Интегративный педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. «Осторожно на дороге!» (средний дошкольный возраст)
методическая разработка по обж (средняя группа)
Одной из важнейших задач детского сада является забота о безопасности воспитанников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма побуждает искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья воспитанников. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы – взрослые: родители, учителя, воспитатели. Важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_pdd_glazkova.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегративный педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста.
«Осторожно на дороге!»
(средний дошкольный возраст)
Подготовила:
Воспитатель Глазкова Елена Викторовна
г. Кирсанов, 2021год
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.
Участники: дети, воспитатели, сотрудники ГИБДД, родители.
Возраст: 4-5 лет
Срок реализации: краткосрочный, на 3 недели.
Актуальность
Одной из важнейших задач детского сада является забота о безопасности воспитанников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма побуждает искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья воспитанников. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы – взрослые: родители, учителя, воспитатели. Важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Нередко виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом обязательно должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Беседы с детьми, сюжетно-ролевые игры, оформление папок-передвижек для родителей, участие детей и родителей в различных конкурсах и другие формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо объединить в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. Требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Для решения этих задач в МБДОУ «Детский сад «Аленка» был создан межпредметный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Осторожно на дороге!».
В результате реализации проекта «Осторожно на дороге!», предполагается снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание поколения грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Таким образом проект является одной из важных составляющих частей образовательного и воспитательного процесса в детском саду.
Опасность детей перед несчастными случаями на дороге обусловлена также особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неспособность адекватно оценивать обстановку и в полной мере предвидеть события;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Проблема
Проблемы детского дорожно-транспортного травматизма, соблюдения правил дорожного движения приобрели особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.
Задачи.
Образовательные:
- закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать;
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- рассказать о значении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать;
- познакомить детей с разными видами транспорта.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, стимулировать познавательную активность.
Речевые:
- пополнить активный и пассивный словарь детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- прививать навыки культурного поведения в транспорте, безопасного поведения на дороге;
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Ожидаемые результаты.
- формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений;
- разработка плана работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
- оптимизация сотрудничества ДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Методы реализации проекта.
- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- Проведение беседы по теме ПДД;
- Сюжетно-ролевая игра;
- Чтение художественной литературы в соответствии с возрастом воспитанников;
- Образовательная деятельность;
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам города;
- Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике;
- Беседа с родителями, оформление папок-передвижек для них.
Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный).
Цель: планирование и подготовка работы по проекту.
Задачи:
- определить тему проекта, проблемы;
- поставить цель и определить задачи проекта;
- подобрать методическую и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
- подобрать игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности по ПДД;
- подобрать информацию для родительского уголка, сделать музыкальную подборку песен, провести анкетирование родителей воспитанников.
- изучить методическую литературу: Воронова Е. А. «Красный. Желтый. Зеленый», Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Добряков В.А. «Три сигнала светофора»; Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»; Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»; Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» и другие.
2 этап (основной).
Цель: довести до детей важность данной проблемы: «Почему важно знать правила поведения на дороге?».
Задачи:
- организовать решение задач всего проекта через реализацию следующей модели.
Модель организации этапа:
- анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дороге» (Приложение 1);
- беседы с детьми по темам: «Такие разные машины», «Переходим дорогу правильно», «Где играть безопаснее: во дворе или около дороги?», «Вежливый пассажир», «Дорожные знаки»;
- тематические утренние зарядки по ПДД (ссылка в списке использованных интернет-источников);
- встречу детей с сотрудником ГИБДД;
- лепку «Грузовик», аппликацию «Мой веселый светофор»;
- целевую прогулку (экскурсию) детей к светофору, наблюдение за передвижением транспорта и пешеходов по дороге;
- просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы», Малышарики «Азбука безопасности» (ссылка в списке использованных интернет-источников);
- чтение художественной литературы: Р. Е. Данкова «Правила дорожного движения для самых маленьких», Михалков С. «Дядя Стёпа милиционер», Н. Носов «Автомобиль»;
- дидактические настольные игры по ПДД: лото «О правилах дорожного движения», «Собери картинку»;
- рассматривание иллюстраций, картинок по теме;
- подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие;
- сюжетно-ролевые игры: «Пешеход», «Светофор сломался», «Поездка домой на автобусе»;
- отгадывание загадок о ПДД (Приложение 2);
- информацию для родителей: «О правилах ПДД по дороге в детский сад», «Детское автокресло - залог безопасности», изготовление буклетов;
- участие в онлайн акции #Засветись;
- оформление папки-передвижки для родителей «Дорога не место для игр;
- выставку совместных творческих работ родителей и детей по теме ПДД;
- спортивно-развлекательный досуг «Научим Бабу Ягу правилам дорожного движения» (итоговое мероприятие) (Приложение 3).
3 этап (заключительный): организовать работу по решению задач проекта через:
- анализ полученных знаний и обобщение опыта;
- рассматривание выставки детских работ по теме проекта.
Список использованных источников
Методическая литература:
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
5. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
6. Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
7. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
Художественная литература:
- Барто А. «Грузовик».
- Волков С. «Про правила дорожного движения»;
- Данкова Р.Е. «Правила дорожного движения для самых маленьких».
- Житков Б. «Что я видел».
- Заходер Б. «Шофёр».
- Клименко В. «Зайка - велосипедист».
- Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер».
- Михалков С. «Моя улица».
- Носов Н. «Автомобиль».
- Сорокин Н. «Переход».
- Усачев А. «Правила Дорожного движения».
- Шалаева Г. «Безопасная улица»
Интернет-ресурсы:
1. Смешарики. Азбука безопасности. См: https://yandex.ru/video/preview?text=смешарики%20азбука%20безопасности&path=wizard&parent-reqid=1636296234398277-14035166727692994101-sas3-0712-43f-sas-l7-balancer-8080-BAL-4712&wiz_type=vital&filmId=39255074982713177
от 07.11.2021
2. Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См:
https://yandex.ru/video/search?text=уроки+тетушки+совы от 07.11.2021
3. Зарядка по ПДД
https://yandex.ru/video/search?text=зарядка+по+ПДД
4. Буклеты
https://alenkag37.68edu.ru/wp-content/uploads/documents/Vnimanie_deti_2.pdf
Приложение 1.
Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дороге».
1. Рассказываете ли вы своему ребенку о правилах дорожного движения?
2. Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения?
3. Кто должен заниматься воспитанием безопасного поведения детей на дороге?
4. Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в детский сад и обратно?
5. Бывает иногда так, что ваш ребенок рассказывает вам как правильно нужно вести себя на дороге?
Приложение 2.
Загадки для детей о ПДД
***
Близко – широка,
Издалека – узка. (Дорога)
***
Под ногами у Сережки
Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет,
А за ним и весь народ. (Зебра)
***
Его видят все и сразу.
Он висит меж двух опор.
У него горит три глаза.
Он зовется … (Светофор)
***
У него сигналов три.
Ты сигналы назови.
Их по счёту ровно три…
(Красный, Желтый, Зеленый)
***
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
***
Железные звери
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночами — горят. (Машины)
***
Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
***
Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать. (Тротуар)
Приложение 3.
Конспект спортивно-развлекательного досуга
«Научим Бабу Ягу правилам дорожного движения».
Цель: создать условия для формирования навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
• воспитывать дисциплинированность, коллективизм; культуру безопасного поведения на улицах и дорогах;
• формировать навыки выполнения основных правил поведения у дошкольников на улице и дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
• развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах.
• оздоровительная: формировать потребность к физическим занятиям.
Оборудование:
светофор;
10 кеглей и 2 машины (самокаты);
книга с загадками;
2 конуса;
2 прямоугольника;
разрезные картинки с дорожными знаками на каждого ребенка;
2 комплекта кружков (зеленый, желтый, красный);
2 обруча.
Ход мероприятия.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Всю неделю мы с вами говорили о правилах дорожного движения. И сегодня мы проверим внимательно ли вы слушали, чему научились.
Ведущая: Приглашаем вас на развлечение по правилам дорожного движения.
(Дети поют песню «Дорожный знак»).
Ведущая: Молодцы, ребята! Отличную песню знаете.
(Под музыку «въезжает» Баба Яга).
Баба Яга: Что за шум? Что за гам?
На автомобиле приехала я к вам!
Би-бииииииип!
Ведущая: Здравствуйте! А вы, собственно, кто?
Баба Яга: Я Баба-Яга, костяная нога.
Новою машину купила,
В гости к вам прикатила.
Ведущая: Хм, а документы на вождение у тебя есть, водительское удостоверение?
Баба Яга: Водительское удостоверение? Нос, метла и костяная нога – вот мои документы. А что, этого мало?
Ведущая: Ягусечка, а ты не знала, что нельзя управлять автомобилем без специального документа?
Баба Яга: Какого такого документа?
Ведущая: Ребята, давайте скажем, без какого документа нельзя управлять транспортом.
Дети: Водительское удостоверение.
Ведущая: Да, Яга, получить удостоверение не просто, нужно уметь аккуратно водить. А наши дети тебя сейчас научат аккуратному вождению.
Дети делятся на две команды.
Конкурс «Маневрирование».
Объехать с машиной (самокатом) вокруг кеглей, не задевая их.
Ведущая: Молодцы, ребята! Поняла, Яга, как ездить аккуратно? Вот так! Хочешь сама попробовать? (Баба Яга едет на машине).
Баба Яга: Ой! Я сейчас встретила такого красавца! Он мне так мигал, так мигал, то красным, то желтым, то зеленым.
Ведущая: Дети, а кого же Баба Яга встретила на пути? Что же у нас горит разными огнями?
Дети: (Ответы детей)
Ведущая: Ребята, может научим Бабу Ягу собирать светофор?
Конкурс «Собери светофор»
(на столе разложены два прямоугольника, и два набора кружков для светофора)
Баба Яга: Здорово! Ловко вы все собрали. А для чего же светофор нужен?
Дети: (ответы детей).
Ведущая: Предлагаю поиграть вместе с Бабой Ягой в игру «Угадай»
(ведущий показывает на сигналы светофора: красный - стоять, желтый - хлопать, зеленый шагают на месте, кто ошибается выходит из игры. Баба Яга старается запутать детей).
Ведущая: Отлично ребята! И с этой игрой справились!
Баба Яга: Да, все то вы ребята умеете. А я вот по пути к вам заехала в магазин, книжку купила. А здесь загадки! Попробуете отгадать? У меня самой никак не получается.
Игра «Загадки».
1. На столбе висят три глаза,
Мы его узнаем сразу
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идёт, а кто стоит. (Светофор)
2.Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она не убегает. (Пешеходный переход)
3. Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу, человеку я служу! (Подъёмный кран)
4. К нам во двор забрался «крот», роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет, без лопаты он копает (Экскаватор)
5. Что за птица- песен не поёт,
Гнёзда не вьёт, людей и грузы везёт (Самолёт)
6. Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль автомашина,
И зальёт пожар любой
Смелая дружина (Пожарная машина)
7. Я глазищами моргаю неустанно, день и ночь
Автомашинам помогаю и тебе хочу помочь (Светофор)
8. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит (Железная дорога и поезд)
9.Странная зебра
Не ест и не пьёт,
Но без еды и питья не умрёт (Пешеходный переход).
10. Мы машины нужные
И если вдруг беда,
У нас на дверце боковой
Написано – «02». (Полицейская машина)
Баба Яга: спасибо ребята! Теперь мне все понятно.
Ведущая: Ну а теперь ты Баба Яга попробуй нас удивить, для тебя испытание приготовили.
Конкурс «Собери картинку».
Дети соревнуются в собирании целой картинки. На картинках изображены дорожные знаки.
Ведущая: Ну что, Яга, поняла, что на дорогу просто так выезжать нельзя, нужно правила дорожного движения знать, знаки дорожные изучать, уметь машиной аккуратно управлять!
Баба Яга: Ой, ребята, на дороге просто так ездить опасно! Теперь я это поняла. Буду учиться и водительское удостоверение получать. А пока домой мне пора.
Ведущая: конечно, Ягуся, учись, а потом к нам возвращайся, еще посоревнуемся. А пока мы тебя отвезем. Сейчас выберем для тебя самый лучший транспорт для пассажиров.
Конкурс «Автобусы».
Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одному конусу.
Участники в каждой команде делятся на пары: первый — водитель, второй — пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно быстрее обежать вокруг конуса и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первая выполнившая задание.
Баба Яга: Ох и молодцы, ребята! Ну что ж, везите меня домой, побуду пока пассажиром! До свидания ребята!
Ведущая: До свидания, Баба Яга! Приезжай к нам еще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» «Осторожно,дети!»
Данный проект посвящен месячнику по профилактике травматизма и разработан по всем требованиям, предъявляемые к проектам...
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по правилам дорожного движения для детей среднего возраста «Дорожная грамота»
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-тра...
Сценарий сказки по безопасности дорожного движения для детей среднего дошкольного возраста «Дорожные приключения Фунтика»
Данный сценарий адресован воспитателям групп старшего дошкольного возраста с целью развития у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через досуговую деятельность. Постановк...
Педагогический межпредметный проект по безопасности дорожного движения "Детству безопасную дорогу"
Проект «Детству безопасную дорогу» направлен на формирование у детей культуры поведения на дорогах, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.Реализация проекта осуществл...
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Правила дружелюбной дороги».
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Правила дружелюбной дороги»....
Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста "Безопасная дорога"
Проект по безопасности дорожного движения для детей подготовительной группы (6-7 лет)...