ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) по теме
Художественная литература является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57.21 КБ |
Предварительный просмотр:
I
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.Н. Суханова,
На современном этапе художественная литература и устное народное творчество служат важным средством воспитания детей дошкольного возраста.
Художественная литература является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в сказках раскрывается меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа; в стихах - улавливают музыкальность, напевность, различность мордовской речи.
Мордовская художественная литература несет черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, культуре народа, что в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка. Обогащает внутренний мир детей [1, с.33].
Уже в первые годы жизни человек должен всей душой, всем сердцем полюбить родной край, свой народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, «пустить корни в родную землю».
Созданию такой национально самобытной развивающей среды в условиях Республики Мордовия способствует работа по внедрению регионального компонента в дошкольных учреждениях.
В своей работе по воспитанию и развитию национального сознания у детей дошкольного возраста я опираюсь на программу «Валдоня», которая помогает охватить все виды детской деятельности. Руководствуясь материалом, предложенным этой программой, я стараюсь сделать жизнь детей яркой, богатой.
Слушая художественное произведение, дошкольник становится участником передаваемых событий, живет жизнью героев. Такие произведения, как «Витькин Тополь» Я.Пинясов; «Хитрый Гришка» П.Мокшанцев; «Медведь и мышонок» М.Сайгин, развивают у детей умение выражать свое отношение к героям и описывать события.
В процессе ознакомления с произведениями детской литературы особая роль уделяется беседе о прочитанном. Беседа помогает активизировать у детей интерес к мотивам поведения героев, их внутреннему миру, переживаниям, акцентировать внимание на словах, обозначающих эмоции, чувства, нравственные качества [3, с.41].
На начальном этапе с национальной художественной литературой детей средней группы я знакомила со сказками, рассказами, короткими стихотворениями; воспитывала умение воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью трех-четырех наводящих вопросов, которые я задавала детям.
Для полноценного восприятия детьми художественных произведений обязательно требовалась предварительная работа. Я использовала беседу, которая проводилась за 3-4 и более дней до занятия по ознакомлению со сказкой (рассказом). В процессе беседы я прежде всего объясняла слова и выражения, незнакомые или малознакомые ребенку этого возраста, показывала предметы или действия, которые они обозначают.
Известно, что использование различных средств наглядности помогает сконцентрировать внимание детей, включить их в активную работу. Для полного запоминания стихотворения целесообразно предусмотреть какие-то игровые действия. Игра «В зайчиков» или «Гусят и волка», которые помогали мне привлечь внимание ребят. Знакомство детей с творчеством мордовских детских поэтов провожу в свободной деятельности: например, работая летом на огороде.
«Огородница» П.Макшанцев.
Дышит жаром небосвод
Я иду на огород
Поливаю лейкой густо
И морковку и капусту
Вот уж выглянул лучок -
Показал мне язычок.
Знакомя ребят подготовительной группы с художественными произведениями Н.Мирская «Синица», «Не оброни слезинки», я старалась формировать и закреплять у детей представления о таких нравственных качествах как доброта, сопереживание, взаимопомощь.
С воспитанниками моей группы веду большую работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством мордвы. Мною был разработан перспективно-тематический план по ознакомлению детей с мордовской художественной литературой, фольклором. Разрабатывая план опиралась на таких мордовских авторов как: л.Земскова, Т.Тимохина, П.Макшанцев, Я.Пинясов [2, с.37].
Во время чтения любого произведения выделяю наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. При этом направляю мысль ребенка на поиски информации, позволяющей обобщать факты и события, находить ключ к правильной оценке поступков героев.
В формировании духовно богатой гармонически развитой личности детей огромную роль играет народная поэзия - потешки, песенки, стихи.
Приоритетным направлением нашего детского сада является приобщение дошкольников к национальным традициям мордовского и русского народа. Поэтому в детском саду создана богатая предметно-развивающая среда.
Для лучшего знакомства детей с детской художественной литературой и фольклором мною подобрана в группе библиотека книг современных писателей и поэтов: П.Макшанцев, Т.Тимохина, Я.Пинясов, Н.Мирская, Р.Федькин, А.Ежов, В.Корчеганов, Ф.Атянин, М.Сайгие, Ф.Бобылев, А,Прохоров, С.Пюлякина.
Есть сборники сказок, потешек, пестушек, кукольный театр.
Мною оформлен кукольный театр «Медведь - песельник».
Разработанный материал помогает детям глубже познакомится с литературой региона.
Таким образом, мордовская детская литература является для детей дошкольного возраста одной из форм познания мира, помогает ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащает его новыми понятиями, расширяет жизненный опыт [1, с.46].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучение использования народной художественной литературы...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнен...
«Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелл...
Использование народных игр в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Духовно - нравственное воспитание влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром....