучение детей дошкольного возраста основным видам движения движения дет
Всем воспитателям и инструкторам рекомендую воспользоваться для оформления планов и в работе с детьми....
Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...
Консультации для воспитателей: "Обучение детей основным видам движений", "Пальчиковая гимнастика для развития ручной умелости", "Развитие ориентировки и координации движений у детей дошкольного возраста".
Данные консультации разработаны в помощь воспитателям по физическому развитию детей....
Конспект спортивно-досуговой деятельности в группе старшего дошкольного возраста по теме: «Надо знать с рождения правила движения» предназначен для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
Познавательная деятельность направлена на обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизм...
Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Создание условий для работы с семьей на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....
Интегративный педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. «Осторожно на дороге!» (средний дошкольный возраст)
Одной из важнейших задач детского сада является забота о безопасности воспитанников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма побуждает искать наиболее эффективные пути сохране...