Презентация "Психологическое здоровье"
презентация
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_prezentatsiya_rsixologicheskoezdorov-edoshkol-nikov.ppt | 1.17 МБ |
3_prezentatsiya_psih_zdorove.ppt | 1.86 МБ |
prezentaciya1.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План. 1. Информационная часть. Проблема психологического здоровья на современном этапе. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. 2. Практическая часть. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов и детей. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду». 3. Обсуждение, подведение итогов.
Зависимость здоровья человека от различных факторов
ФИЗИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ; БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - ДВИГАТЕЛЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; - ОТДЫХ; - РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ; - ВАЛЕОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ; ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ; - САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩИХ; - ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Духовное ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ; МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; - РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ ; - МИР ИСКУССТВА; - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Психическое ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; - ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, ИГРЕ, УЧЕБЕ, РАБОТЕ; - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ; - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ; - ВАЛЕОЛОГИЯ, МОИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ. З ДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Психологическое здоровье Окружающая среда Внутренний мир ОБЩЕСТВО СМИ ЭКОЛОГИЯ ДОУ СЕМЬЯ АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА (сознание, поведение, самостоятельность ) ГЕНЕТИКА, ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА БОЛЕЗНИ, ПАТОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психологическое здоровье неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека: творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность на себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. Ключевым словом для его описания является «гармония», или «баланс». Гармония между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие.
Основные показатели психологического здоровья: Психологическое здоровье Высокий уровень коммуникативных навыков Положительная мотивация к социальной деятельности Отсутствие нарушений в поведении Быстрая адаптация к условиям ДОУ
Уровни психологического здоровья: 1) Креативный (высокий) - дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи; 2) Адаптивный ( средний) - дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность; 3) Дезадаптивный (низкий) – дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Эти дети требуют индивидуальной психологической помощи.
Главная задача ДОУ. Создание таких условий, которые гарантируют формирование и сохранение здоровья детей: - создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния; - обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Условия, составляющие психологическое здоровье детей: Психологический комфорт Психологический климат
Психологический комфорт комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. В этом состоянии отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.
Психологический комфорт создают: Игры и упражнения (этюды). Музыкальные произведения. Произведения живописи. Театр и театральная деятельность Чтение художественной литературы. Общение с природой. Физические упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика А главное взрослый – образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, веселый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист.
Почему важно сохранять психологическое здоровье детей? Последствия психологического дискомфорта для ребенка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)
Психологический климат- комплекс внутренних условий, которые обеспечивают в процессе развития и жизнедеятельности группы, коллектива положительную (отрицательную) перспективу как для группы в целом, так и для каждого члена группы. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Климат (или атмосфера) в группе детского сада определяется: отношениями между воспитателем и детьми; отношениями между самими детьми.
Стили педагогического общения Авторитарный Либеральный (попустительский) Демократический
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей и воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Классификация нарушений психологического здоровья: деструктивный конфликт , выражающийся в невротической тревоге, невропатии (тревожные дети); гиперактивность, как проявление двигательной и умственной расторможенности, импульсивности, непредсказуемости; ненормативная агрессивность (физическая, вербальная, эмоциональная и др.); детские страхи (личностные, социальные, предметные, ситуативные, страх самовыражения); замкнутость и застенчивость, выражающиеся в низкой потребности контактов с окружающими; ригидность , проявляющаяся в длительном застревании на чем-либо; вербализм (болтливость) и интеллектуализм (рассуждения о том, о чем сам не понимает).
Педагогические средства психологического оздоровления детей Средство – материальные предметы, объекты духовной культуры, способствующие взаимодействию субъектов образовательного процесса. Виды педагогических средств: ролевые игры; психогимнастика (этюды, упражнения, игры); коммуникативные игры; эмоционально-символические игры; игры на развитие воображения; релаксационные игры и упражнения; подгрупповые и индивидуальные занятия; артпедагогика (пескопедагогика, книготерапия, изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия).
Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. «Я в своей группе детского сада». Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
Анализ «Атмосфера в моей группе». Проанализируйте групповую ситуацию с использованием следующей схемы: Обстановка в группе. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.) Почему я так думаю? Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные? Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные? Взаимоотношения между воспитателем и ребенком. С кем из детей у меня хороший контакт? Чем это объясняется? С кем из детей у меня не такие хорошие отношения? Чем это можно объяснить? Взаимоотношения между детьми. Между какими детьми существуют хорошие отношения? Чем это вызвано? Какие дети часто ссорятся между собой? Почему это происходит? Каких детей часто обижают? Почему это происходит?
Тест на эмоциональное отношение. Материал: лист бумаги, цветные карандаши. ( Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку). Вопросы можно подобрать самим. Детей сажают по одному за стол. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов Красный - возбужденное, восторженное отношение. Оранжевый - радостное, приятное. Желтый - теплое, доброжелательное. Зеленый - спокойное. Синий - грустное, неудовлетворительное. Фиолетовый, коричневый - тревожное. Черный - печаль, уныние.
Список литературы: Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников.- Ростов н/ Д: Феникс,2007 Ветрова Уроки психологического здоровья.- М,: ТЦ Сфера, 2011
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей диагностика межличностных отношений детей в группе включение игр и игровых упражнений в непосредственно образовательную деятельность использование пособий, инновационных методов и приёмов взаимодействие с родителями и педагогами
Диагностика межличностных отношений детей в группе графическая методика « Я в детском саду» методика «Два домика»
Поэтапное использование игр и игровых упражнений: 1-й этап - общение без слов Игры: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Волны», «Ожившие игрушки» 7-й этап - помощь в совместной деятельности Игры: «Общая картина», «Рукавички», «Закончи рисунки» 2-й этап - внимание к другому Игры: «Общий круг», «Переходы», «Передай настроение», «Найди своего брата или сестру» 3-й этап - согласованность действий Игры: «Сороконожка», «Заводные игрушки», «Составные фигуры» 4-й этап - общие переживания Игры: «Заблудившиеся дети», «Курица с цыплятами», «Две страны» 5-й этап - взаимопомощь в игре Игры:«Старенькая бабушка», «Живые куклы», «День помощника» 6-й этап - добрые слова и пожелания Игры: «Пожелания», «Комплименты», «Связующая нить», «Конкурс хвастунов»
Игра «Жизнь в лесу» Цель игры: отказаться от разговоров, перейти к непосредственному общению с помощью жестов и мимики.
Игра «Составные фигуры» Цель игры: научить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей, используя это изображать различных животных.
Игра «Мастер и подмастерья» Цель игры: научить детей оказывать помощь друг другу в процессе совместной деятельности.
Использование пособий, инновационных методов и приёмов «Подушка настроения» «Варежки мирилки» «Чудо - кубик» «Уголок настроения» Использование мультимедийных презентаций
Использование «Подушки настроения»
Использование «Варежек мирилок»
Использование «Чудо-кубика»
Использование «Уголка настроения»
Использование мультимедийных презентаций
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: "Задуй свечу". Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у". "Ленивая кошечка". Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".
Упражнения на расслабление мышц лица: "Озорные щечки ". Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. "Рот на замочке". Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на "замочек", сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4—5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю. -
"Злюка успокоилась". Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление мышц шеи: "Любопытная Варвара". Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: - Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед — тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: - А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно — расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук: "Лимон". Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить "лимон" и расслабить руку: - Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю — Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой. "Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется. "Вибрация". Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц ног: "Палуба". Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону — прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
"Лошадки". Замелькали наши ножки, Мы поскачем по дорожке. Но внимательнее будьте, Что вам делать, не забудьте! - "Слон". Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".
Упражнения на расслабление всего организма: "Снежная баба". Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. "Бубенчик". Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной "Пушистые облачка". "Пробуждение" происходит под звучание бубенчика.
"Тишина". Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали — надо спать Ляжем тихо на кровать. И тихонько будем спать. "Летний денек". Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: Я на солнышке лежу, Но на солнце не гляжу. Глазки закрываем, Глазки отдыхают. Солнце гладит наши лица, Пусть нам сон хороший снится. Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан.
"Замедленное движение". Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно — расслабление приятно!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...