Метод проектов как педагогическая технология
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.
Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.
Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_metod_proektov_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет
"Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности"
Доклад:
Метод проектов как педагогическая технология
Подготовила и провела
воспитатель высшей категории
Блохина Л.Ю.
Горки-10, март 2022г.
Метод проектов как педагогическая технология
1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.
Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.
Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.
Согласно В.И. Слободчикову, проектирование – деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.
Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй – развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации – показывает, что эта деятельность основывается на реальных процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего.
Таким образом, проектирование включает два вида деятельности: мыследеятельность (промысливание того, что должно быть) и жизнедеятельность (одновременное развертывание процессов реализации).
Проектирование предполагает выполнение ряда специфических работ: проблематизации, концептуализации, программирования, планирования, конструирования новой практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации проекта.
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности педагогом и обучающимися.
Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль педагога - он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность педагогу важно помнить, что проект - это форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
2. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС). Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
В целях избегания двусмысленности при употреблении терминологии следует различать понятия «проектная деятельность» и «метод проектов» как педагогическую технологию.
Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъекта – это (соответственно) индивидуальная и ли групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Классификация проектов может быть выполнена по разным основаниям.
Например:
- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;
- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный проекты;
- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный проекты.
Возможна и другая классификация.
4. ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технология «Метод проектов» осуществляется в несколько этапов.
1 этап. Подготовительный (разработка проектного замысла).
Основные виды работ в рамках 1-го этапа: предварительное обсуждение проектной идеи, определение проблемы, формулировка цели, постановка задач, определение результата и продукта деятельности, разработка плана работы.
№ п/п | Виды работ на этапе | Комментарии |
1.1 | Предварительное обсуждение проектной идеи
| Перед тем, как воспитанники начнут работать над проектом, необходимо, чтобы они определились в общих чертах относительно проектной идеи. Тему проекта формулировать пока не нужно. Скорее уместно говорить об очерчивании некоторых тематических рамок. Полезно использовать модель «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Важно, чтобы выбор детей был самостоятельным и ответственным (обоснованным) или они поддержали бы предложение педагога |
1.2 | Определение проблемы
| Проблема – противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией. Проблема должна быть для воспитанника значимой, а не надуманной (чужой). При формулировке проблемы воспитанник должен аргументировать значимость проблемы лично для него. При этом сначала должна быть сформулирована желательная для него ситуация (как надо) и охарактеризована, обрисована реальная (как есть). Проблема может быть сформулирована в форме вопроса |
1.3 | Формулировка цели
| Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта?» |
1.4 | Постановка задач
| Если цель направлена на достижение конечного результата, то задачи – на достижение промежуточных результатов. Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута? Задачи решаются в определенной последовательности, в случае группового проекта несколько задач может решаться одновременно (параллельно) |
1.5 | Определение результата | Результат неотторжим от того, кто его получил |
1.6 | Определение продукта | Продукт, в отличие от результата, отторжим от того, кто его получил |
1.7 | Разработка плана работы | При разработке плана полезно пользоваться ресурсной картой, содержащей информацию о тех ресурсах, которые доступны воспитанникам в процессе проектной деятельности |
Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.
2 этап. Основной (реализация проектного замысла)
Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности с целью получения продукта проектной деятельности (как замысла 1-го этапа).
№ п/п | Виды работ на этапе | Комментарии |
2.1 | Выполнение плана работы | При выполнении этого вида работ должна преобладать самостоятельная деятельность воспитанников |
2.2 | Консультирование детей у педагога | Степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей |
2.3
| Подготовка к защите проекта | Степень самостоятельности детей при подготовке проекта к защите зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей |
Результаты 2-го этапа: реализован план деятельности, разработанный на 1-ом этапе и созданы продукт(ы) деятельности в соответствии с замыслом 1-го этапа.
3 этап. Рефлексивный (подведение итогов проектной деятельности).
Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия, размещение проектов и их продуктов в портфолио.
№ п/п | Виды работ на этапе | Комментарии |
3.1 | Выступление с проектом |
Рекомендации по организации этих видов работ приведены ниже |
3.2 | Дискуссия | |
3.3 | Самооценка и рефлексия | |
3.4 | Взаимооценка | |
3.5 | Размещение проекта в портфолио |
Результаты 3-го этапа: завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) воспитанниками умений и навыков, необходимых для проектной деятельности.
5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые предполагают затруднения, связанные с организацией самостоятельной работы детей в силу их возрастных особенностей.
Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи:
- во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
- во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, возможности для проявления которого предоставляет проектная деятельность;
- в-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.
Дети 3-5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Дети 5-6 лет.
К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Дети 6–7 лет.
Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Кроме того, в дошкольном образовании более уместно говорить о минипроектах, выполнение которых приучает детей к алгоритму проектной деятельности, но предполагает значительную часть совместной работы детей и педагога.
При этом участие детей в минипроектах поможет связать образовательный процесс с реальными событиями из жизни ребёнка, что, в свою очередь, служит мощным мотивирующим фактором. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
6. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»
В рамках технологии «Метод проектов» возможны следующие виды деятельности педагога:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;
- собирает информацию, материал;
- организует занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);
- консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.
7. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому технология «Метод проектов» не отрицает, а, наоборот, интегрируется с технологий игровой деятельности дошкольников.
Приведем примеры проектов:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «День России»;
- творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Лето шагает по планете»; «Птицы».
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Задачи Жана Пиаже решаем с детства мы уже».
8. РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЮ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»
Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее (цитаты из дневников стажировки педагогов дошкольного образования, обучающихся по дополнительным профессиональным программам Академии):
«Метод проектов - один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей».
«В процессе проектной деятельности у детей повысилась самостоятельная активность».
«Действуя самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об интересующим их предметах и явлениях использовали свои знания для создания новых объектов деятельности».
«Проектная деятельность способствовала у детей к формированию самостоятельности, глубоко мотивированной познавательной деятельности».
«Проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов».
«Дети становятся более эмоциональны, активизируется их словарный запас, развивается фантазия».
«От результата выполненной работы дети получают удовольствие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями при реализации "метода проектов" как педагогической технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром
Обобщение опыта...
Работа с родителями при реализации "метода проектов" как педагогической технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром
Обобщение опыта...
Доклад "Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса."
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции...
Выступление на тему: «Метод проектов как педагогическая технология»
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Как показывают статисти...
"Проектный метод как инновационная педагогическая технология"
Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 10 лет назад, дети не ...
Метод проектов как педагогическая технология
Метод проектов - классификация, виды проектов, этапы проектной деятельности и роль педагога в них....
Метод проектов как педагогическая технология
Развитие познавательной активности...