«Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании ребёнка»
проект по художественной литературе (младшая группа) на тему

В наше современное время компьютерных технологий, недостаточно уделяется внимания художественной литературе. Многие дети в дошкольном возрасте сидят у экранов компьютера вместо того, чтобы слушать чтение взрослых, проживать вместе с героями книг, сочувствовать одним, и по-детски осуждать других. Это обуславливается тем, что в наше динамическое время, многим родителям просто  не хватает времени уделить ребёнку внимание, прочитать ему его любимую сказку.

Детство - пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление. Что остаются в памяти на всю жизнь Она развивает мечту. Творческую фантазию, эмоционально - познавательную деятельность любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за границы личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

Если нашим детям с дошкольного возраста не прививать любовь к книге: нашим сказкам, загадкам, потешкам, пословицам, поговоркам содержащим мораль выношенную поколениями, метко определяющими жизненные события, приобщающие ребенка к человеческой мудрости, то мы получим поколение незнающее свои национальные обычаи, культуру речи предков уклад их жизни. А так же дети будут ограничены в развитии художественно-творческих способностей: придумывать сказки, загадки, сочинять стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.rol_hudozhestvennoy_iteratury_.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании ребёнка»

Тип проекта: Педагогический.

Внешние участники: Воспитатель Красильникова Л.П.

Масштаб: 2012-2013год.

Целевая группа: дети второй младшей группы.

Обоснование для разработки проекта.

В наше современное время компьютерных технологий, недостаточно уделяется внимания художественной литературе. Многие дети в дошкольном возрасте сидят у экранов компьютера вместо того, чтобы слушать чтение взрослых, проживать вместе с героями книг, сочувствовать одним, и по-детски осуждать других. Это обуславливается тем, что в наше динамическое время, многим родителям просто  не хватает времени уделить ребёнку внимание, прочитать ему его любимую сказку.

Детство - пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление. Что остаются в памяти на всю жизнь Она развивает мечту. Творческую фантазию, эмоционально - познавательную деятельность любовь к искусству,

вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за границы личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

Если нашим детям с дошкольного возраста не прививать любовь к книге: нашим сказкам, загадкам, потешкам, пословицам, поговоркам содержащим мораль выношенную поколениями, метко определяющими жизненные события, приобщающие ребенка к человеческой мудрости, то мы получим поколение незнающее свои национальные обычаи, культуру речи предков уклад их жизни. А так же дети будут ограничены в развитии художественно-творческих способностей: придумывать сказки, загадки, сочинять стихи.

Цель проекта:

Приобщение детей и привитие любви к художественной литературе.

Задачи.

1.Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературных произведений, чувствовать и понимать их характер, воспринимать взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, понимать своеобразие сюжета, замечать изобразительно - выразительные средства, помогающие раскрытию содержания ( образные слова и выражения).

2.Формировать художественно - речевые исполнительские способности выразительность исполнения, умение передавать своё отношение к содержанию, персонажам, применять  разнообразные  интонации выражающие характер произведения использовать смысловые ударения, паузы, уметь менять силу и тембр голоса.

3.Развивать творческие способности детей. Воображение, умение придумывать образные слова, собственный сюжет к сказки, рассказа, загадки.

4.Информировать родителей о воспитывающей роли художественной литературы.

Стратегия и  механизмы  реализации проекта:

1.Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературных произведений, чувствовать и понимать их характер. Воспринимать взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, понимать своеобразие сюжета, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания образные слова и выражения.

Действия. Чтение сказок как народных,  так и авторских « Два жадных медвежонка», « Кот лиса и петух». Чтение рассказов :Чарушина , Пришвина, Бианки.

Беседы с детьми о прочитанном. Какие чувства передаёт произведение.

Какой это рассказ, сказка: грустный, весёлый. О чём рассказывается в произведении, что понравилось. Каким был главный герой. Показ иллюстрации, показ сказки с помощью театров.

Ответственная Красильникова Л.П.

2.Формировать художественно речевые исполнительские способности: выразительность, эмоциональность исполнения,  умения передать своё отношение к содержанию, персонажам, применять разнообразные интонации выражающие характер произведения, использовать смысловые ударения, паузы, умение менять силу и тембр голоса.

Действия. Беседа с детьми о прочитанном. Заучивание чистоговорок,  стихов, скороговорок .Скажи с разной интонацией. Дидактические игры ( из какой это сказки) Придумай конец сказки. Игры драматизации «Волк и семеро козлят»

«Теремок», « Два жадных медвежёнка», «Глупый маленький мышонок».

3.Развить у детей творческие способности, воображение, умение придумывать образные слова, собственный сюжет сказки, рассказа, загадки.

Действия. Составление рассказа по сюжетной картинке. Придумай сюжет сказки. Рисуем собственные иллюстрации к любимой сказке, рассказу. Театр своими руками (из пластилина) к сказкам: « Теремок», «Кот лиса и петух»

«Два жадных медвежёнка». Придумывание сказок о том, что окружает.

Напечатание книги по рассказам детей « Сказки наших детей».

Этапы проекта.

1 этап подготовительный.

Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка первичного материала в изучаемых публикациях; создание своей библиотеки в группе: литературные произведения одного и того же автора или одной и той же сказки, но с иллюстрациями разных художников.

Создание творческой группы для разработки, оформлении различных методических рекомендаций материалов, для консультаций с родителями, сценария праздника.

2 этап диагностический.

Проведение консультаций с родителями « Роль художественной литературы в воспитании ребёнка»

Работа с детьми: Чтение сказок « Кот лиса и петух» «Волк и семеро козлят»

«Глупый маленький мышонок» « Два жадных медвежонка»

Чтение рассказов Е. Чарушина В, Бианки, М. Пришвина. Цель: вызвать положительные эмоции детей к персонажам. Научить детей сострадать героям ( сказки, рассказа) которые попали в трудную ситуацию. Дать представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

Серия занятий знакомство с фольклорными произведениями: загадками, потешками, пословицами, поговорками, стихами.

Цель: формировать эмоциональную среду ребёнка, дать представление о своих национальных обычаях, об укладе жизни наших предков. Развивать образное мышление, творческое воображение, обогащать речь детей Экскурсия  в библиотеку. Беседа с библиотекарем об авторах рассказов  о природе В.Бианки «Лесные домишки»,  « Чей нос лучше» «Чьи это ноги»М.Пришвина «Золотой луг», «Разговор деревьев».Е.Чарушина «Волчишко»,  «Ёж», «Медвежёнок».

Театрализованные игры «Теремок» «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежёнка»

Игры драматизации «Маша и медведь», « Три медведя», Глупый маленький мышонок».

Составление рассказа по сюжетной картинке, придумывание окончание сказки, заучивание стихов, потешек ,поговорок, чистоговорок, придумывание загадок. Рисование детьми иллюстраций к любимой сказке, рассказу.

Лепка художественных персонажей к сказкам.

Печатание книги «Сказки наших детей»

3 Этап основной.

Проведение открытого занятия с детьми.

Тема: «Путешествие в сказочный лес»

Ожидаемые результаты.

1.Наличие условий для активной заинтересованности детей к различным жанрам художественной литературы.

Оформление книжного уголка: портреты писателей, любимые рассказы, а также знакомство с новыми книгами. Книги со стихами, потешками, пословицами, поговорками: чистоговорками.

Проведение родительского собрания на тему «Роль литературы в воспитании ребёнка»

Подбор книг согласно возрасту детей.

Рекомендации для родителей : оформление полочки книги в семье.

Организация игр драматизаций.

Дети проявляют большой интерес к книгам.

Активное использование различных театров: би-ба-бо, настольный, фланелеграф, теневой, плоскостной, пальчиковый, театр из пластелина                      (сделанный руками детей).

2.Дети без затруднения обыгрывают знакомые произведения. Имеют достаточный запас стихов , поговорок, пословиц. Умеют придумывать загадки о том, что нас окружает, а так же любят отгадывать Больше всего детям нравится загадки на смекалку. Имеют свой вкус, обращаются с просьбой прочитать любую книгу.

Обогащение словаря детей составляет 79%что на 14%больше чем в прошлом 2012-2013учебном году

Трансляция проекта.

1.Защита проекта на совете педагогов.

2.Отчет о реализации проекта на педагогическом совете

Перспективный план по обучению детей.

Всё больше и больше детей страдают общим недоразвитием речи. Их словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонационно невыразительна, высказывания затруднены, последовательность изложения нарушена, в речи используются короткие и простые предложения. Поэтому дальше я буду работать по этой теме : «Роль художественной литературы в развитии ребёнка». Работу буду проводить  поэтапно. Объясню на примере  цикла занятий по теме: «Сказка – ложь да в ней намёк».

1 этап

«Угадай сказку»

Цель: Уточнить знания народных и авторских сказок (с использованием загадок и иллюстраций).

Например: Сдобный,  пышный, круглощёкий

                У него румяный бок.

                Убегает по дорожке.

                И зовётся …(Колобок).

Летела стрела и попала в болото

А в этом болоте поймал её кто-то

Она распрощалась с зелёною кожей

И стала красивой и очень пригожей.

                ( Царевна - лягушка).

Практика показала: дети с удовольствием разгадывают  пять- шесть загадок, затем их интерес снижается, поэтому дальше можно работать с демонстрацией иллюстраций, но сказок, не упоминаемых в загадках.

Второй этап.

«Назови сказку»

Цель: Сформировать умение грамматически верно строить сложные предложения, развивать способности  к анализу и синтезу.

Детям показывают иллюстрацию с изображением персонажей разных сказок (коллаж).Надо вспомнить сказки, персонажи которых изображены на картинке ,и охарактеризовать героев.

Третий этап.

«Расскажи сказку»

Цель: Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию, ориентируясь на символы, последовательно излагать содержание.

На данном этапе целесообразно использовать таблицы, схемы. Приём рассказывания сказки по таблице наиболее доступен детям. Работу можно начинать со знакомой и любимой детьми сказки, например «Теремок».

( Медведь обозначен тёмным кружком, в этой сказке он не самый лучший персонаж) .После усвоения данного метода детям не составляет труда рассказывать различные сказки.

Четвёртый этап.

«Нарисуй и расскажи сказку»

Цель: Учить выделять характерные признаки внешнего облика героев сказок, наделять их эпитетами, развивать образное восприятие сказки.

Детям предлагают любую геометрическую фигуру. Путём дорисовывания  характерных признаков внешнего облика они должны получить задуманный образ человека или животного. Например, в сказке «Рукавичка» за основу берётся овал.

Пятый этап:

«Покажи сказку»

Цель: Учить наделять героев сказок тем или иным эмоциональным состоянием, соответствующим их характер, использовать в речи выразительные средства, характеризующие персонажей сказки.

Для решения этой задачи хорошо использовать пиктограммы. Рассказывая о том или ином персонаже, ребёнок подбирает пиктограмму, которая, по его мнению, отражает его характер и эмоциональное состояние.

Например, для сказки о Красной шапочке дети могут использовать маски-эмоции.

Шестой этап.

Цель: Учить обогащать связную речь, развёрнутым диалогом ,развивать умение чередовать прямую и косвенную речь.

        Детям демонстрируют  иллюстрации с изображением сюжетных ситуаций из двух сказок и предлагают подумать, над тем, как бы развивался сюжет в связи с изменившейся ситуацией.

Седьмой этап.

Цель: Учить использовать в речи прилагательные, развивать умение планировать рассказ, развивать воображение, фантазию.

Детям предлагается любой пейзаж и набор предметных или сюжетных картинок   :о ком могла бы быть сказка? Выбирается наиболее удачный вариант вместе с воспитателем. Так же кроме сказок учим пасловицы, чистоговорки, скороговорки, поговорки и считалки.

Список литературы.

1.Д/В№4 1987 год «Роль книги в воспитании ребёнка» Л. Панкратова.

2.Д/В№5 2007год  Н. Куликовских «Увлечь книгой»

3.Д/В№3 2008 год «Учимся у книги» Н. Миронова.

«Читайте детям стихи» Т. Роженцова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей

О роли художесвенной литературы,о воспитательной силе в её жизненой убедительности,эмоциональной действительности....

Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмо...

Роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Книга развивает мечту, творчекую фантазию,эмоционально-познаветльную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству; вводит в мир образов, отражающих жизнь; обогащает знаниями; расширяет...

Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей.

Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей.Проследить влияние художественной лите­ратуры на детей в процессе осуществления определенных задач нравственног...

Презентация «Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

       Презентация  «Роль художественной литературы в нравственно эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы «Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

         Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданск...