Художественная литература по нравственности (2)
материал

 Барбарина Ольга Александровна

Художественная литература по нравственности (2)

(информация из открытых интернет источников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura_po_nravstvennosti.docx81.27 КБ

Предварительный просмотр:

Качества

Сказки

Рассказы

Человеколюбие

«Маша и медведь»

Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,

С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

 

 

Трудолюбие

 «Колосок»,

«Три поросенка»

 

К. Ушинский «Всякой вещи свое место»;    Я.Тайц «Карандаш»;

Ю.Тувим «Овощи»; Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»;

А. Мусатов  «Откуда хлеб пришел»;

Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»; С. Михалков «Овощи»;                                           К. Чуковский   «Федорино горе»,  Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

А. Фомин «Подружки», С. Могилевская «Поваренок Люли»,

Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

С. Капутикян «Маша обедает», С. Михалков «Дело было вечером»,

Б. Житков «Что я видел?»

Бескорыстие

 «Жихарка»

 

Зайцев «Уроки Айболита», К. Чуковский «Телефон»,

 С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз», М. Пришвин                                                              «Лесные хоромы», Александрова «Птичья елка»,                                                                                    «Мы кормушку смастерили»,

Л. Квитко «Бабушкины руки»,  Е. Благинина «Вот какая мама»,

М. Карим «Эту песню мама пела»

Порядочность

 

«Лисичка со скалочкой»

Г. Ладонщиков «Не скучаю», К. Чуковский «Айболит»

Зайцев «Уроки Айболита», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький                                 «Воробьишко», А. Барто «Есть такие мальчишки»,

С. Сахарнов «Самый лучший пароход», В. Осеева «Хорошее»,                                                    В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Маршак «Кошкин дом»

Терпимость

 «Три поросенка»

 

Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал»,   Сладков «Карась»,                                                Чуковский  «Мойдодыр», Михалков «А что у вас?»,

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», Маяковский «Кем                                                       быть», С. Маршак «Усатый – полосатый»

Тактичность

«Два жадных медвежонка»,

Н. Некрасов «Мороз – воевода», Одоевский «Мороз Иванович»

 

К. Чуковский «Телефон»,

 А. Барто «Девочка чумазая»,

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март»,

А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Культурное развитие и соблюдение правил морали

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

«Лисичка – сестричка и серый волк»,

«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

С. Козлов «Зимняя сказка»

 

Н. Забила «Ясочкин садик»; В. Осеева «Волшебное слово»;

С. Воронин «Трусишка», Воронкова  «Хитрый снеговик»,

Суриков «Зима»,

А. Барто «Елка»,

З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,

Я. Аким «Первый снег»,

И.С. Никитин «Встреча зимы», С. Маршак «Детки в клетке»,

«Где обедал воробей»,

Е. И. Чарушин «Что за зверь», Б. Житков «Что я видел»,

Александрова «Светофорчик»,

В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,

А. Барто «Медвежонок – невежа»,

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

Вежливость

Н. Некрасов «Мороз – воевода»,

«Маша и медведь»

В. Осеева «Волшебное слово»

Е. Благинина  «Обедать»;

С. Капутикян «Маша обедает», Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Бережное отношение к природе

Одоевский «Мороз Иванович»

С. Михалков «Веселый турист»;

«Осень в лесу» Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,

И. Соколова – Микитина «Весна – красна»,

Шорыгина «Моя корова»,

Чарушин «Собака»,

Благинина «Щенок»,

Толстой «Котенок», Сухомлинский «Старый пес», Н. Артюхова                                                               «Бабушка и внук»

Верность

«Жил был звездочет»

 

Пришвин «Журка»,

К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»; Александрова «Дозор»,

 А. Барто «На заставе», Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

Баруздин «Как мы на ракете летали»

Тема

Произведение

Задача

«Детский сад, наша группа. Правила дорожного движения.»

Н.Забила «Ясочкин садик», «Наш любимый детский сад»

-ознакомление детей с                                             правилами поведения в детском   саду                                                саду;

-способствование развитию                                       произвольного внимания;

-воспитание чувства коллективизма

 

«Я и моя семья»

В.Осеева «Волшебное слово»

-подвести воспитанников к                                                           пониманию правил культурного                                               поведения;

-развитие умений делать выводы;

-воспитание чувства гордости за свои                                             поступки

 

«Дары осени»

Ю.Тувим «Овощи»;

Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»

 

- ознакомление детей с видами овощей;

-развитие памяти;

-содействование трудовому                                                       воспитанию

 

«Золотая осень»

С. Михалков «Веселый турист»;

«Осень в лесу»

-ознакомление детей с описанием                                         красоты природы через прозу;

-развитие воображения детей;

-воспитание желания оберегать                                    окружающую природу

«Родная земля – кормилица – хлеб»

Сказка «Колосок»;

А. Мусатов  «Откуда хлеб пришел»;

Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»

-ознакомление детей с процессом                      изготовления хлебобулочной продукции;

-способствование развития                                                   положительных эмоций путем                                    сопоставления произведений с                                                реальностью.

-воспитание желания трудиться

 

«В гостях у бабушки Ульяны»

Сказка «Жихарка»;

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

 

-ознакомление с русскими народными                                   и авторскими сказками;

-развитие эмоционального отношения                                                           детей к сказочным персонажам;

-воспитание культуры поведения с                                                  незнакомцами

 

«Наш город»

С. Михалков «Овощи»;

Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

Сказка «Лисичка со скалочкой»

-развитие воображения детей;

-воспитание ответственности и                                               порядочности

 

«Домашние животные»

Сказка «Три поросенка»,

Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,

Пришвин «Журка»,

К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»

-ознакомление детей с рассказами о                                          животных;

- развитие памяти;

-воспитание желания заботиться о                                                       братьях наших меньших

«Труд взрослых в детском саду»

А. Карандашова «Большая стирка»,

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

А. Фомин «Подружки»

-ознакомление детей с трудом                                                      взрослых;

- развитие умения делать выводы;

-содействование трудовому                                                                    воспитанию

 

«Уголок природы»

Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,

Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал»,   Сладков «Карась»

-расширение представлений о                                                              нравственных качествах;

- развитие воображения детей;

-воспитание умения вести себя в                                                                обществе

 

Поздняя осень (живая и неживая природа)

С. Воронин «Трусишка»

-углубление представлений о жизни                                                    животных;

-развитие эмоционального отношения                                                                детей к сказочным персонажам;

-воспитание в детях единства слова и                                                               дела

 

Уроки Здоровейки

К. Чуковский «Айболит»,

Зайцев «Уроки Айболита»

-продолжение ознакомления детей с                                           произведениями К. Чуковский;

-развитие памяти;

-воспитание желания помогать другим                                                                                

«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»

Воронкова «Хитрый снеговик»,

Суриков «Зима»,

А. Барто «Елка»,

Н. Некрасов «Мороз – воевода»,

З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,

Я. Аким «Первый снег»,

И.С. Никитин «Встреча зимы»

-продолжение формирования у детей                                                           понятий смены времен года;

-способствование развитию                                                                произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в                                                                соответствии с нормами морали и                                           нравственности

 

«Бытовая техника»

К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»

-ознакомление детей с                                                                    произведениями К. Чуковского;

-развитие эмоционального отношения                                                               детей к персонажам;

-воспитание желания делать работу                                                   самостоятельно и своевременно

 

«В мире сказок»

«Лисичка – сестричка и серый волк»,

«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

С. Козлов «Зимняя сказка»

Одоевский «Мороз Иванович»

-углубление представлений детей об                                                                   авторских и русских народных сказках;

-способствование развитию                                                            положительных эмоций путем                                                                    сопереживания сказочным персонажам;

-разъяснение сущности моральных                                                                  норм

 

«Новый год в городе»

С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

-расширение представлений детей о                                                      праздновании Нового года;

-развитие эмоционального отношения                                                                 детей к наступающим праздникам;

-обеспечение нравственного                                                       воспитания

«Дикие животные зимой»

С. Маршак «Детки в клетке»,

«Где обедал воробей»,

Е. И. Чарушин «Что за зверь»

-обучение детей слушанию                                                                стихотворного текста;

-способствование развитию                                                                    произвольного внимания;

-воспитание желания бережно                                                            относиться к живым существам

 

«Предметы быта: посуда»

С. Могилевская «Поваренок Люли»,

Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

С. Капутикян «Маша обедает»

-выявление специфики работы с                                                                                                                  посудой;

-развитие умения логически излагать                                                       мысли;

-содействие трудовому воспитанию

 

«Зимующие птицы»

М. Пришвин «Лесные хоромы»,

В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко», Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»

-подвести воспитанников к                                                                                пониманию необходимости подкормки                                                                  птиц зимой;

-развитие эмоционального отношения                                                                                  к проблемам нехватки корма в зимнее                                                              время года;

-воспитание чувства сопереживания                                                              пернатым, желания помочь им в                                             трудную минуту

«Транспорт»

Б. Житков «Что я видел»,

Александрова «Светофорчик»,

 «Маша и медведь"

-обучение детей внимательности и                                                            аккуратности через произведения;

-развитие самостоятельности мышления;

-воспитание культуры поведения

 

«Наша армия»

В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,

Александрова «Дозор»,

 А. Барто «На заставе»

 

-ознакомление детей с                                                                              произведениями на военную тематику;

-развитие воображения детей с                                                                                 помощью иллюстраций по теме недели;

-воспитание чувства гордости за свою                                                            страну

 

 

«Наши папы»

А. Барто «Есть такие мальчишки»,

С. Сахарнов «Самый лучший пароход»

-Ознакомление с проявлениями                                                                             мужества у людей разного возраста;

-развитие умения слушать не                                                             перебивая;

-воспитание патриотизма и                                                                ответственности за себя и других

 

«Зимние развлечения, забавы»

А. Барто «Девочка чумазая»,

Чуковский «Мойдодыр»

-обучение детей быть опрятными с                                                          раннего возраста;

-развивать у детей желание всегда                                                                             иметь аккуратный внешний вид;

-воспитание умения слушать других,                                                                         не перебивая

«Праздник мам»

Л. Квитко «Бабушкины руки»,

Михалков «А что у вас?»,

Е. Благинина «Вот какая мама»,

М. Карим «Эту песню мама пела»

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март», Маршак «Сказка о глупом мышонке»

-расширение представления детей о                                                           празднике 8 марта;

-развитие желания помогать своим                                                                         мамам;

-воспитание чувства гордости за свою                                                            маму

 

«Наши добрые дела»

В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа»,

«Два жадных медвежонка»

-продолжение формирования у детей                                                             нравственных представлений о                                                                    хорошем и плохом;

-развитие умений детей выражать                                                                       свои эмоции;

-воспитание чувства коллективизма

 

«Вежливость»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

-обучение детей понятиям вежливости                                                                           и гуманизма;

-развивать у воспитанников желание                                                            помогать другим в сложных ситуациях;

-воспитывать желание поступать в                                                             соответствии с нормами морали

 

«Ранняя весна и ее признаки»

И. Соколова – Микитина «Весна – красна»

-ознакомление детей с описанием                                                                              природных явлений в произведениях                                                              российских авторов;

-развитие фантазии воспитанников;

-воспитание желания оберегать                                                                    природу

«Уроки Здоровейки»

Р. Ротенберг «Расти здоровым», Мирясова «Таня и мячик»

- продолжать знакомить детей с                                                            необходимостью ведения здорового                                                            образа жизни;

-развитие желания заниматься спортом;

-воспитание чувства ответственности                                                                        за свое здоровье

 

«Космос»

Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

Баруздин «Как мы на ракете летали»,

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,

«Жил был звездочет»

-продолжение ознакомления детей с                                                           космосом;

-развитие желания узнать побольше о                                                                     других планетах;

-воспитание чувства гордости за                                                                            Ю. Гагарина

 

«Нурлат-город трудовой славы»

Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «Дело было вечером»

-ознакомление детей с новыми                                                                          профессиями;

-развивать желание трудиться;

-воспитание чувства патриотизма

 

«Домашние животные»

Шорыгина «Моя корова»,

Чарушин «Собака»,

Благинина «Щенок»,

Толстой «Котенок», Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый»

- ознакомление детей с жизнью                                                          животных;

-развитие желания помогать и                                                                         защищать домашних животных;

-воспитание бережного отношения ко                                                                всему живому

«Мебель»

Б. Житков «Что я видел?»,

Маршак «Кошкин дом»

-формирование понятия о                                                                         необходимости беречь предметы быта;

-развитие памяти;

-воспитание аккуратности

 

«Уголок природы (комнатные растения)»

Н. Артюхова «Бабушка и внук»

-ознакомление с правилами ухода за                                                        растениями;

-развитие желания помогать старшим;

-воспитание бережного отношения к                                                                                                                    природе

Художественная литература по нравственности

        ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей

О роли художесвенной литературы,о воспитательной силе в её жизненой убедительности,эмоциональной действительности....

Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмо...

Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей.

Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоцианальность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка, приводят к искусственном...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Художественная литература является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты....

«Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании ребёнка»

В наше современное время компьютерных технологий, недостаточно уделяется внимания художественной литературе. Многие дети в дошкольном возрасте сидят у экранов компьютера вместо того, чтобы слушать чте...

Роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Книга развивает мечту, творчекую фантазию,эмоционально-познаветльную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству; вводит в мир образов, отражающих жизнь; обогащает знаниями; расширяет...